Рабочая программа по ФЭМП программа От рождения до школы 2-младшая группа


муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад №175»
(МБДОУ)
Рабочая программа по ФЭМП
для детей 3-4 лет
(младшая группа)
авторы Помораева И. А., Позина В. А.
(в рамках основной образовательной программы
«От рождения до школы»)
Авторы- составители:
Воспитатели: Никонова Н. А.

2015 – 2016 уч. год
Нормативные основания рабочей программы:
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);
Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02-501.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01 №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);
Устав МБДОУ № 175
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175

Особенности детей группы №10 «Кораблик»
Группу №10 «Кораблик» посещают (--) детей 3 лет. Из них с (--) группой здоровья – (--) детей (%), со II группой здоровья (--) ребенка, с IIб (--) ребенка (%), с III группой здоровья (--) ребёнка (%).
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе (--) семей (%) - полные семьи, (--) семей (%) - неполные семьи (ребёнок проживает с мамой),
(--) семьи (%) - многодетные. Уровень жизни семей удовлетворительный.
Анализ этнического состава воспитанников группы: (--) ребенка - русские (%), (--) ребёнка - армяне (%), (--) ребёнок (%) из двуязычной семьи, что вносит определённые трудности в совместную деятельность воспитателя с этим ребёнком.
В группе (--) мальчик (%) и (--) девочек (%).
В этом учебном году в нашу группу перешли (--) ребёнка из других групп детского сада. Вновь прибывшие дети органично «влились» в детский коллектив. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.
Культурно-гигиенические навыки.
Большинство вновь пришедших малышей не умеют правильно держать ложку, ставят локти на стол, сутулятся, ноги растопыривают или засовывают под за ножки стула. Во время умывания забывают закатывать рукава, плохо вытирают руки, не могут до сих пор запомнить картинку своего полотенца, три ребенка не умеют самостоятельно раздеваться и одеваться. Мы им помогаем.
Мы детям ежедневно напоминаем: как надо мыть и вытирать руки, одеваться, держать ложку.
Высокий уровень – %
Средний уровень – %
Низкий уровень – %
Физическая культура.
Вновь пришедшие малыши, которые пришли из семьи, не умеют бросать мяч друг другу и ловить его, выполняют упражнения неправильно. Все дети очень любят играть в подвижные игры, охотно выполняют роль ведущего. Детям нравится метать дротики, бросать мешочки в корзину, играть в игру «Кольцеброс», «Кегельбан». У них это хорошо получается.
Ходить парами, ровным кругом могут дети посообразительней, ориентир них «край ковра».
Высокий уровень – %
Средний уровень – %
Низкий уровень – %
Игра.
Уровень игровых умений чуть выше среднего. Хорошо умеют играть девочки. У многих детей преобладают манипулятивные игровые действия: они не идут на контакт с детьми, дерутся, бросаются игрушками. Также они не умеют обращаться с игрушками – ломают их.
Многие новые малыши приносят в детский сад свои игрушки и охотно делятся с другими детьми. Играют хорошо в настольные игры, но не приучены убирать за собой.
Три ребенка любят играть в одиночестве.
Качаться на качалках, катать каталки и коляски учим играть по очереди.
Высокий уровень – %
Средний уровень – %
Низкий уровень – %
Речевое развитие
У большинства детей речь хорошая, но не эмоциональная, не всегда четкая. Мы добиваемся четкости в произношении звуков при помощи чистоговорок; в одной семье двуязычье – ребенок понимает, что ему говорят на русском, а на некоторые вопросы отвечает армянскими словами. У пяти детей речь сформирована плохо, (у одного ребенка речь отсутствует вообще) этим детям желательны занятия с логопедом и посещение коррекционной группы.
Высокий уровень – %
Средний уровень – %
Низкий уровень – %
ФЭМП
Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей, использовались представленные в плане методы контроля. Было выявлено: (%) детей владеют навыками счета, а именно считают в пределах 3, умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». (%) детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые). % детей умеют узнавать круг, квадрат, треугольник. Находят предметы заданной формы в окружающей обстановке. Лишь (%) детей умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия – впереди, сзади, близко, далеко. Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у (%) детей.
Высокий уровень – %
Средний уровень – %
Низкий уровень – %
Художественно – эстетическая деятельность.
РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА: не все дети правильно держат карандаш и кисть, но «круг, овал» рисуют правильно- замкнутым кольцом. Нарисованное стараются закрашивать в одном направлении, не выходя за контур. Карандашом рисуют хуже- сильно давят на стержень, рвут лист бумаги, закрашивают не равномерно. Цветовую гамму различают все дети.
Лепить нравится всем, но некоторые вновь пришедшие дети бояться брать в руки пластилин.
АППЛИКАЦИЯ: дети не умеют работать с жидким клеем (ПВА). На листе бумаге ориентируются не все хорошо, некоторые не располагают детали как показано на образце.
Высокий уровень – %
Средний уровень – %
Низкий уровень – %
Над чем надо работать:
1. Культура поведения за столом, на занятиях и в повседневной жизни.
2. Учить правильной последовательности мытья рук, одеваться и раздеваться, правильно держать ложку.
3. Индивидуально работать с каждым по обучению обращения с ножницами, карандашом и кистью.
4. Учить ходить парами, по кругу, правильно выполнять упражнения.
5. Вырабатывать технику танцевальных движений, корректировать силу голоса.
6. Работа с агрессивными детьми.
7. Закрепить понятия «больше- меньше, поровну, одинаково, столько- сколько»
8. Прививать дружеские отношения друг к другу.
Пояснительная записка
Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Целью элементарной математики является формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношения предметов и явлений окружающего мира. Формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Основные задачи по формированию элементарных математических представлений:
Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».
Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Количество занятий в неделю - 1, в месяц – 4. Всего 33 занятий (с учетом праздников и каникул, занятие подающие на эти дни переносятся в совместную деятельность).
Академический час = 15 минут
Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми младшей группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Формы реализации:
Система работы включает:
- НОД (занятия)
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
-решение ребусов, задач, головоломок.
Условия реализации:
Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центров игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр занимательной математики и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Центры оснащены развивающими материалами:
- Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
- Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.
Планируемые результаты:
Развитие элементарных математических представлений
Группировать предметы по цвету, форме, величине.
Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
•Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий.
•Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.
Формы, методы и приёмы работы по ФЭМП
Формы
работы
Способы Методы и приемы
(наглядные, словесные, практические, наглядно-практические, игровые)
НОД Групповые
Подгрупповые сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.
рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, действия с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры и упражнения, подвижные игры.
Совместная деятельность Подгрупповые, индивидуальные Игровые упражнения
Игры (дидактические, подвижные)
Показ
Напоминание
Объяснение
Обследование
Наблюдение
Экспериментирование
Развивающие игры
Проблемные ситуации
Самостоятельная деятельность Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
Игры-экспериментирования
Игры с использованием дидактических материалов
Наблюдение
Интегрированная детская деятельность
(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)
Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.
В пристальном внимании нуждаются дети, нерегулярно посещающие детский сад по болезни или другим причинам, ослабленные, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. С такими детьми должны проводиться индивидуальные занятия в форме игры и игровых упражнений, а на занятиях использовать методы и приемы технологии дифференцированного обучения.
Можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
Содержательный раздел

Дата Название темы
Кол-во часов Примечание
01.09.2015- 15.09.2015
21.09.15
28.09.15
05.10.15
12.10.15
19.10.15
26.10.15
02.11.15
09.11.15
16.11.15
23.11.1
30.11.15
07.12.15
14.12.15
21.12.15
28.12.15
11.01.16
18.01.16
25.01.16
01.02.16
08.02.16
15.02.16
22.02.16
29.02.16
07.03.16
14.03.16
21.03.16
28.03.16
04.04.16
11.04.16
18.04.16
25.04.16
16.05.16
30.05.16 Диагностические задания
Сентябрь.
Занятие №1
Целевые ориентиры: Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и величины фигур.
Занятие №2
Целевые ориентиры: Закреплять умения различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова «большой, маленький».
Октябрь.
Занятие №1
Целевые ориентиры: Закреплять умения различать количество предметов, используя слова «один, много, мало».
Занятие №2
Целевые ориентиры: Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделением из нее одного предмета; учить понимать слова «один, много, ни одного».
Занятие №3
Целевые ориентиры:
Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «Сколько?» и определять совокупности словами «один, много, ни одного».
Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно – двигательным путем.
Занятие №4.
Целевые ориентиры:
Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами «один, много, ни одного».
Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно – двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.
Ноябрь.
Занятие №1.
Целевые ориентиры:
Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами «длинный – короткий, длиннее – короче».
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупность словами «один, много, ни одного».
Занятие №2
Целевые ориентиры:
Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «Сколько?», используя слова «один, много».
Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «длинный – короткий, длиннее – короче».
Занятие №3.
Целевые ориентиры:
Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами «один, много».
Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.
Занятие №4
Целевые ориентиры:
Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами «один, много».
Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.
Занятие №5
Целевые ориентиры:
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами «длинный – короткий, длиннее – короче».
Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Декабрь.
Занятие №1
Целевые ориентиры:
Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Закреплять умения различать и называть круг и квадрат.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами «длинный – короткий, длиннее – короче».
Занятие №2
Целевые ориентиры:
Учить сравнивать две группы предметов способом наложения, понимать значение слов «по много, поровну».
Упражнять в ориентировке на собственном теле, различать правую и левую руки.
Занятие №3
Целевые ориентиры:
Продолжать учить сравнивать две группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения «по много, поровну, столько – сколько»
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова «длинный – короткий, длиннее – короче».
Занятие №4
Целевые ориентиры:
Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «широкий – узкий, шире – уже».
Продолжать учить сравнивать группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами «по много, поровну, столько – сколько».
Январь.
Занятие №1
Целевые ориентиры:
Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами «широкий – узкий, шире – уже».
Совершенствовать навыки сравнения двух разных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами «по много, поровну, столько – сколько».
Закреплять умения различать и называть круг и квадрат.
Занятие №2
Целевые ориентиры:
Познакомить детей с треугольником: учить различать и называть фигуру.
Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами «по много, поровну, столько – сколько».
Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами «широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине».
Занятие №3
Целевые ориентиры:
Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами «по много, поровну, столько – сколько».
Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.
Февраль.
Занятие №1
Целевые ориентиры:
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами «по много, поровну, столько – сколько».
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами «вверху – внизу».
Занятие №2
Целевые ориентиры:
Познакомить с приемами сравнения предметов по высоте, учить понимать слова «высокий – низкий, выше – ниже».
Упражнять в определении пространственных направления от себя.
Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения и пользоваться словами «по много, поровну, столько – сколько».
Занятие №3
Целевые ориентиры:
Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способом наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «высокий – низкий, выше – ниже».
Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «поровну, столько – сколько».
Занятие №4
Целевые ориентиры:
Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «больше – меньше, столько – сколько».
Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами «высокий – низкий, выше – ниже».
Занятие №5
Целевые ориентиры:
Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «больше – меньше, столько – сколько, поровну».
Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник
Март.
Занятие №1
Целевые ориентиры:
Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями «больше – меньше, столько – сколько, поровну».
Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Занятие №2
Целевые ориентиры:
Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами «больше – меньше, столько – сколько».
Закреплять умение различать и называть части суток «день, ночь».
Занятие №3
Целевые ориентиры:
Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, учить обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).
Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.
Занятие №4
Целевые ориентиры:
Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Апрель.
Занятие №1
Целевые ориентиры:
Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).
Упражнять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами «большой, маленький».
Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами «спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа».
Занятие №2
Целевые ориентиры:
Учить различать одного и много движений и обозначать их количество словами «один, много».
Упражнять в умении различать пространственные направления относительно от себя и обозначать их словами «спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа».
Упражнять в умении составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.
Занятие №3
Целевые ориентиры:
Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами «один, много».
Закреплять умение различать и называть части суток «утро, вечер».
Занятие №4
Целевые ориентиры:
Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями «столько – сколько», больше – меньше».
Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами «большой, маленький».
Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги «на, над, под, за и т.д.
Май.
Занятие №1
Целевые ориентиры:
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
Занятие №2
Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:
- математические наборы.
-счетные палочки.
-раздаточный материал по разделам ФЭМП.
- цифры и фигуры (обучающие карточки).
- наборы геометрических фигур.
- наглядно-дидактические пособия «Цвета».
- демонстрационный материал по разделам ФЭМП.
-дидактические игры по ФЭМП.
-обучающий плакат «Цвета и фигуры».
Педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Список литературы:
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
И.А. Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений»: Младшая группа. – М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015