Методическая разработка по физике на тему Виды контроля ЗУНов


Виды контроля знаний и умений студентов1.1. Цели контроля знаний и умений студентов
Контроль знаний и умений студентов является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между преподавателем и студентом, тем этапом учебного процесса, когда преподаватель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений студентов:
-диагностирование и корректирование знаний и умений студентов;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений студентов, можно увидеть, что это есть цели преподавателя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является студент, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений студентами, следовательно, все происходящее на занятиях, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого студента, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься студентами не как что-то, нужное лишь преподавателю, а как этап, на котором студент может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.
Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений студентов – чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако это не так. Если преподаватель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для студентов, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими студентами. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, однако, если бы преподаватель рассматривал цели контроля знаний и умений студентов только как диагностирование и учет знаний.
При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его пробелов, если они имеются, как преподавателем, так и, что не менее важно, самими студентами.
1.2. Формы контроля знаний и умений студентов.
Формы контроля знаний и умений студентов – многочисленные, разнообразные виды деятельности студентов при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый преподаватель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт физического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках физики: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта физического образования…. Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего). Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта. К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся требований государственного стандарта. Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам учебных заведений, учебным планам, программе и учебникам.
В практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений студентов:
- физический диктант
- тестовое задание
- краткая самостоятельная работа
- письменная контрольная работа
- контрольная лабораторная работа
- устный зачет по изученной теме.
1. Физический диктант – форма письменного контроля знаний и умений студентов. Он представляет собой перечень вопросов, на которые студенты должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов физического диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью физических диктантов можно проверить ограниченную область знаний студентов:
-буквенные обозначения физических величин, названия их единиц;
-определения физических явлений, формулировки физических законов, связь между физическими величинами, формулировки научных фактов;
-определения физических величин, их единиц, соотношения между единицами.
Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах студентов. Физический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели студенты при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения физического диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений студентов снимает часть нагрузки с остальных форм, а также, как будет показано ниже, может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.
2. Тестовые задания. Здесь студентам предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Студенты не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых студентами можно проверить с помощью физического диктанта, появляется возможность проверить умения студентов, связанные с распознаванием физических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.
Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них – это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны преподавателем без достаточного логического обоснования, большинство студентов очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому преподавателю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки.
Следует однако отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений студентов, оставляя в стороне деятельность по созданию физических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и физическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов преподаватель не может проверить умения студентов решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме. Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и компьютеров. Тесты не могут заменить других форм контроля, однако они открывают много новых возможностей перед преподавателем, проводящим в группе контрольное занятие, т.к. снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов студентов на поставленный вопрос.
3. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь студентам также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных студентами; задачи, на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение студентов распознавать физические явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля студенты обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.
4. Письменная контрольная работа – наиболее распространенная форма в педагогической практике. Традиционно «контрольные работы по физике проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные». Таким образом составленная контрольная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений студентов: умение решать задачи по теме, а также различные умения по применению физических знаний при решении экспериментальных задач. Количество вариантов контрольной работы является спорным вопросом. Применяется 2,4,6 и даже 8 вариантов, т.к. преподаватели стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым студентом. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки контрольной работы преподавателем, а также к появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности.
5. Контрольная лабораторная работа. Ею может стать лабораторная работа, подобная данным в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и физическим явлениям. Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от студентов не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность студентов, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как физический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения студентов при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.
6. Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля студентов. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений. Студент может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с преподавателем. Устная беседа с преподавателем, позволяющая проконтролировать сформированность физического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Преподаватель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого студента: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие преподаватели предпочитают освобождать от него часть успевающий студентов. В основном это объясняется стремлением преподавателей уложиться в отведенный для контроля урок или два.