Задачи физического воспитания в дошкольном учреждении


«Задачи физического воспитания в дошкольном учреждении»
Воспитатель: Кондратюк Т.И.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность организма, и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.
Формирование двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно – волевых черт.
Задачей физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного и трудового эстетического воспитания.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общая задача – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться и целенаправленно действовать в нем. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, а недостаток движений (гиподинамия) вызывает патологические изменения в центральной нервной системе и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме.
Физические упражнения способствуют развитию интеллекта детей, их восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них волевые качества, целеустремлённость, настойчивость, выдержку, смелость и другие. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия, самостоятельно подбирать способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент. Они испытывают чувство радости, подъема. Поэтому в современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям потребности в физической культуре и спорте, а так же обучении их доступным умениям.
Таким образом методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.
Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально – психического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности. Создает определенный духовный настрой, побуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику. Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движения детей и облегчает в ряде случаев усвоение умений и навыков. Музыка также облегчает усвоение различных построений и перестроений, которые обычно даются вначале или заключительной части занятия.
При проведении спортивных праздников, организации развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект воспитания: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, так как дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.
Практика работы дошкольных учреждений убеждает, что для организации результативной деятельности с детьми необходимы хорошо продуманная система подготовки воспитателей, тесный контакт с медицинским персоналом и семьей. Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматривалась двигательная активность детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует доверительное общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: обсуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования и аттракционы в дошкольных учреждениях и на дворовых площадках.
Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды здорового образа жизни, вовлекать родителей в активный воспитательно – образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Ели меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях с учетом индивидуальности ребенка, у детей развивается положительные стереотипы поведения. Сценарии праздников не рассчитаны по времени, поэтому возможны комбинации материала, сокращения. Можно провести начало такого праздника в группе, а затем выйти с детьми на спортивную площадку на улице.