Методика и формы активного сотрудничества классного руководителя с родителями


Главное назначение семьи – воспитание детей. Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. Разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости в воспитании детей Процессы, которые приводят к обострению семейных проблем:Падение жизненного уровня семьи;Рост числа разводов;Увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей Часть детей отдаляется от родителей Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в:Учебно-воспитательный процессНеурочную досуговую деятельностьСотрудничество с детьми и педагогамиЯ считаю что, основной путь совершенствования семейного воспитания – это систематическая работа по повышению психолого-педагогической культуры родителей. Развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми Формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребёнка и участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса Формирование положительного отношения родителей к работе школы и класса при проведении различных форм работы с семьёй и детьми Организовать работу родительского комитета класса Обеспечить систему психолого-медико-педагогического просвещения родителей Обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей I разделУчебный процесс II раздел Внеучебная воспитательная работа III раздел Социально-психологическая поддержка семьи IV разделПсихолого-педагогическое просвещение родителей Консультации, беседы, посещение на дому, переписка с родителями. Родительские собрания, конференции, клубы, вечера вопросов и ответов, родительский университет по обмену опытом, родительские чтения, тренинги, ринги, открытые уроки, совместные творческие дела. Индивидуальные Групповые Родительское собрание – это самая распространённая форма работы с родителями. Организационные собрания;Собрания по плану классного всеобуча;Собрания-диспуты;Текущие собрания;Итоговые собрания;Собрания-практикумы;Тематические собрания «У Вас в семье первоклассник!»«Эти непростые маленькие дети.»«Какой – он Ваш ученик?»«Жизнь ребёнка и его успехи в школе.»«Мальчики и девочки – дваразных мира,»«Искусство любить детей.» Правила подготовки родительского собрания 1: Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.2: Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.3: План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.4: Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.5: Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.6: Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным. Родительские клубы – это объединение по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания. Клубы творчества –это традиции и обычаи сов- местного общения, это влияние на будущие поступ-ки человека, формирование его культуры, харак-тера. Членами клуба являются родители и дети. Родительские чтения – форма работы, которая даёт возможность родителям самим изучать литературу по проблеме. «Взрослая правда детских стихов С. Я. Маршака о воспитании» «В. Д. Еремеева «О воспитании мальчиков и девочек» «Что делать, если…» по книге М. Коляды «Шпаргалка для родителей» «Мудрость родителей. В чём её сущность?» по материалам книгиА. Лопатиной, М. Скребцовой Родительские университеты –предназначены для психолого-педагогического просвещения родителей «Как сохранить здоровье ребёнка?»«Правовые знания и их значение в жизни семьи.»«Как научить ребёнка быть нравственным.» Родительские вечера – это праздник общения с родителями друга твоего ребёнка, это праздник воспоминаний младенчества, собственного детстваи детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. «Фотографии нашего детства»«Вопросы детей, кото-рые ставят нас в тупик» «Праздники нашей семьи» «Друзья моего ребёнка» Родительские ринги –одна из дискуссионных форм общения родителей и формированияродительского коллектива. «Трудности школьного урока, в чём они состоят»«Дети разных националь-ностей в одном классе»«Школьная форма: за и против»«Плохие привычки – наследственность или влияние социума?» Открытые уроки – это возможность для родителей увидеть своего ребёнка в процессе образовательной деятельности . Совместные творческие дела – позволяют сплотить семью, школьные детский и родительский коллективы. «В гостях у Деда Мороза и Снегурочки» «Мастерская Деда Мороза»Мама, папа, я – плавающая семья»«Вершки и корешки»«Стали мы на год взрослее»«При солнышке тепло, при матери добро.» Совместные творческие дела – позволяют сплотить семью, школьные детский и родительский коллективы. Защита семейных проектов: «Моя семья – моё богатство»«Леди-Осень» «День сюрпризов» Фестиваль «Восходящиезвёздочки»«День именинника»«Ай да, папа!» Тематические и индивидуальныеконсультации – проводятся позапросам родителей, если они сталкиваются с проблемой вос-питания ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. А так же могут проводиться по рекомендации классного руково-дителя, если родители не в состо-янии разобраться с проблемой или проблема доведена до конф-ликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Требования к проведению консультаций 1: Обсуждаемая проблема, должна быть хорошо известна учителю и рассматривалась им с различных позиций: ребёнка, родителей, педагогов.2: Необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать своё мнение и своё отношение к проблеме.3: Участники консультации, которые оказывают помощь родителям, должны быть компетентны.4: Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз. 5: Необходимо обратить внимание на хорошие стороны ребёнка, и потом говорить о проблемах.6: Нельзя сравнивать детей друг с другом.7: Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону. Беседа – используется в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми,между отдельными педагогами и семьёй.Результаты беседы не должны становитьсягласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. Посещение на дому – это крайняя мера. Оно возможно только после получения разрешения родителей. Переписка с родителями– это сообщение ин-формации о ребёнке, поздравления родителей с праздниками. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьёй 1: Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.2: Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.3: Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.4: Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. 5:Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.6: То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других людей.7: Если есть профессиональная необходимость поделиться информацией, которую сообщили вам родители с другими участниками воспитательного процесса, необходимо поставить об этом в известность родителей. Помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее о своём ребёнке, дающее шанс на будущее. 8: Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями.9: Если педагог не компетентен в какой-то проблеме, он должен извиниться перед родителями и предложить обратиться за консультацией к специалистам.10: Если родители принимают активное участие в жизни класса, их усилия должны быть отмечены классным руководителем. Диагностика Предварительная Тематическая Итоговая НаблюдениеБеседа ТестированиеАнкетированиеДеловые игрыМатериалы детского творчества Диагностика – не панацея, а средство которое может помочь сделать проблему беспроблемной. Д. Добсон Важнейшим условием успеха в воспитании подрастающего поколения является повышение педагогической культуры родителей через различные формы взаимодействия с семьёй. Помочь родителям преодолеть трудности и ошибки в семейном воспитании, найти причины и пути их устранения может классный руководитель. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!