Презентация КЕЙС-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ


КЕЙС-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ Сущность кейс-метода Кейс-метод – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций.Отличительная особенность метода – создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.Учебный материал подаётся в виде проблем (кейсов).

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:повышение мотивации учения у обучающихся; развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности. Виды кейсов:Ситуации-иллюстрации;Ситуации-упражнения;Ситуации-оценки;Ситуации-проблемы.


Типы кейсов: Тренировочный Обучающий Практический Аналитический Научно - Исследовательский Систематизирующий Прогностический Кейс – метод как педагогическая технологияОбучение на основе кейс- метода это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах выработке навыков принятия решений.Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни Кейс-метод развивает:Аналитические умения (умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать её);Практические умения (использование на практике знаний, методов, приёмов в работе с информацией );Творческие умения (творческий подход в решении проблемы);Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов, умение кооперироваться в группы и др.);Социальные умения (оценка поведения людей, умение примерять ситуацию на себя, определять причины её возникновения и др.)
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Этапы работы:До начала занятия (разработка кейса, сценария занятия, получение кейса, его изучение, самостоятельная подготовка).Во время занятия (организация предварительного обсуждения содержания кейса, руководство групповой работой, организация итогового обсуждения).После занятия (оценка работ учащихся, выполнение практической части задания).

Рекомендуемая последовательность работы:1 ступень – введение в задачу2 ступень – сбор информации по кейс-задаче3 ступень – принятие решений4 ступень – рассмотрение альтернатив5 ступень – сравнительный анализ6 ступень – презентация решений Требования к кейс- методу:- соответствовать чётко поставленной цели;- иметь соответствующий уровень трудности;- иллюстрировать аспекты реальной жизни;- не устаревать слишком быстро;- иметь национальную окраску- иллюстрировать типичные ситуации;- развивать аналитическое мышление;- провоцировать дискуссию. Требования к материалам кейса:1. Временная структура кейса (уч-ся должны чётко представлять, в каких временных рамках происходят события, описанные в материалах кейса).2. Сюжетная структура кейса (необходима продуманная сюжетная линия, проблема материалов кейса должна быть интересной, яркой).3. Разъяснительная структура кейса (изложенная в кейсе ситуация должна быть понятна уч-ся до мельчайших подробностей).

Обязательными элементами кейса являются:название кейса (код);краткое описание основной идеи кейса (обзор кейса);цели кейса (чему он учит);место кейса в учебном плане (для самостоятельного планирования обучения);формулировка проблемы и план изучения материалов кейса (включается только для низкого уровня сложности работы с кейсом);поэтапное задание для выполнения;детальные вопросы для обсуждения;требования по оформлению результатов работы с кейсом;описание ситуации;справочные материалы;ссылки на дополнительные информационные ресурсы (для самостоятельного изучения). Правила создания кейса1.Предписание. Это разработка идеи будущего кейса.2. Составление схемы кейса. Это определение действия и действующих лиц, описание предприятия или ситуации и внешние окружающие факторы.3. Определение методической цели кейса. Это может быть иллюстрация к теории, и чисто практическая ситуация или их совмещение.4. Определение цели обучения кейс- методом. Это достигается через формирование навыков и через сам процесс. Методика работы с кейсом. Как и при проведении деловых игр, здесь ставится задача максимально активизировать каждого и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятии решений. Отсюда группа делится на команды по 3 – 6 человек, выбирается руководитель ( модератор ) в каждой команде ( по инициативе самих студентов ). Модератор организовывает работу команды, распределяет вопросы и делает доклад на 10 -12 минут о результатах работы своей команды. Непосредственно работу с кейсом можно организовывать двумя способами:1. Каждая подгруппа выполняет только одну тему в течении всех практических занятий. Здесь учебная группа представляет собой , по существу, одну команду , разбитую на подгруппы. Необходимо, чтобы каждая подгруппа чётко представляла, за какие решения она отвечает перед другими подгруппами 2. Все подгруппы работают одновременно над одним и тем же темой кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения. В этом случае требуется достаточно большой объём аудиторных практических занятий, чтобы каждая подгруппа последовательно прошла все темы учебного курса. На разработку одной темы требуется, как правило, 4 часа практических занятий. Подгруппы состязаются между собой, представляя разные команды Сценарий организации занятийРабота начинается со знакомства с ситуационной задачей. Они самостоятельно в течении 10 - 15 минут анализируют содержание кейса , выписывая при этом конкретную информацию. Знакомство с кейсом завершается обсуждением. Преподаватель оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия. Далее идёт формирование подгрупп. Каждая подгруппа располагается в отведённом месте. Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель объясняет тему и определяет срок завершения работы и в каком виде и форме её представить Роль преподавателя при проведении занятий :- представление кейса ;- индивидуальное изучение кейса каждым членом группы - разработка вариантов индивидуальных решений-обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе ;-подготовка к обсуждению и дискуссия . Роль преподавателя носит инновационный характер это роль наблюдателя, но с активной позицией , т. е. управлять опосредовано . Эффективность применения кейс-метода В непринуждённой обстановке обеспечивает освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала.Формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к предмету, учёбе.Содержит большой воспитательный потенциал; способствует социализации школьника. В условиях школьного обучения возможны следующие варианты использования кейс-стади. Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:Формирование и развитие информационной компетентности.Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости.Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе. анализировать и устанавливать проблему; четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию; общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию;принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения;выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента;cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях. Кейс-технологии развивают умение: Кейс-технологии помогают: пример № 1Задача. Сделайте вывод: «Разве во всём в жизни есть симметрия? И в архитектуре, и в строительстве, и в искусстве?»Исследование проведите по схеме:Возьмите для исследования объекты: дома на улице, здания церквей, дворцов, мост, картину, орнамент. Рассмотрите выбранные объекты и ответьте на вопросы: обладают ли они симметрией? Если – нет, то почему? Если - да, то какой? Почему вы так решили?Добавьте и исследуйте свой объект.Исследование запишите в таблицу по форме: Сфотографируйте ваши объекты (или скопируйте в интернете) и разместите их в презентации в программе PowerPoint.Сделайте общие выводы (выполните по плану):1. Симметрична или асимметрична общая форма всех выбранных объектов?2. Есть ли точное сходство в деталях?Сделайте вывод о наличии симметрии в архитектуре, строительстве, искусстве. Используют ли люди в архитектуре, строительстве, искусстве понятие симметрии? Если да, то зачем? Если нет, то почему?{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}ОбъектОбладают ли выбранные объекты симметрией (да/нет) Если - «да», то укажите вид симметрии, если - «нет», то укажите – почему вы так считаете. Опишите, в чем вы видите сходство частей симметрии различие частей симметрии пример № 2 Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы к кейсу:1. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?2. Прав ли был механик автоколонны?3. Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин? Какой лучший выход можно было найти в данной ситуации?4. Всё ли вам известно, чтоб верно разобраться в поставленных вопросах. Сформулируйте для себя задание по данному кейсу, которое вы выполните к следующему уроку ( на следующем этапе урока). пример № 3Вася и его папа инженер Васильев Сергей Дмитриевич утром пили чай. Вася налил себе полный до краёв стакан с чаем. Сергей Дмитриевич сказал: - Отлей, иначе чай выливаться будет, когда ложечкой сахар размешивать будешь. - Конечно отолью, ведь и сахар мне сыпать некуда будет, - с умным видом согласился Вася.- Сахар насыпать можно, чай не выльется! Но размешивать его будет неудобно. - Как же не выльется, стакан ведь уже полон! - удивился Вася.Папа взял ложечку и осторожно всыпал целую ложку сахара в чай. Вода из стакана не вылилась.- Как же так? – воскликнул Вася.- Ты до вечера подумай почему так произошло, а вот вечером мы всё обсудим, а в гости науку физику пригласим, - таинственно сказал папа.Вопросы к кейсу:1.Наблюдали ли вы в своей жизни подобное явление?2. Почему вода не вылилась из стакана, когда добавили сахар?3. Какие меры техники безопасности необходимо соблюдать, когда наливаешь горячий чай? пример № 4Лена и Пётр на поезде ехали в гости к бабушке. Тук-тук, тук-тук стучали колёса.- Петя, а почему поезд всё время стучит, время отсчитывает?- спросила младшая сестрёнка Лена своего брата.- Нет, это поезд по рельсам катится и перепрыгивает с одного полотна на другое, сказал Петя.- А почему железнодорожные рельсы не делают сплошными?- Потому, что температура воздуха бывает разная и длина у рельсов становится разная.- Ничего не поняла, объясни подробнее.Вопросы к кейсу:Любите ли вы путешествовать на поезде? Почему?Почему железнодорожные рельсы не делают сплошными?Как изменяются зазоры между рельсами при уменьшении температуры воздуха?Попробуйте составить ответ Пети так, чтоб его поняла сестрёнка. пример № 5 Изобретатель Иванов Сергей Павлович утверждал, что он создал простейший механизм для поднятия грузов с КПД = 110 %. Защищая свою разработку, он заявил, что бесполезную работу, которая тратилась на нагревание трущихся деталей при подъёме, он исключил. Для этого обычные тросы он заменил на шёлковые, которые постоянно увлажнялись за счет смачивания их водой. Его оппонентами стали мастер цеха и экономист завода, которые доказали, что его изобретение не продумано серьёзно и требует доработки.Вопросы к кейсу - Какие аргументы могли выдвинуть мастер цеха и экономист? - Есть ли физические неточности в тексте? пример № 6 Северов Иван Кузьмич наметил большую стройку. «Нужно прикинуть какое оборудование и стройматериалы необходимо закупить к лету? Какой магазин выбрать?» – думал Иван Кузьмич. Он открыл страничку рекламы в местной газете. Сразу бросилась в глаза яркая картинка рекламы магазина «Всё для Вас» на улице Прямой. «КПД наших приборов 100%! Все ваши усилия полностью превратятся в полезную работу! Работай без потерь!» – гласила реклама. «Что-то подозрительно» - размышлял Иван Кузьмич.Вопросы к кейсу - Что такое КПД простых механизмов? - В чем заключается обманный ход компании, чтобы провести покупателей? пример № 7 Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.Вопросы к кейсу: - Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными? пример № 8Прочитайте хайку Мацуо Басё Слеза на щеке,От холода замерзала.Так мало тепла остаётся. Вопросы к кейсу:Найдите физическую ошибку в кейсе.Попробуйте прочитать хайку , исправив ошибку.О каком тепле говорит автор стихотворение? пример № 9Кейс «Наследование групп крови» (Биология 9 класс, тема урока «Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование») Перед судебно – медицинской экспертизой поставлена задача: выяснить, является ли мальчик, имеющийся в семье супругов родным или приемным. Исследование крови мужа, жены и ребенка показало: жена – IV группа крови, муж – I группа крови, ребенок – I первая группа крови.Вопросы к кейсу:- Какое заключение должен дать эксперт и на чем оно будет основано?- Можно ли узнать вашу группу крови не сдавая анализа крови?- Можно ли предположить, какие группы крови будут у ваших детей? Рассмотрите все варианты. Пример № 10 Три ученика, Саша, Коля и Вова, прогуляли информатику. Когда их спросили, кому пришла в голову эта идея, они ответили следующее: Саша: «Я никогда не призывал к прогулу, это была идея Коли». Коля: «Я никогда не предложил бы это первым, во всем виноват Вова». Вова: «Эта идея пришла в голову Коле. Я просто пошел за компанию». Внутренним чутьем учитель почувствовал, что один ученик говорит правду, второй говорит правду только наполовину, а третий – лжет. Вопрос: Кто из учеников был инициатором прогула? Ответ дайте в виде первой буквы имени. пример № 11Кейс- ситуация: Представьте, каждый из вас - летописец, живущий в Киеве, за окном не 2009, а 968 год(пусть дети подсчитают, сколько лет тому назад это было). Вам удалось пережить данное нападение половцев, и вы, как летописец, должны оставить какие-либо важные сведение об этом нападении для потомков. Какие важные сведения вы бы оставили, записали, зарисовали?Задания к кейсу:Составте карту расположения войск, зашифруйте летопись, составьте послание Святославу с просьбой о помощи. При защите ответов рисунок или схема будут являться своеобразным опорным планом. пример № 12Запись из дневника капитана:“Прошлым летом мне удалась отличная рыбалка. Я поймал замшелых щук, достигавших 1,5 м и массой 50 кг, осетров длиной 2,6 м и массой 128 кг и сомов до 5 метров массой 300кг”.Вопрос: насколько удлинилась капроновая нить при подъёме сома, коэффициент жёсткости которой равен 15 кН/м, при равномерном поднятии. пример № 13 Русалка – мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола, связанное с водоёмами. Почти во всех мифологиях, у разных народов, существовали существа полулюди-полурыбы. Русалки притягивают своим очарованием и таинственностью того, что они живут на дне морском. По языческим поверьям русских, души девушек, умерших до брака или во время русальной недели, пребывают на земле в течение русальной недели и возвращаются по ее завершении на «тот свет». Известно, что все русалки сплошь неграмотные, так как под водой все книги и газеты быстро размокают и расползаются, а над водой русалки очень плохо видят, так как надводное зрение русалок плохое, тогда как подводное – превосходно. Вопрос к кейсу:Интересно, какие очки необходимо надеть русалке, чтобы читать газеты над водой, как все бесхвостые люди. пример № 14 Для пополнения школьной коллекции многогранников нужно изготовить из картона икосаэдр (додекаэдр) такого размера, чтобы максимальная длина отрезков, помещающихся внутри него, равнялась 20 см. Используя различные источники информации, постройте модели этого икосаэдра (додекаэдра) разными способами. Вопрос к кейсу: Какое максимальное количество таких икосаэдров (додекаэдров) можно поместить в прямо- угольную коробку размером 40 ´ 40 ´ 60 см или коробку цилиндрической формы с радиусом основания 50 см и высотой 60 см? пример № 15 В детский сад привезли большой деревянный куб, все грани которого окрашены. Папа Прохора распилил его на 64 маленьких кубика одинакового размера, а мама предложила покрасить все неокрашенные грани маленьких кубиков, чтобы они выглядели привлекательно. Директор садика задумалась, сколько всего потребуется краски, чтобы покрасить все неокрашенные грани маленьких кубиков, если на окраску одной грани большого куба было потрачено 100 граммов краски. Вопрос к кейсу: Хватит ли у нее денег, если 1 кг краски стоит 300 рублей, а в наличии у нее всего 565 рублей?