Образовательный проект Метод проектов в обучении географии


Метод проектов в обучении географии Образовательный проект Учитель географии: Юринская И.В. Актуальность исследования В настоящее время образование- это процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Поэтому возрастает спрос на творческую личность, способную находить нестандартные пути решения существующих проблем. В связи с этим особую значимость приобретают развивающие технологии, одной из которых является метод проектов. Особую значимость в реализации метода проектов имеет курс «География России». Следует отметить высокие образовательные возможности, значимость курса, завершающего географическое образование в основной школе, что создаёт благоприятные условия для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Немаловажное значение имеет сформированность опорных знаний и умений у учащихся 8-9 классов. Цель исследования: Изменить эмоционально-ценностное отношение к изучению предмета, развивать творческое мышление учащихся, исследовательские навыки, учить их осознавать свою значимость в проектно-исследовательской деятельности. Задачи исследования: 1) выявить теоретические основы использования метода проектов;2) определить методические условия реализации метода проектов; 3) выявить методические особенности использования метода проектов в обучении географии;4) разработать проектные задания и методические рекомендации, учитывающие специфику деятельности учителя и учащихся на разных этапах проектирования;5) проверить эффективность разработанных проектных заданий в обучении географии России. Темы уроков по географии России, которые оптимальны для реализации метода проектов. Изменение ЭГП России после распада СССРПути решения демографической проблемы РоссииПроблемы природно-ресурсной основы экономики РоссииПроблемы и перспективы развития научного комплекса России Проблемы и перспективы АПК РоссииРешение проблемы загрязнения окружающей среды автомобильным транспортомЗачем и как районировать территорию страны?Экологические проблемы Урала Тема урока «Численность и воспроизводство населения России» (9 класс) Исследовательский проект «Изменение численности населения в сельском поселении «Михайловское» Численность населения в сельском поселении «Михайловское» год Численность всего населения Численность мужского населения (чел.) % мужского населения Численность женского населения (чел.) % женского населения 2006 819 401 49 418 51 2007 823 399 48 424 52 2008 830 397 48 433 52 2009 808 384 47,5 424 52,5 2010 811 385 47 426 53 2011 790 375 47 415 53 График изменения численности населения в селе Михайловка Рождаемость, смертность и естественный прирост в селе Михайловка год Число родившихся Число умерших Естественный прирост 2006 8 1 7 2007 10 12 -2 2008 15 7 8 2009 11 13 -2 2010 9 5 4 2011 12 16 -4 Динамика естественного прироста в селе Михайловка Тема урока «Состав инфраструктурного комплекса» (9 класс) Исследовательский проект «Наличие в нашем селе предприятий и учреждений сферы услуг» Связь и сфера обслуживания Отрасль Что имеется в с. Михайловка количество Связь Почтовое отделение 1 Торговля Магазины ИП 5 Наука и образование МДОУ и СОШ 2 Культура и искусство СДК и сельская библиотека 2 Здравоохранение Михайловский ФАП 1 Государственное управление Администрация 1 Финансово-кредитная сфера Филиал сбер.банка 1 Тема урока «Природные регионы России» (8 класс) Проект «Туристические центры России» Предполагается разработка международных туристических центров, а также центров отдыха и оздоровления граждан России (например, туристический центр озера Байкал, Алтайских гор, Забайкалья и т.д.) Выводы: 1. Изучение практики использования метода проектов в обучении географии позволило выявить, что учителями географии уделяется недостаточно внимания проектным заданиям.2. Географическое образование имеет широкие возможности для реализации метода проектов.3. Использование не более 3-4 проектов в учебном году, а для решения обучающих и воспитательных задач необходимо включение в учебный процесс отдельных элементов данной технологии. Элементы проектной технологии, которые можно применять в учебном процессе: Проблемные вопросы и задания по географииОрганизация групповой работыТехника «мозгового штурма»Проблемные семинарыРефлексия итогов работы на урокеПриёмы само- и взаимооценки процесса обучения Конечный результат изменений Овладение учащимися проектно-исследовательской деятельностью в географии, развитие умений разрешать проблемные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, практически применять полученные знания. Спасибо за внимание!