Презентация по физической культуре на тему Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников


Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников Выполнила Евграфова Ольга Николаевна учитель физической культуры ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и т.п. Именно ими была поднята проблема: как повысить у ребенка интерес к учению, т.е. формировать мотив.В настоящее время политика образования Российской Федерации направлена на переход к развивающему обучению, где меняются цель, содержание и методы обучения. И в новой ситуации организации обучения эта проблема стоит на повестке дня Проблемная ситуация. При анализе состояния проблемы формирования мотивации к урокам физической культуры младших школьников выявилось следующее противоречие: между объективно существующей потребностью учителей активизировать положительную мотивацию младших школьников к урокам физической культуры и отсутствием научно обоснованных методик, способствующих решению этой актуальной для физической культуры проблемой.Исходя из выявленного противоречия, была сформулирована проблема, которая состоит в поиске средств обучения, которые позволили бы формировать положительные мотивы к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста. Актуальность работы состоит в том, что в условиях введения ФГОС второго поколения выдвигаются новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой. В чём отличие новых стандартов отныне действующих?Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Цель : определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.Задачи : - Изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации.- Определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у младших школьников.- Обосновать эффективность форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников. Ожидаемые результаты:Изучение и анализ научно-методической литературы, определение мотивов, которые вызывают интерес к занятиям физической культурой, выявление наиболее эффективных форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям двигательной активностью- все это должно помочь учителю правильно формировать у учащихся младших классов желание активно заниматься физической культурой не только в рамках урочной деятельности, но также и во внеурочной.Методы, использованные в работе:- анализ научно-методической литературы,- анкетирование,- педагогическое наблюдение,- мониторинг физической подготовленности (контрольные испытания),- педагогический контроль,- проблемно-поисковый метод,- методы проектов,- методы математико-статистической обработки данных. Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности (из Википедии). Мотивы Общие(желание заниматьсяФизической культурой вообще) Конкретные (желание выполнять какое- либо определенное упражнение, видом спорта Связанные с процессомдеятельности(удовлетворение потребности в двиг-ой акти-ти и удовольствии Связанные срезультатом деятельности(удовлетворениеПотребностейЛичности в самосовер-нии,самовыр-ии Методы обучения МетодыОрганизации и осуществления учебно-познавательнойдеятельности Методы стимулированияи мотивацииучебно-познавательной деятельности Методы контроля и самоконтроля Формирование положительной мотивации учащихся младших классов осуществляется с помощью следующих методов: Анализ работы. Было проведено анкетирование с целью определения мотивации  к занятиям физической культурой  и ведению ЗОЖ  среди учащихся 2-х классов, были выявлены следующие результаты: приложение №3 (анкета):- Большинство желают увеличить количество уроков физкультуры с 2-3 до 4-5 раз в неделю. - В основном здоровьем своим учащиеся довольны.- Определение понятия «вести  здоровый   образ   жизни» выражают, как отсутствие болезней, занятия спортом, соблюдение режима дня. - А вот, самочувствие на уроках у многих школьников сопровождается «усталостью»; «напряжением». - На вопрос, «какие общешкольные мероприятия прошлых лет по проблеме здоровья и  здорового   образа   жизни тебе больше запомнились?» основным ответом был школьные «Дни здоровья». 65 35 80 20 Показатели в мае Показатели в сентябре Диаграммы. Эмоциональность учащихся по отношению к урокам физической культуры В начале работы была проведена методика «весёлый-грустный» для оценки эмоционального отношения к урокам физической культуры, получилось 35% грустных ответов, 65% отметили позитивную настроенность к урокам физической культуры. С целью повышения эффективности и развития обозначенных мотивов и потребностей у школьников необходимо использовать такие методические подходы: 1. Устранение на уроках физической культуры ненужных пауз.2. Осуществление постоянного контроля над школьниками на уроке. 3. Максимальное включение в деятельность всех учеников, в том числе и освобожденных врачом от выполнения на данном уроке физических упражнений. Проблема формирования положительных мотивов к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста будет решена, если будут применяться следующие средства: Проблема формирования положительных мотивов к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста будет решена, если будут применяться следующие средства:- задания и их оценка должны быть дифференцированы относительно принадлежности учащихся к определённой медицинской группе и улучшения личностного результата по нормативным требованиям программы под девизом «Победи свой рекорд!», - использование в обучении ситуации «Успеха»,- воспитание у учащихся потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой,- включение в урочную и внеклассную работу преимущественно игр, упражнений и конкурсов соревновательного характера,- преподавание теоретического материала по физической культуре и здоровому образу жизни с использованием ИКТ (только обоснованно),- проведение для учащихся начальных классов всероссийских спортивно-оздоровительных «Президентские состязания» (автор Ю.В. Вавилов),- вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность,- вовлечение учащиеся для занятий в спортивных секциях,- освещение достижений учащихся в соревнованиях и конкурсах по физической культуре публично. Заключение В результате проделанной работы повысилось качество обученности учащихся и активизировался познавательный интерес учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом:1. Соревновательные игры и упражнения вызывают повышенный интерес со стороны младших школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении и эмоциональной рефлексии.2. Проектная деятельность и участие в конкурсах по темам «физическая культура и «здоровый образ жизни» способствуют формированию мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, спортом и здоровому образу жизни.3. Теоретические занятия по физической культуре и «Уроки здоровья» необходимы для расширения общего кругозора, в частности дают углубленные знания о здоровье, гигиене, своём теле и др.4. Тесная связь с родителями помогает в формировании потребности в здоровом образе жизни у учащихся.Таким образом, удалось определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников будет более эффективным, если в учебно-воспитательном процессе применять как традиционные формы и методы работы, так и инновационные (применение ИКТ, проектной деятельности, проведение спортивно- оздоровительных соревнований «Президентские состязания»). Спасибо за внимание!