Из опыта использования технологии организации деятельности обучающихся, имеющими высокую мотивацию к изучению математики

Кошкин А. А., к. т. н., доцент, учитель математики Гимназии 44, г. Иркутск
Из опыта использования технологии организации деятельности обучающихся, имеющими высокую мотивацию
к изучению математики

Трудно найти какой-то особый приём или особую технологию в работе учителя. Ведь каждый из нас «даёт уроки», рассказывает и спрашивает, проводит самостоятельные и контрольные работы, проверяет их, выставляет оценки. Но каждый учитель это делает все-таки по-своему, ищет и находит какие-то собственные сочетания вроде бы известных педагогических приёмов, из которых и возникает технология организации деятельности обучающихся у конкретного учителя, позволяющая достигать более высоких результатов в работе. Поэтому автор и делает попытку познакомить коллег не с отдельными педагогическими находками, а с той технологией работы, которая сложилась за более чем 35-летний период педагогической работы.
Акцент в этой системе делается на работу с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к изучению математики. Учитель же постоянно ищет способы повысить эту мотивацию учеников, управлять ею.
Цель доклада – показать некоторые способы повышения мотивации учащихся к учебе, что является главным условием для успешного сотрудничества учителя и учеников. Скорее всего, любой педагогический опыт (как и каждый человек) в чем-то тривиален, а в чем-то уникален.
Главной задачей раскрытия особенностей данной технологии считаем поиск и максимальное раскрытие способностей талантливых учеников.
Рассказать обо всех элементах этой технологии вряд ли возможно, поэтому выбраны только основные (наиболее заметные) особенности как проведения уроков, так и работы после уроков.
Основными особенностями организации своей урочной деятельности я считаю применение рейтинговой системы оценки знаний учащихся, а также специальных уроков развития логики и интеллекта. Эти особенности организации урочной деятельности являются ключевыми в повышенной мотивации моих учеников к изучению математики, что и является залогом их успехов.
1. Применение рейтинговой системы оценки знаний учащихся
Разработанная нами рейтинговая система оценивания соотносится с деятельностным подходом к обучению к обучению и позволяет индивидуально оценить каждого ученика.
Существующая пятибальная система, хотя и является простой и удобной, имеет и свои недостатки. В школьной практике используются, как правило, четыре оценки. Ведь оценка «1» т.е. «плохо» практически не используется (да и нужна ли она?). Поэтому мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда учащиеся, имеющие одинаковые оценки, обладают разными уровнями знаний. Такое положение не всегда устраивает и учителя, и учеников. Особую актуальность эта проблема получила в последние годы, в связи с новой формой аттестации учеников 9-тых и 11-тых классов.
Одним из вариантов углубления дифференциации при оценке знаний учащихся может служить рейтинговая система, которая не заменяет, а дополняет общепринятую пятибалльную систему. Основными особенностями рейтинговой системы являются: одновременный контроль знаний всех учащихся; нормирование всех заданий контрольной (или самостоятельной) работы; отсутствие верхней границы оценки; расчет индивидуального ежемесячного рейтинга учащихся.
Так как предусматривается одновременный контроль знаний всех учащихся, основными формами контроля являются самостоятельные и контрольные работы. Самостоятельные работы проводятся не менее двух раз в месяц, контрольные – один раз в месяц. Все задания самостоятельных работ нормируются в зависимости от их сложности и трудоемкости, причем учитывается степень выполнения каждого задания. Объем работы подбирается так, что сильные ученики могут набрать 6 – 8 баллов, но предусматриваются и дополнительные задания к каждой работе, верхняя граница не устанавливается.
Для выставлении оценки за работу учитывается сумма набранных баллов и число полностью выполненных заданий. Например, набранных пяти баллов может не хватить до оценки «5», если число полностью выполненных заданий менее четырех.
Для расчета ежемесячного рейтинга (R1) учитываются оценки за каждую работу и коэффициенты значимости каждого вида контроля: для самостоятельной работы К = 1, для контрольной работы К = 2 (для полугодовой и годовой контрольных работ К = 3). Кроме того, учитывается также рейтинг предыдущего месяца R0. Общая формула расчета текущего рейтинга имеет вид: R1 = (3R0 + 2K + C)/6.
Несмотря на дополнительные затраты времени для учителя, данная система доказала свою жизнеспособность, и автор успешно применяет её уже много лет. Ученики (и их родители) с нетерпением ждут очередной рейтинг-лист, живо обсуждают все изменения, записывают свой текущий рейтинг в дневник. Кроме того, что рейтинговая система позволяет индивидуально оценивать каждого учащегося, она обладает и большим стимулирующим действием, не позволяя «расслабляться» ни слабым, ни сильным ученикам.
На наш взгляд, применение подобных систем оценки знаний наиболее полезно для сильных учеников (с рейтингом выше пяти), поэтому подобные системы эффективны только в классах с достаточно большим числом сильных учеников (более 6). Иначе никакого соревнования между ними организовать не удастся.
2. Проведение специальных уроков развития логики и интеллекта
Второй особенностью организации урочной деятельности учеников являются уроки по развитию интеллекта, которые я провожу, как правило, в конце каждой четверти (во всех своих классах). Для их проведения подготовлены комплекты специальных заданий, в том числе и с использованием дидактических игр-головоломок («Пифагор», «Пентамино», «15» и др.).
Наиболее популярными заданиями на этих уроках являются латинские квадраты размерами 4х4, 5х5, 6х6 и мини-судоку этих же размеров, а также составление примеров с использованием заданных цифр («лестница»). Из геометрических заданий наиболее популярны «Раскрой» (в которых нужно разместить на заданной площади максимальное число фигур заданной формы), а также составление фигур из отдельных элементов («Пифагор»).
Такие уроки проходят «на одном дыхании», активность учеников очень высока, результаты (и оценки за урок) тоже достаточно высоки. Учащиеся с нетерпением ждут этих уроков, но главное – продолжают активно работать и на обычных уроках.
Некоторые результаты применяемой технологии обучения
Об эффективности применяемой системы работы в учебное время можно судить, например, по результатам итоговой аттестации моих выпускников. Результаты итоговой аттестации моих выпускников за последние 10 лет (5 выпусков, 138 учеников):
Средний балл – 62 балла.
Результаты лучших учеников по ЕГЭ : Воронков Дмитрий – 98 баллов, Присяжнюк Лев – 90 баллов, Хасанов Тимур – 90 баллов, Воронков Андрей – 85 баллов, Абдрахимова Анна – 80 баллов.
Результаты ГИА за последние 2 года (2 выпуска, 56 учеников):
Средний балл – 24 балла (из 38),
Результаты лучших учеников: Абдрахимова Анна – 38 баллов, Туник Сергей – 38 баллов, Серебренникова Светлана – 38 баллов.
Организация внеурочной деятельности по преподаваемым предметам
Внеурочная деятельность охватывает до 90% моих учеников и включает три основных направления:
Подготовка к поступлению в вузы;
Подготовка к участию в олимпиадах, турнирах, конкурсах по математике;
Подготовка к участию в научно-практических конференциях и выставках.
Подготовка к поступлению в вузы осуществляется в рамках двух спецкурсов:
- «Решение конкурсных задач и задач повышенной сложности» - по соответствующей адаптированной программе;
- «Коллективный ученик» отделения математики Открытого лицея ВЗМШ при МГУ им. М.В. Ломоносова - по авторской программе преподавателей ОЛ ВЗМШ.
Большинство учеников посещают оба спецкурса, так как их программы взаимно дополняют друг друга и обеспечивают очень хорошие результаты как выпускных, так и вступительных экзаменов в вузы (в том числе и в форме ЕГЭ). Более того, все выпускники не испытывают затруднений и при изучении математики в вузе.
При этом 100% выпускников ОЛ ВЗМШ поступают в вузы и, как правило, на бюджетной основе.
Подготовка к участию в олимпиадах, турнирах, конкурсах осуществляется в рамках двух факультативных курсов:
- «Интеллектуальный тренинг» для 5-8 классов;
- «Решение олимпиадных задач» для 5-11 классов.
В рамках декады точных наук я организую традиционный гимназический «Интеллектуальный марафон». Это самое массовое интеллектуальное соревнование в гимназии, в котором участвуют ученики от четвертого до одиннадцатого классов. Соревнование проводится одновременно как в командном (по 6 человек от каждого класса), так и в личном зачете.
Задания на марафоне подобраны таким образом, что они понятны и выполнимы для всех участников. Различие в возрасте (и, следовательно, в интеллектуальном потенциале) учитывается при подведении итогов: чем младше участник, тем на больший коэффициент умножаются набранные им баллы. Поэтому итоговые места распределяются в зависимости от интеллектуальных способностей участников, а не от их возраста.
Подготовка к участию в научно-практических конференциях начинается на курсе по выбору «Интеллектуальный тренинг», или на занятиях в летней математической школе, а продолжается в течение всего учебного года индивидуально с каждым учащимся.
Наиболее популярными для учеников являются мероприятия, проводимые в рамках Российской научно-социальной программы для молодежи и студентов «Шаг в будущее».
Некоторые результаты применяемой системы работы
За последние шесть лет нашими учениками получено: на Региональных научно-практических конференциях и выставках 43 диплома (8 - III ст., 15 - II ст., 20 - I ст.); на Всероссийских научно-практических конференциях и выставках 14 дипломов (2 - III ст., 3 - II ст., 9 - I ст.), а также 6 медалей победителя и 2 специальных приза (телевизора).
В результате применения рейтинговой системы оценки знаний учащихся, а также специальных уроков развития логики и интеллекта (но и не только из-за этого) существенно повышается мотивация учащихся к изучению математики, что и является залогом успешного освоения ими программного материала. У большей части учеников появляется желание повышать свои интеллектуальные способности и во внеурочное время. Наиболее способные ученики увлекаются исследовательской работой (и не только по математике).
Мы считаем, что лучшими аргументами, свидетельствующими об эффективности данной системы работы, являются достижения моих учеников. На наш взгляд, эти результаты достаточно высоки и стабильны. Такая система работы не позволяет расслабиться не только ученикам, но и автору, что подтверждают победы в профессиональных конкурсах последних лет.
Приводим также некоторые варианты разработанных нами заданий для уроков развития интеллекта.




Варианты латинских квадратов 4х4


Варианты латинских квадратов 5х5


Варианты мини-судоку 5х5


Варианты мини-судоку 6х6



Варианты заданий «Раскрой»
(Разместить в квадрате заданного размера как можно больше фигур)





Предложенные элементы технологии учителя математики помогают повысить уровень мотивации у школьников с направленностью на изучение математики.
Новый рисунокРисунок 25Описание: C:\Users\007\Pictures\Новый рисунок.bmpНовый рисунокРисунок 27Описание: C:\Users\007\Pictures\Новый рисунок.bmpНовый рисунокРисунок 31Описание: C:\Users\007\Pictures\Новый рисунок.bmp15