Опорные таблицы и схемы для уроков литературы

И.А. Бунин. «Цифры».
Выяснение читательских впечатлений после прочтения рассказа говорит о том, что дети не видят объективной, авторской позиции изображаемого, впечатление о взаимоотношениях людей (взрослого и ребенка) создано на основе субъективной позиции дяди. Чтобы увидеть авторскую точку зрения (фактическую) целесообразно построить такую схему-таблицу.




Объективная, авторская (фактическая позиция)


Субъективная позиция


«соврал я»

лжец, втягивающий в свой обман бабушку, ленивый человек, не держащий своего слова, жестокий (позиция угрозы ребенку), не контролирует своих эмоций , «ненависть», «разыгрывает роль», а не живет, не способен осознать свою неправоту.
Дядя
(взрослый)
Племянник (ребенок)
живой, развитый ребенок, жаждущий познания, нового; любящий мальчик; способен испытывать самые лучшие чувства, жить мечтой; адекватно реагирует на обиду, боль, унижение, жалкий, беспомощный, несчастный ребенок


«умный», в отношениях к ребенку руководствуется правилами, а не сердцем, подавляет позицией взрослого
Балованный, капризный, непослушный, упрямый, эгоистичный





конфликт неизбежен в воспитательных целях




Вывод: взрослый не может быть «царем» над ребенком только потому, что он взрослый. Ребенок – такая же личность, требующая уважения и понимания.

Н.В. Гоголь «Ревизор». 1 действие комедии.
« пренеприятное известие: к нам едет ревизор»
Расскажем, что для чиновника, служащего в государственном учреждении, ревизия – дело обычное, плановое, необходимое. Если чиновник работает честно, содержит документы и учреждение в порядке, значит, ревизия для него – явление нормальное. Пренеприятное - ?
Обязательно отслеживаются «говорящие» фамилии «Сквозник-Дмухановский», «Тяпкин-Ляпкин», «Держиморда».
Работая над проблемой произведения, характеристикой героев, обращаем внимание на автора (ремарки, приемы юмористического изображения героев)












Уездный город и его представители.

« хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»
(городничий)
состояние учреждений
богоугодные заведения
училища
суд
город в целом






беспорядки


Больницы:
Больные «походили на кузнецов», не ведется истории болезней, больные курят крепкий табак, люди не получают должного лечения. «Человек простой: если умрет, то и так умрет,если выздоровеет, то и так выздоровеет»
Больным велено габерсуп давать.. а несет такая капуста..»
Учителя: «имеют очень странные поступки» (делают гримасы, от избытка эмоций ломают стулья»)







Почта: начальник из любопытства распечатывает письма, читает их, оставляет себе.
Присутственные места: « в передней сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками», «высушивается всякая дрянь, от заседателя запах, будто он «вышел из винокуренного завода»
Городские помещики:
Бобчинский и Добчинский(1,3): неуважение друг к другу, окружающим, отсутствие логики, неумение отделить главное от второстепенного.
Нарушение законов:
«высечена унтер-офицерская жена»
«Арестантам не выдавали провизии!»
«На улицах кабан, нечистота»
Полицейский Прохоров « мертвецки два ушата воды вылил, до сих пор не протрезвился» (I, 4)
Квартальный – ворует в ботфорты серебряные ложечки», «стянул всю штуку сукна у купца»
Старые заборы, кучи мусора и грязи, строительство церкви не начиналось.
Держиморда бьет население (I, 5)




Чиновники

Земляника Артемий Филиппович
« очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив»
Хлопов Лука Лукич
Смотрит сквозь пальцы на происходящее в подведомственных заведениях, недалекий, нетребовательный человек





Почтмейстер:
« простодушный до наивности человек»
Глуп и недалек: «война с турками будет»
Ляпкин-Тяпкин Амос Федорович
«Человек, прочитавший пять или шесть книг, и поэтому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и поэтому каждому слову дает вес»
I, 1.: «здесь тонкая и большая политическая причина,» - откровенная тупость, недалекость
Речь: паузы, многоточие, междометия и местоимения (I, 1)
Льстец: на замечание городничего о гусятах: « всехна кухню, хотите, приходите обедать»
Невежество: « он говорит, что в детстве его мамка ушибла, и с тех пор от него отдает водкою»
Городничий
« очень не глупый по-своему человек»
I, явл. 1
Сон: с одной стороны, крысы- предвестники неприятного, с другой, - городничий не различает официальной обстановки и неофициальной. Перед ним сидят государственные служащие, которые вместо получения четких инструкций, основанных на законе, выслушивают домыслы и сны своего начальника. Смешивание официального и неофициального подтверждено в реплике городничего: « ведь это дело семейственное» (I, 1)
Меры временные: «Как проедет ревизор опять его можете повесить»
«Я и прежде хотел вам заметить» (судье I, 7)
«Я хотел давно об этом вам сказать»
Речь: рожа, гусенками




Взяточники, казнокрады
Препирательство о взятках и взятках борзыми щенками. Вопрос не о законности производимого, не о том, что искоренить, а чем и как брать.


Льстец: «попотчевать вас собачонкою. Родная сестра тому кобелю» (I, 2)
Беззаконник, нечестный человек: «травлю зайцев на землях и у того и у другого»
Низкие интересы: сплетни, охота, интриги.
Некомпетентный специалист: «15 лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку по а! Только рукою махну (1,3)
Низкий уровень культуры: препирательства с судьей «Зато вы в Бога не веруете»(1,1)
Сам является нарушителем законов: «письмовходящее и исходящеераспечатать

Во главе города стоят недалекие. Глупые люди, с низким интеллектом и культурным уровнем, казнокрады и взяточники, заботящиеся лишь о личном спокойствии и благополучии.
Юмористические приемы: несоответствие: «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет тебе в руки» (Письмо, 1,1)
«он(учитель) скроил такую рожу, какой я еще никогда не видывал. Он-то ее сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушать юношеству»(I, 2)
Почтмейстер: «Право, война с турками. Это все француз гадит.»
Гипербола: «Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски не слова не знает».

Л.Н. Толстой «Детство»
При изучении повести «Детство» учащиеся 7 класса практически впервые сталкиваются с мастерством писателя, рассматривающего внутренний мир героя. Зачастую, дети, следя за развитием сюжета, пропускают моменты, отображающие «движения души». Не допустить этого им поможет следующая работа.(Смотри схему-таблицу).

Внешний план
(что происходит, что видит читатель?)
Какие выводы делает читатель?
Внутренний план (что происходит в душе мальчика?)
Какие выводы делает читатель?

Карл Иванович хлопушкой бьет мух
Старик любит ребенка, хочет, чтобы мальчик еще немного поспал мухи могут разбудить его)
«Карл Иванович разбудил меня»
Ребенок проснулся, но не показывает вида

«Задел образок ангела», «муха упала мне прямо на голову»
Карл Иванович не заметил, потому что был увлечен занятием
«Зачем он тревожит меня?» Мучит, потому что он маленький. «Только о том и думает всю жизнь, ..как бы сделать мне неприятности»
«Противный человек»
(
мысленное выражение досады.
Мальчик несправедливо обвиняет воспитателя, ставя свое «Я» выше всего

«Карл Иванович взглянул на часы, повернулся к нам» и стал будить детей.
Забота о том, чтобы не опоздали к маменьке, выполнение своих обязанностей»
«Я притворился, будто сплю»
(
ложь
Мальчик своими действиями солгал наставнику

Карл Иванович щекочет пятки, зная, что мальчик боится щекотки.
Старик любит ребенка, старается скрасить неприятную процедуру подъема.
«Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать»
(
проявление любви
Мальчик признает свою неправоту, понимает, что Карл Иванович любит их и желает только добра



«Мне было досадно на самого себя, и на Карла Ивановича»
Чувство досады вызвано несправедливым отношением к Карлу Ивановичу, ребенок осознает свою вину.

Карл Иванович с удивлением расспрашивает о причинах огорчения

«Мне было совестно»
Проявление любви к старику, осуждение себя за дурные мысли.

Карл Иванович стал утешать и успокаивать
Проявление любви, доброты и заботы.
Выдумка о сне, будто умерла maman
(
новая ложь
Еще большее огорчение от новой лжи

«Карл Иванович оставил меня» и стал натягивать чулки
Выполняет свои обязанности
«Мрачные мысли не оставляли меня»
Угрызения совести за совершенный поступок


Когда после проведенной работы дети отвечают на вопрос: «Сколько времени занимает сцена?», разброс по времени составляет от 3 до 35-40 минут. Чем же это объяснить? Действительно сцена пробуждения не может занимать более 3-5 минут, но в душе ребенка за это время проходит целая жизнь, эволюция, которая «растягивает» время до названного учащимися.
Таким образом, мастерство Толстого проявляется в умении отследить состояние внутреннего мира героя.
М.Е. Салтыков Щедрин
Урок по «Повести о том, как мужик» начинаем с того, что произведение входит в сборник «Сказки» с подзаголовком «Сказки для детей изрядного возраста», т.е. сказки для взрослых.
- Чем, по-вашему, сказка для взрослых должна отличаться от сказки для детей?
В хорде ответов выстраиваем схему:
Сказки для взрослых

Глубокий подтекст
Глубокий поучительный смысл
Важная проблема


В «Повести»
Проблема взаимоотношений высокопоставленных чиновников (генералов) с крестьянами (мужиком).
Для решения (не решения?) проблемы Щедрин использует сатиру и юмор. Одним из приемов является несоответствие. Анализируя начало текста (первые 2 абзаца) находим несоответствие между содержанием предложения и выводом из него:
там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали.
содержание вывод
не соответствует




Учащиеся самостоятельно находят примеры несоответствий в тексте:
они в ночных рубашках, а на шее – по ордену
так как оба легкомысленны вдруг очутились на необитаемом острове.
Но самое главное несоответствие между тем, какими должны быть генералы и какие они есть на самом деле.
Характеристика генералов
несоответствие
Какими должны быть
Какие есть на самом деле

Умными, смекалистыми
«легкомысленны»
«ничего не понимают»
«слов никаких не знали»

Находить выход из любой ситуации (в т.ч. экстремальной)
«заплакали генералы» (беспомощность)
«во второй раз заплакал»

Быть высообразованными профессионалами
«стали искать, где восток, где запад» (не имеют элементарных знаний), весь смысл жизни сосредоточен на еде

Быть образцом как во внешнем виде, так и иметь самые высокие нравственные качества
«они в ночных рубашках»(лентяи), «в мгновение ока остервенелись», невежды (беседы о солнце, потопе); неблагодарные люди, тщеславные(«Вот как хорошо быть генералами»)



В результате проделанной работы учащиеся приходят к выводу, что образ генералов (высших чиновников) в «Повести» не соответствует образу, который должен быть; следовательно, они не должны стоять над мужиком (крестьянином).
На заключительном уроке учащиеся пишут развернутый ответ на вопрос: «Удалось ли Салтыкову-Щедрину решить проблему взаимоотношений генералов с крестьянами?» В результате ответов приходим к выводу, что проблема не решена, а только обозначена с целью привлечения к ней мыслящих людей России.















М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
Анализ поэмы начинаем с ключевого вопроса:
- Почему погиб герой?
Выдвигаются следующие версии:
От болезни «он страшно бледен был и худ. И слаб(с.58 гл.2)
От последствий встречи с барсом:
«Ты видишь на груди моей
Следы глубокие когтей» (С.63, гл.19)
От тоски по Родине:
« мне на родину следа
Не проложить уж никогда» (с. 63.гл.20)
От потери мечты:
Увы! Теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте(с.57 гл.4)
После краткой беседы приходим к выводу, что 1-2 причины не являются смертельными. Дети приводят примеры голодания, когда человек гораздо более длительное время может обходиться без пищи и воды; следы когтей барса не задели кости, у Мцыри нет переломов, эти раны в условиях монастыря были излечимы(монахи знают способы лечения травами), следовательно, герой погибает потому, чтоон не хочет жить. Так выходим на идею (основную мысль произведения): лучше умереть, чем жить в неволе.
Раскрытию идеи подчинено место действия – Кавказ, «где люди вольны, как орлы», образ главного героя и композиция поэмы.
Вспоминаем, что композиция – это построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей. Выясняем, что из 26 глав в 2 ведет повествование автор, а в 24 – Мцыри, выясняем, что в 24 главах рассказывается о 3 днях, а в 2 – о десяти годах. Думаем: почему? Работаем над лексикой: плен. «умру рабом и сиротой».(Почему рабом?)Приходим к выводу, что 3 дня на свободе запомнились Мцыри, потому что в эти дни была «открыта» настоящая жизнь. Работая с текстом, перечисляем, какие же открытия (внешние и внутри себя) делает герой.











Причины гибели героя:
«он страшно бледен был и худ» (гл. 2 с.58)
«ты видишь на груди моей // Следы глубокие когтей» (гл.19. с.63)
«мне на Родину следа // Не проложить уж никогда» (гл.20.с.63)
«Увы! Теперь мечтанья те// Погибли в полной красоте» (гл.4 с.57)

Место действия – Кавказ, где люди вольны, как орлы»




Образ главного героя:
«одну, но пламенную страсть» (гл.3 с.57) – свободолюбие
«я цель одну имел в душе» (с.61.гл.14.) – целеустремленность
«превозмог//Страдание голода»(с.61.гл.14) – преодоление
«если б хоть минутный крик мне изменил – клянусь// я вырвал слабый мой язык» (с.62.гл15.) – гордость, мужество.


Лучше умереть, чем жить в неволе
Идея



Композиция


(построение произведения и взаимосвязь его частей)


26 глав


от автора
повествование
от Мцыри

2 главы

24 главы

о 10-11 годах
?
о трех днях

Дни как близнецы:
«Я мало жил, и жил в плену»
«Вернулся к тюрьме»
почему
Врезались в память «свобода, сделал открытия:











Вокруг себя
образ природы (гл.6 с.57, гл.11, с.59, гл.10,с59)
встреча с молодой грузинкой (с.60-61)
встреча с барсом (гл.16-19)











Внутри себя
«мне было весело вдохнуть» (гл.9 с.59)
«но тут я плакал без стыда» ( гл.16.с.62)
«быть бы мог в краю отцов//не из последних удалец» (гл.16с.62)



Заголовок 1Hђ Заголовок 2Hђ Заголовок 315