Проект по экологии Зеленый мир моего города


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Старокрымский УВК №1 «Школа-гимназия»
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей начальных классов
______________/______/
Пр. № ___ от «___» _______2014г СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________/_________/
«____»__________2014г. УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Старокрымский УВК №1
«Школа – гимназия»
_________________ /_________/
Пр. от № ___ от «___»________2014г.

1874520104775
Проектная деятельность в начальной школе
совместная работа учителя, учащихся 1–Б класса, родителей
Автор-составитель:
Пушкарь Н.Ю.,
учитель начальных классов
2014–2015 учебный год
г. Старый Крым

Содержание:
Обоснование необходимости разработки проекта.
Участники
Цели
Задачи
Актуальность проекта
Предполагаемые результаты
Этапы проекта
План – сетка
Список используемой литературы
Приложение
Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда... Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944) – французский летчик и писатель.
Самое ценное у человека - это жизнь. Задача учителя, с первых дней пребывания ребенка в школе, воспитывать в нем личную ответственность за жизнь и здоровье. Что есть наша жизнь? Отчего зависит здоровье человека? Каковы взаимоотношения окружающего мира и человека? Эти вопросы раскрываются в процессе изучения различных школьных дисциплин, предметов, занятий развивающего, познавательного и воспитательного цикла.
Вся школьная деятельность, с учетом психологических, возрастных особенностей детей, направлено на развитие здорового образа жизни. Этому помогают различные внеурочные коллективно – творческие дела, клубные встречи, познавательно–развлекательные программы и мероприятия по экологическим и этическим темам. Одной из форм, где предполагается неформальное общение учителя и ученика, создается ситуация успеха, реализуются личностные качества и увлеченности ребенка, является проектная деятельность.
Предлагаемый проект «Зеленый мир моего города» - это попытка на примере своего города, улицы, двора, школы (окружающей среды), хотя бы приблизиться к пониманию тех экологических законов, которые управляют процессами, происходящими на Земле.
Знания и понимание действия экологических законов – главное для решения проблем здорового образа жизни. Как только мы осознанно начнем понимать это, то увидим монолитное единство и взаимозависимость между живой и неживой природой, деятельностью человека, его здоровьем и смыслом жизни.
Девиз проекта: «Полюби мир и мир полюбит тебя».
Участники проекта: ученики 1–Б класса
Учитель: Пушкарь Н.Ю.
Родители учащихся 1–Б класса
Старшеклассники
Медицинская сестра школы
Время проведения проекта: сентябрь – май 2014- 2015 года.
Цель проекта – создавать вокруг себя экологически чистое пространство, где дети и взрослые будут активно, с удовольствием и пользой для своего здоровья проводить время;
Формировать у детей эколого–биологических знаний и экологической культуры;
Создать условия для формирования социальной компетенции учащихся, путем совместной работы педагог – ученик – родитель;
Задачи проекта:
1. Содействие духовному, интеллектуальному и нравственному воспитанию и развитию участников проекта;
2. Улучшение экологического климата окружающей среды;
3. Воспитание наблюдательности и бережного отношения к окружающей среде;
3.1. Поиск и изучение литературных источников, привлечение специалистов по данным вопросам;
3.2. Расширение знаний и получение необходимого образования, в том числе путем проведения самостоятельных исследований.
4. Повышение качества жизни участников проекта.
5. Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, старшеклассников и других специалистов, направленных на благоустройство и озеленение окружающей среды.
Актуальность проекта: Данный проект поможет учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации. Немаловажную роль играет совместная деятельность всех участников проекта (где появиться возможность наблюдать ребенка во время социального становления как личности в обществе). Тесное сотрудничество участников проекта повышает положительный имидж и престиж школы.
Предполагаемые результаты проекта: Проект находится на стадии начинания работы. В реализации проекта участвует 29 учащихся 1–Б класса, их родители. Совместная деятельность родителей и детей, организованная учителем должна способствовать позитивному общению, направленному на получение конкретного результата (план - сетка). Помочь по новому строить взаимоотношения, понимать интересы и потребности детей, требования родителей, уточнить и расширить знания, умения и навыки экологического характера. Разбивка клумб и посадка цветов поможет сохранить красоту школьной территории до осени.
Коммуникативные технологии обучения: проектная технология.
Этапы проектной деятельности:
Знакомство с заявленной темой (обсуждение)
Планирование работы над проектом
Создание проекта
Компьютерное оформление. Презентация.

План работы по созданию проекта:
"Зеленый мир моего города"
Период проведения: сентябрь - май
№ п/пМероприятияУчастники СрокиПредполагаемый результат
1 Определение темы проекта
(раскрытие смысла экологической направленности) Коллективно с учителем, учениками, родителями 1– ая неделя сентября Обработка анкеты для родителей и детей, активное обсуждение и принятие темы. Создание в классе уголка природы
2 Обучающий цикл «Первые уроки экологической этики»
1.Введение в науку «экология» Учитель2 – ая неделясентября Расширение и получение знаний экологической направленности
3 Выполнение рисунков по теме: «Мир в котором я живу» (мой двор, улица, город, школа )Учащиеся совместно с родителями 3 – ая неделя сентября В рисунках изображают желаемое видение окружающей среды. Выставка в уголке природы
4 Акция «Зеленый наряд » Родители – ученики, учителя, старшеклассники, администрация школы 4 – ая неделя сентября посадка деревьев, кустарников в зиму на своей улице. Награждение активных ребят – уголок природы
5 Уроки экологической грамотности (проведение родительских собраний «Экологическое воспитание в семье») Все участники проекта октябрь Выполнение совместного проекта «будь верен в малом»(использование природного материала), выставка, защита проектов. Уголок природы
6 Осень – глазами юного эколога (личное наблюдение и теоретические знания) Все участники проекта ноябрь Подведение итогов за осенний период. Уголок природы
7 «На прогулке с собакой» Волонтеры, старшеклассники учителя, ученики В течение года Создание версии «Правила друзей природы» по временам года. Уголок природы
8 «Лесные тропинки парка» (исследовательская работа) Ученик – родитель - волонтеры -учитель В течение года Расширение и получение знаний через наблюдения, и исследовательскую работу. Выводы.
9 Посещение художественного музея на ул. Р. Люксембург (знакомство картинами написанными на тему природы) Ученики - учителя декабрь Расширение знаний и кругозора, повышение экологической грамотности
10 Золотое правило экологической этики. Учитель – ученики - родители В течение года Ребята делают свою версию проекта в рисунках, сочинениях, плакатах о природе, заполняют анкету «Знаешь ли ты как охранять природу?»
11 Встреча с представителями заповедника «Карадаг» – Тема «Растения и животные заповедника, их охрана» Ученики - учителя январь Воспитание экологического сознания, как залог сохранения природной среды
12 Участие в акции «Помоги птицам зимой» (помогая птицам - сохраняешь лес) Все участники проекта февраль Изготовление кормушек, развешивание их в скверах и парках города. Конкурс лучших кормушек
13 Весенние наблюдения за растениями, посаженными осенью Учителя - ученики март Фиксирование результатов в уголке природы
14 Конкурсно-познавательная программа, посвященная всемирному Дню Земли “Необычное в обычном”. 1–Б апрель Выпуск стенных газет: “Экологический вестник”, “ несущих информацию о разных экологических проблемах города, страны, знакомящих с редкими растениями и животными, с рисунками и плакатами детей в защиту природы.
15 Подготовка к предстоящей итоговой презентации. Продукт творческой деятельности. Все участники 1 и 2 –ая неделя мая Оформление проекта
16 Компьютерное представление проекта «Зеленый мир моего города» Коллективно с учителем, родители3 – ая неделя мая Защита.
Награждение активистов

Список используемых источников:
КОЭБЦУ, КОИП Материалы по дополнительному экологическому образованию уч-ся, выпуск 2,2005.
Литвинова. Л.С Журнал «Нравственно-Экологическое воспитание школьников».
http://1-4.prosv.ruПлешаков А.А. «Великан на поляне или первые уроки экологической этики»; Москва «Просвещение», 2009 г.
Тузова В.Л. «Такая чудесная школьная жизнь»(организация жизнедеятельности коллектива младших школьников), СПб, издательство «КАРО»; 2007 г.

Приложение 1
Анкета для родителей
1. Что для вас экологическая культура?
система экологических знаний;
ответственное и бережное отношение к природе – чувство сопереживания, забота о судьбе планеты;
затрудняюсь ответить;
другое.
2. Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание ребенка в семье?
да, считаю необходимым;
экологическое воспитание должно осуществляться только в школе;
затрудняюсь ответить.
3. Каким образом вы осуществляете экологическое воспитание вашего ребенка?
провожу беседы на экологическую тему;
подаю личный пример – совместно с ребенком принимаем участие в субботниках, днях чистоты;
совместно с ребенком осуществляем высадку растений во дворе дома, совместно с ребенком осуществляем уход за комнатными растениями;
не осуществляю экологического воспитания своего ребенка.