Доклад на тему Технология проектного обучения как педагогическая цель в рамках введения ФГОС ООО

Технология проектного обучения как педагогическая цель в рамках введения ФГОС ООО.

Расскажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь.
Китайская мудрость

В практике отечественного образования в последние годы происходят существенные изменения. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов требует от педагога применение новых методов обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
доступности получения  качественного основного общего образования;
преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
развития государственно-общественного управления в образовании; 
формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
 Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
 Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
 Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно – ориентированных технологий, одной из которых должна стать технология проектного обучения.
Технология проектного обучения - это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога, способствующая реальному вхождению субъекта в культурное и историческое пространство социума, осуществляющая через реализацию функций преобразования, мышления, оценивания.
Типология проектов.
Для рациональной организации работы следует отдавать себе отчет в том, что проекты бывают разные. Обычно при классификации учитываются следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность.
2. Предметно-содержательная область.
3. Характер координации проекта.
4. Характер контактов.
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
В соответствии с первым признаком доминирующего метода различают следующие типы проектов.
Исследовательские
Творческие
Ролевые, игровые
Ознакомительно-ориентировочные (или информационные)
Практико-ориентированные (прикладные)
По второму признаку- предметно-содержательная область- можно выделить:
Монопроекты (в рамках одной области знания)
Межпредметные проекты
По третьему признаку характер координации проекты могут быть двух типов.
С открытой, явной координацией
В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)
В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).
Что касается характера контактов, то проекты разделяются на внутренние и международные.
Внутренними, или региональными (т.е. в пределах одной страны)
Такие проекты, которые организуются либо внутри одной школы междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны.
Международными проекта.
Такие проекты, участниками которых являются представители разных стран.
По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов:
Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).
Парные (между парами участников).
Групповые (между группами участников).
По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам.
Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.
Средней продолжительности (от недели до месяца).
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Что касается проектов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время.
Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Принципы организации проектной деятельности.

Проектная деятельность для реализации педагогического потенциала должна строиться на принципах индивидуализации, доступности, проблемности, самодеятельности и сотрудничества.
Для реализации системы педагогических условий выделены следующие этапы:
Подготовительный этап - направлен на снятие состояния тревожности, свойственное школьникам в процессе их непосредственного участия в нестандартной ситуации внеучебной деятельности, воспитание интереса к проектной деятельности, осознание ее значимости для успешного выбора профессии а также стимулирование восприятия себя через соотнесение с другими, удовлетворение потребности в самоанализе.
Цель организационного этапа - значительное стимулирование самостоятельной активности школьников в поиске необходимой информации, развитие адекватной самооценки на основе сопоставления собранного материала с наличным уровнем индивидуальных и психотипологических особенностей, осознание «слабых» и «сильных» сторон своей индивидуальности с позиции привлекающих профессий.
Обобщающий - направлен на вовлечение старшеклассников в разнообразную личностно значимую для них профессиональную деятельность, активизацию познавательных процессов, стремление к планированию своего профессионального будущего.
Цель прогматического этапа - сделать устойчивыми проявление свободоспособности, идентификации, самооценки и конструирования за счет осознанного взвешенного выбора школьниками конкретной профессии.
Типичные затруднения старших школьников на поисковой фазе развития ситуации проектной деятельности характеризуются малодифференцированностью знаний старших школьников о мире профессий, применением ограниченного количества источников для получения информации о профессии, рассогласованностью представлений о собственных ресурсах и возможностях их развития с требованиями профессиональной деятельности.
Стратегическая фаза характеризуется затруднениями, связанными с разработкой индивидуального профессионального плана, осуществлять профессиональное намерение.
На презентационной фазе старшие школьники испытывают затруднения в поиске эффективных способов самопрезентации и самореализации, минимизации нервно-психического напряжения в ситуации публичного выступления.

Общие подходы к структурированию проекта.

Начинать всегда следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие к определению проблем, видеоряд с той же целью и т. д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточное обсуждение полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке).
Защита проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Параметры внешней оценки проекта

Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.
Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Коллективный характер принимаемых решений.
Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.
Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей.
Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
Эстетика оформления результатов проведенного проекта.
Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, и не менее тщательной координации своей деятельности учащихся в процессе работы над проектом. Очевидно его направленность на интеллектуальное развитие личности ученика, на формирование его критического и творческого мышления. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформление результатов совместной деятельности и т. д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества - одно из основных направлений социализации личности.
Реализация метода проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Это подлинное сотрудничество.


Мишина Е.А., учитель химии и биологии
МБОУ ООШ с. Грудцино

15