Тренинговая работа на уроках истории и обществознания в малых группах.


Тренинговая работа на уроках истории и обществознания в малых группах.Одной из эффективных форм обучения является образовательный тренинг. Эта новая форма в настоящее время достаточно редко используется в школьной практике.
Тренинговая работа на уроках в первую очередь направлена на выработку различных умений, навыков и активизацию познавательной деятельности обучающихся. Это и развитие речи, познавательных процессов (мышления, воображения, памяти, внимания…), и развитие различных общеучебных и специальных умений: умения извлекать информацию из предметной и
изобразительной наглядности, по отдельным деталям определять, какую информацию может нести предмет или изображение и развитие исторической интуиции, эмпатии ( умения чувствовать и понимать исторического героя, сопереживать ему, пытаясь приблизиться к той обстановке, атмосфере, в которой он жил). Такая работа проводится посредством разнообразных игр и упражнений, собранных в единый комплекс, нацеленный на выполнение, конкретных дидактических задач,- такой комплекс мы и называем тренингом.
Тренинг позволяет моделировать ситуацию исследовательского поиска, когда, работая с историческими источниками ( предметами старины, картинами, фотографиями и др.), школьники на основе обнаруженных ими отдельных мельчайших подробностей извлекают информацию и , подобно историку или археологу, реконструируют по отдельным фрагментам целое.
Такая информация позволяет расширить, детализировать и конкретизировать исторические представления школьников и познакомить их в общих чертах с увлекательным процессом исследования прошлого.
Итак, предлагаем серию тренингов, которые могут быть использованы как на уроках, так и на занятиях кружка по истории.
Тренинг 1 (по работе с изображениями исторических деятелей)
На доске вывешивается портрет или картина с изображением исторических деятелей.
1.Внимательно рассмотрите картину. По выражению лица определите эмоциональное состояние изображённого(ых) на картине человека (людей).Какие чувства он(и) испытывает(ют)?
Карточка для детей.
Чувства и состояния, которые может испытывать человек: гнев, злость, стыд, страх, раздражение, тревога, отчаяние, тоска, скука, обида, вина, радость, ликование, сопереживание, зависть, горе, печаль, удовлетворение, интерес, любовь, ненависть, презрение, любопытство, боль, умиление, апатия, утомление, усталость, задумчивость, отрешённость, голод…2. Могли ли бы вы доверять этому человеку, рассказать ему какой-то свой секрет? Мог ли он стать вашим другом? Почему? Что в его облике заставляет вас так к нему относиться?
3.В парах изобразить какие-либо чувства: гнев, любовь, злость. Класс должен отгадать, какое чувство разыграно.
4.Далее участникам тренинга (или группам) раздаются карточки, где перечисляются различные характеристики личности и описания внешних черт человеческого облика. Участникам предлагается выбрать из предложенных те характеристики, которые, по их мнению, подходят к изображённой личности. Затем выбранные характеристики обсуждаются. Учитель комментирует.
5.Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что нет? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?
Тренинг 2 (по работе со старинными семейными фотографиями)
Тренинг может проводиться в связи с изучением темы «Моя родословная. Семейное древо».
Учащимся заранее даётся задание: принести, если у кого-то сохранились, старинные чёрно-белые фотографии, на которых изображена большая семья, расспросить у родителей об этих фотографиях: кто изображён, когда сделаны.
1.Рассмотреть имеющиеся фотодокументы, выслушать рассказы о них.
Показать детям известные исторические картины (например, А.П. Рябушкин «Семья купца в XVII веке») или фотографии (например, семья Николая II ) известных в истории семей. Рассматривая, акцентировать внимание детей на том, как располагались члены семьи: в центре самые значимые - мать и отец, дедушка и бабушка; очень маленькие дети - на руках, старшие дети – на заднем фоне, средние по возрасту дети и любимые домашние животные – сбоку или спереди на полу.
2.Сделать фотографию (картину) «семьи прошлого века».
Все участники тренинга должны расположиться «для фотографирования» , как будто они являются членами большой семьи. Каждому участнику придумать имя члена небольшую историю этого члена семьи: кто он, чем занимается, черты характера и т. п. Если участников много, их можно разделить на две группы (в среднем в такой группе может быть около 10 человек). Фотографировать можно условно, но лучше, если есть возможность, по-настоящему сфотографировать получившуюся «семью» , а потом подписать выбранные имена.
3. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?
Тренинг 3 (по работе с историческими личностями)
Этот тренинг целесообразно проводить в конце года, когда уже накоплен определённый материал по различным историческим персонам, на нём происходит обобщение знаний учащихся, но в то же время учащиеся узнают много новой информации о каждом историческом герое.
1.Заблаговременно участникам предлагается выбрать исторического героя, к которому они испытывают какие-либо чувства (не обязательно положительные), не равнодушны (на стене помещён плакат с именами различных исторических деятелей, но выбирать можно, и не пользуясь списком). При этом важно, чтобы учащиеся сами осуществляли выбор, а не учитель или родители навязывали роли. Это позволит ребёнку подняться в своём личностном развитии, пройти определённую полезную психологическую работу.
Учащимся необходимо написать на карточке выбранное имя, прикрепить карточку к одежде.
2.По кругу каждый рассказывает, как осуществлялся выбор, почему выбран именно этот человек, какие чувства, ассоциации он вызывает.
3.Знакомство: представиться ( от лица выбранного исторического героя) и сказать о «себе» несколько слов.
4.Далее предлагается продолжить знакомство, задавая вопросы друг другу, а «исторические герои» отвечают, при этом не требуется быть исторически точным в ответе на вопросы, нужно вообразить, как мог бы ответить тот или иной исторический герой. В этом упражнении ведущий тоже может задавать вопросы, чтобы «подкинуть» историко- – психологическую информацию, характеризующую личность того или иного исторического героя.
5.Ведущий задаёт вопросы:
Кто правил государством?
Кто участвовал в военных действиях?
Кто жил за границей?
Кто болел душой за Отечество?
Кто владел заводом или фабрикой?
Кто был награждён орденами?
Кто видел торжество своих идей и замыслов? и др.
6.«Поиск друзей». Походить внутри круга, поздороваться со всеми, найти исторических друзей, объединиться в группы.
7.«Поиск общего». Предлагается обнаружить то общее, что объединяет исторических героев, входящих в определённую группу.
8.Обратная связь. Каждый участник делиться впечатлениями. Что понравилось? Что нет? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?
Из опыта работы ГБОУ гимназии №45 Отделения надомного обучения.
Учитель истории и обществознания Воскресенская Наталья Евгеньевна.