Доклад Использование опорных схем на уроке литературы


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №4 г.Новоузенска
Саратовской области»

ДОКЛАД
Тема: Использование опорных схем на уроках литературы
Учитель русского языка и литературы
Нестеренко С.Ж
2016 г.
Использование опорных схем на уроках литературы
В последние годы часто замечаем снижение интереса учащихся к чтению книг, порой даже небольших по объёму. С целью повышения активности школьников на уроках литературы широко использую опорные схемы, что намного оживляет подачу материала. Опорные схемы – это главные мысли какого-либо текста, план изучаемого материала (целого произведения или отдельных глав), это, по-другому, ключевые слова и фразы, тезисы, опорные конспекты текста. Главная их цель – сделать изучаемый материал понятным, легко и надолго запоминающимся. Опорные схемы – это прежде всего графическое единообразие в изображении художественных понятий, образов, теоретического материала, также минимальное употребление слов, зашифрованность информации, подача в цвете, это умение кодировать большой объём материала, выстраивать логические цепочки для рассуждения,
Схема требует от школьника самостоятельного размышления и приводит к обобщению, является средством активизации познавательной деятельности учащихся, средством целостного осмысления материала, также служит приёмом, дающим возможность научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями, событиями произведения, систематизировать, обобщать изучаемый материал.
Опорные схемы по литературе в значительной мере отличаются от учебных конспектов и схем по русскому языку по своим целям, содержанию, оформлению, хотя должны соответствовать одним и тем же требованиям. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением. Опорные схемы могут иметь фрагментарный, эпизодический характер, охватывать отдельные проблемы, события произведения. Но чаще всего их построение связано с авторским замыслом и построением композиции, психологией раскрытия характера героя, мотивов его поведения.
Подача некоторого материала схематическим блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы по анализу текста на уроке. Опыт работы со схемами позволяет убедиться, что это интересно и учителю, и ученику. В процессе работы необходимо учитывать степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы. Постепенно нужно детей учить не только читать схемы, но и самим составлять их. Ребята с удовольствием составляют схемы, порой неожиданные.
Схема на уроке литературы выполняет еще и роль наглядного материала, представляющего собой особую организацию текстового материала художественного произведения в виде графического изображения. Схема должна быть емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, понятной по восприятию и воспроизведению. Для лучшего восприятия схемы детьми желательно составлять ее в цвете, но количество цветов должно быть минимально.
Опорные схемы удобно изобразить на слайде, что проектируется на экран, или же можно начертить, написать на листе ватмана и вывесить на доску. Во время анализа произведения и учащиеся, и учитель в любое время могут обращаться к ним и написанным на них фразам или ключевым словам. Таким образом, применение опорных схем помогает учащимся как при подготовке к урокам, так и при проведении анализа произведения на уроке, способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и оптимизации преподавания литературы, прививает интерес к учебе в целом и к урокам литературы в частности.
Положительные стороны использования опорных схем:
продуктивность - повышается успеваемость, активность на уроках; ученики не боятся отвечать у доски;
трудоемкость - трудность составляет планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов. При старании легко можно с ним справиться, к тому же весь объем необходимого материала будет налицо;
доступность - освоение опыта доступно любому учителю и ученику.
В использовании опорных схем на уроках литературы важно отметить систематичность этой технологии и преемственность при работе с учениками любого возраста. Надо помнить, что далеко не каждая тема и произведение по литературе, которое мы изучаем, требует необходимости работы по нему с опорными схемами. При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Включенные в схемы ключевые слова, словосочетания и выражения служат своеобразной подсказкой ученику. Следовательно, сознание находится в непрерывном развитии. Воздействие произведения становится эффективнее, так как ученик сам выходит на нравственные проблемы и решает их в кругу сверстников при участии учителя, а не под его давлением. Для того чтобы так строить занятия, надо иметь читающих учеников. Но надо еще и создать такие условия на уроке, чтобы ученик понял, зачем ему нужно вообще-то читать, и захотел это сделать.
Практическая значимость данной технологии заключается в следующем:
помочь осмыслить произведение;
сформулировать теоретические основы целостного анализа текста;
включить в работу все стороны механической и логической памяти учащихся;
при устном ответе служит подспорьем ученику;
для сильного ученика объяснение на основе схем – подсказка для неординарного умозаключения;
для слабого ученика объяснение на основе схем позволяет постепенно концентрировать и удерживать внимание на уроке;
ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится анализировать текст любого художественного произведения;
в процессе взаимодействия учителя и ученика происходит обогащение полной информацией по изучаемому произведению;
обсуждение структурных компонентов опорной схемы позволяет школьникам формировать синтез собственных умозаключений, опираясь на речь автора произведения;
развитие и формирование познавательного интереса, обеспечение интенсивной самостоятельной деятельности учащегося, связанной с эмоциональными переживаниями, поиска на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерности, самостоятельного формулирования выводов;
актуализация и осмысление приобретенного читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений.
Использование опорных схем на уроках литературы помогает учащимся освоить навыки аналитической работы не только при изучении биографии поэта или писателя, но и при изучении творчества, развивает логическое мышление, помогает определить авторский замысел и высказать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения. Ученики научатся работать с текстом (определять тему и идею произведения, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобретут умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль.
По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемые языковые явления. Опорные схемы прежде всего значительно увеличивают объём изучаемого на уроке материала, сформируют навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.
Сущность опыта в следующем:
активизации мыслительной деятельности учащихся;
формировании навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;
развитии умений увидеть большую тему в целостном виде;
повышении интереса учащихся к изучаемому материалу;
развитии речи учащихся и их творческого потенциала.
Мне кажется, такая форма работы на уроках в целях нравственного воспитания – совершенствования актуальной проблемы современности – весьма приемлема, оптимальна. Составлять опорные схемы несложно, можно провести конкурсы между учащимися по составлению их и разъяснению, что повышает интерес детей к литературе, к чтению книг, развивает творческий потенциал школьников.
Использованная литература:
1. Богомолова Т.И. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах. Пособие для учителя. – Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1994.
2.Брандесов Р.Ф. О творческой активности ученика на уроке литературы. –
Челябинск,1988.
3. Меженкао Ю.С. Как составить опорный конспект. – Литература в школе, № 5, 1990.
4. Фогельсон И.А. Литература учит. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990.