Рабочая программа кружка Мой родной языкпо русскому языку


Программа кружка по русскому языку
«Мой родной язык»
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
Задачи курса:
Обучающие:
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенности программы «Мой родной язык»
1 кл. «Путешествуем по стране Звуков и Слов»
2кл. «В стране Красивой Речи»»
3кл. «Словообразование»
4кл. «Сочиняйка»
Тематическое планирование. (33 часа)
1-й класс «Путешествуем по стране Звуков и Слов»
№ Тема занятия Количество часов
1-2 Дорога к письменности. 2
3-4 Рисуночное письмо .2
5-6 Как возникла наша письменность? 2
7 Страна Фонетика. 1
8-9 Алфавит. 2
10 Парад букв. 1
11-12. Звуки и буквы. 2
13-14. Гласные и согласные. 2
15- 16 Слог.
2
17-18 Ударение. 2
19-20 Устная и письменная речь. 2
21-22 Чудеса в Стране слов. 2
23-24. В стране Словарей. 2
25 Кроссворды. Ребусы. 1
26 Конкурс Знаек. 1
27 Весёлый аттракцион. 1
28 Загадки. 1
29. Пословицы. Поговорки. 1
30. В мире сказок. 1
31. Мы любим смех и шутки. 1
32. Олимпиада. 1
33. Итоговое занятие. 1
Итого 33 часа
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы. .Отличие загадок, пословиц, поговорок.
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Отличие устной и письменной речи.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Ставить ударение в словах.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Тематическое планирование. (34 часа)
2-й класс «В стране Красивой Речи»
№ Тема занятия Количество часов
1. Вводное занятие.
1
2-3 Какую речь хочется слушать? 2
4-5 Разговор без слов. 2
6-7 Учись правильно говорить. 2
8-9 Сочини сказку. 2
10. Знакомые незнакомцы. 1
11-12. Богатая ли у тебя речь? 2
13-14 Выразительная речь. 2
15 Деловая речь 1
16-17 Разговорная и деловая речь. 1
18 Художественная речь 1
19 Словесные зарисовки. 1
20 Сказочные истории. 1
21-22 Познакомимся с орфографией. 2
23. «Ошибкоопасные» места. 1
24-25 Тайна фонем. 2
26-27 Опасные фонемы.
2
26. Фонемы повелевают буквами. 1
27-29. Алгоритм.
3
30. Олимпиада. 2
31-32 Работа над проектом « Секреты речи» (спектакль) 2
33. Спектакль «В стране Красивой речи» 1
34 Итоговое занятие.
1
Итого 34 часа
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков. Виды пересказа.
Этапы работы над проектом.
Обучающиеся должны уметь:
Различать разговорную и деловую речь
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Работать с алгоритмом.
Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.
Выполнять небольшие проекты под руководством учителя.
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Тематическое планирование. (34 часа)
3 класс «Словообразование»
№ Тема занятия Количество часов
1 Вводное занятие . 1
2. Нормы и правила письменной речи.
1
4 Незаменимый знак.
1
5-6 Два братца. 2
7-8 Правописание шипящих.
2
9-10 Мягкий знак после щипящих. 2
11. Встреча с зарубежными словами.
1
12-13 Заколдованные буквы. 2
14 Непроверяемые безударные гласные. 1
15 Парные звонкие и глухие согласные.
1
16 Непроизносимые согласные.
1
17-18 Удвоенные согласные. 2
19-22 Словообразование. Состав слова.
4
23 Трудные случаи правописание корней. 1
24-25 Что такое текст. 2
26. О чём говорит заглавие? 1
27 Основная мысль текста. 2
28-29 Как построить текст.
2
30 Цепочка построений в тексте. 1
31-32 Какие бывают тексты.
2
33. КВН по русскому языку. 1
34 Итоговое занятие. Олимпиада.
1
Итого 34 часа

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса.
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Виды текстов.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Выделять основную мысль текста.
Озаглавливать текст.
Тематическое планирование. (34 часа)
4-й класс «Сочиняйка»
№ Тема занятия Количество часов
1-2 Введение. Что такое орфоэпия? 2
3 Словари энциклопедические и лингвистические.
1
4 О словарях, которые рассказывают об истории слов.
1
5 Слова, придуманные писателями.
1
6 Словарь языка русских поэтов. 1
7 Какой словарь поможет избежать ошибок?
1
8 Словарь- грамотей. 1
9. Слова – омонимы. 1
10. Синонимы. 1
11. Антонимы. 1
12. Фразеологические обороты.
1
13-14 Какие бывают имена?Древнерусские имена.
Отчество и фамилия. 1
15. Ошибки в построении и в содержании сочинения. 1
16-18 Написание сочинения по плану. 3
19. Работа над построением сочинения. 1
20. Сочинение по наблюдениям. 1
21. Сочинение по картине. 1
22. Выбери самое главное. 1
23. Аннотация.
1
24. Письменные объявления. 1
25. Письма пишут разные.Зачем пишут письма.
1
26. Письмо-это текст? 1
27. Записка. 1
28. Поздравительное письмо. 1
29. Учись рисовать словами. 1
30. Автобиография. 1
31. Олимпиада .1
32-33. Работа над проектом. 1
34. Защита проектов. 1
Итого 34 часа
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
-требования к презентации на компьютере.
учащиеся должны уметь:
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- пользоваться орфографическим., словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
-составлять план к сочинению;
-писать сочинения по картине, по наблюдениям;
-писать аннотации к текстам;
-писать записки, поздравительные письма;
- составлять к проектам презентации.
Список литературы.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Мини-сочинения С.А. Есенина 1класс . Издательство «Грамотей» 2006 г.
Как научить вашего ребёнка писать сочинения. 2 класс «Грамотей» 2006
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Астрель, 2002.
Т. Шклярова « Как начить Вашего ребёнка писать без ошибок»
Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005.
Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006.
Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся (1-4 классов) М.: ВАКО, 2005.
Минскин Е.Н. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
Материалы журналов «Начальная школа»
Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.: Просвещение, 1991.
Ракитина В.А., Рыжанкова В.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. С-Пб.: Детство ПРЕСС, 2007.
Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. М.: Просвещение, 1984.
Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1981