«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ТЕХНИКУМЕ»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
В МЕДИЦИНСКОМ ТЕХНИКУМЕ
Станковцева Е.А.
В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком  помоги другому.
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
Волонтерское и добровольческое движение в Красноярском крае существует порядка 10 лет. Молодые активисты ухаживают за пожилыми людьми и больными, работают с ребятами из детских домов, обустраивают общественные пространства города. Тысячи волонтеров являются постоянными участниками таких важных для города и края мероприятий.
Для того чтобы волонтерское и добровольческое движение развивалось активнее, в Красноярском крае ведется работа по созданию школьных волонтерских штабов на базе образовательных учреждений города.
Приняв участие в социально важных программах и проектах в качестве волонтера, каждый волонтер сможет узнать, что такое добровольчество и зачем нужны волонтеры Красноярскому краю. Руководитель штаба флагманской программы «Добровольчество в городе Красноярске» Мария Никонова пояснила:
«У каждого добровольца своя мотивация. Зачастую ребята говорят: „Мы просто хотим помогать людям“. Им действительно это очень интересно, потому что они общаются с людьми старшего поколения, узнают очень много интересных жизненных историй. Еще волонтерство - это возможность получения дополнительных баллов при поступлении в университет».
Кто такой волонтер? № 4
Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!
Волонтеры - это люди, которые не ограничиваются работой, которая оплачивается и выполнением обычных жизненных обязанностей, а тратят время и силы на дела, которые не приносят материальную выгоду, исходя из того, что их деятельность полезна вторым, а также приносит удовольствие им самим.
Преимущества использования волонтеров:
- экономия бюджетных денег;
- увеличение объема услуг, которые предоставляются;
- улучшение имиджа и статуса организации;
- увеличение финансовой поддержки.
Причины волонтерства:
- хочу помогать другим;
- хочу что-то изменить в мире;
- хочу показать пример своим детям
Волонтер, который работает долгое время, имеет следующие характеристики:
- полная отдача себя организации;
- приобщается к работе в организации: самостоятельно, работает больше;
- приходит в эту организацию после общения с другими волонтерами;
- сам устанавливает предел работы, её длительность, приспосабливает свое личное время и требования к потребностям организации;
- мотивацией для таких волонтеров служит достижение успехов.
Волонтер, который работает небольшой промежуток времени его характеристики:
- интересуется работой в целом, никогда не стремится в нее погрузиться полностью;
- получил такие способы (организация выполняет работу, которая интересует волонтера, но не обязательно, что организации нужен на эту работу волонтер; вовлекают в определенную акцию или определенное событие; приглашается товарищем для работы волонтером. Чаще всего они работают только потому, что имеют личностные связки с тем, кто их пригласил, а не потому, что понимают важность общего дела);
- хотят иметь четко определенный объем работы в конкретный отрезок времени; мотивация таких волонтеров - не чувство группы, а определение своих личных достижений.
Волонтеры ничем не отличаются от других людей, но руководить ими приходится иначе.
Эффективной считается такая волонтерская программа, что оказывает действительную помощь организации в достижении ее целей. Создавая волонтерскую программу, ее руководитель должен начинать с концепции службы или организации. Эффективное планирование начинается с определения миссии службы или организации.
Миссия - это определенная назначенная организация, основной целью является создание социальных условий жизнедеятельности, гармоничного и разностороннего развития детей и молодежи, защита их прав и свобод; удовлетворение культурных и духовных потребностей.
Одним из наиболее важных факторов построения эффективной волонтерской программы есть создание рабочих мест для волонтеров. Поскольку волонтеры часть своего свободного времени посвящают организации, то нужно помнить: если волонтеру робота кажется неинтересной, неприятной, нудной, он найдет себе более интересное занятие.
Поэтому создание рабочих мест допускает: консультирование с персоналом. Для того, чтобы волонтер работал эффективно, ему нужна поддержка персонала. А волонтерская работа - это то, что должно быть выполнено.
Определение круга потребностей персонала, который представляет определенные требования к работе волонтера: специфические навыки; время для выполнения этой работы; отношение и качество, которые должны быть у волонтера.
Окончательное создание рабочих мест. Работа для волонтера должна отвечать следующим характеристикам:
- право собственности;
- волонтер должен чувствовать ответственность за что-то;
- возможность подумать;
- человек или группа должны, иметь возможность не только выполнять какую-то работу, но и играть определенную роль в планировании, в решении относительно выполнения;
- ответственность за полученные результаты;
- уверенность в том, что волонтеры питают чувство ответственности за полученные результаты, а не просто выполняют какие-то поручения;
- оценка результатов.
Не все руководители это делают. Но если людям не говорить насколько хорошо они делают свою работу, если они сами не могут сказать - успешно или нет они работают, они теряют интерес к делу.
Поиск рабочих мест для волонтеров начинается с консультирования со специалистами организации. В беседе с ними нужно определить:
- что им в работе нравится больше?
- что не нравится? чем бы они хотели заниматься, но у них всегда на это недостает времени?
- чтобы они хотели, чтобы было сделано, но у них нет работника с соответствующими знаниями и навыками?
Ответы на эти вопросы дают основу для определения направления работы волонтеров, которые будут созданы с привлечением персонала и которые он поддержит. Привлечение волонтеров для работы, которая не нравится специалистам организации или они не имеют нужные навыки, даст возможность персонала работать над тем, чем они всегда мечтали заниматься, но на это не хватало времени.
Для того, чтобы персонал поддерживал волонтерскую программу, руководителю нужно работать с персоналом все время, развивая процесс коммуникации путем периодических письменных опросов и интервью.
Одним из заданий руководителя программы есть выделение времени для определения, как оценить процесс достижения результата.
Процесс оценивания волонтеров очень важен, поскольку если людям не говорить, насколько хорошо они выполняют свое дело, успешно или нет они работают, волонтеры потеряют заинтересованность по делу и оставят организацию. Чтобы определиться в оценивании полученного результата, можно вовлечь волонтеров в выявление критериев эффективности их работы, спросив: какая информация даст возможность увидеть результаты вашей работы? Как это можно сделать? В оценивании можно использовать элемент соревнования, которое повышает мотивацию.
Каждый волонтер должен иметь описание своей работы в письменном виде. Это описание разрабатывает руководитель волонтеров вместе с персоналом. В нем определяются виды работ, которые будет выполнять волонтер. Это описание может быть использовано для присмотра и оценки волонтера. Описание работы состоит из следующих элементов:
- название (как называется работа или позиция);
- цель (результат, которого нужно достичь);
- результаты (какие результаты должны остаться после работы);
- мероприятия, которые предусматриваются (что нужно делать для достижения цели);
- оценивание (как мы отчитываемся о результатах работы);
- квалификация (какие необходимы навыки и знания; требования к одежде, внешней вид);
- период времени (установлено время работы);
- место (где расположено место работы);
- контроль (взаимоотношения с персоналом и вторыми волонтерами, требования к отчетности, взаимоотношения с координатором или супервизором);
- выгоды и награды (тренинги, страховка, оплата определенных услуг, мероприятия, поощрения и благодарности для волонтеров).
Одним из направлений волонтеров является «Профилактика ВИЧ-инфекции и формирование навыков здорового образа жизни в молодежной среде». В данный момент в стране – достаточно напряженная эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции. Добровольцы Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики», которые работают в 46 регионах России, не остаются в стороне. У активистов есть целый спектр решений, как рассказать людям о болезни и о способах профилактики, особенно среди молодежи.
Обучение волонтеров медицинского техникума проходило с 14 по 16.09.2016 года в г. Красноярске по курсу «Профилактика ВИЧ-инфекции и формирование навыков здорового образа жизни в молодежной среде». И теперь активисты планируют начать широкомасштабную работу. Добровольцы готовят тренинги, панельные дискуссии и городские флешмобы, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме новой волны эпидемии ВИЧ.
Каждое из этих мероприятий будет сопровождаться раздачей информационных памяток, с которыми жители города смогут внимательно ознакомиться в дороге или дома. Волонтеры-медики ставят перед собой задачу распространить информацию о путях передачи ВИЧ-инфекции, способах защиты и контактные данные центра профилактики ВИЧ/СПИД, куда могут обратиться граждане за консультацией.
Но на этом волонтеры-медики не собираются останавливаться. Впереди – дополнительное обучение активистов и новые мероприятия. Информирование по проблеме ВИЧ – не одноразовая акция, а регулярное направление работы движения «Волонтеров-медиков». Добровольцы медицинской сферы уверены, такие действия по повышению уровня знаний в этой области должны привести к снижению эпидемии в будущем и сохранить многие жизни людей.
Высокий уровень заболеваемости ВИЧ зафиксирован сразу в нескольких регионах России. В «критическую» десятку по количеству инфицированных попали Свердловская, Самарская, Оренбургская, Ленинградская, Тюменская, Иркутская, Кемеровская, Челябинская, Новосибирская области и Ханты-Мансийский автономный округ. Красноярский край находится на 11 месте по РФ, а в Сибирском округе на 4. Общее число ВИЧ-инфицированных в Красноярском крае составляет 28 382 человека.
1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом, в этот день волонтерская группа медицинского техникума провела акцию «Знать, чтобы жить!» Волонтёры КГБПОУ «Минусинского медицинского техникума», в количестве 6 человек, вышли на улицу Минусинска и провели акцию. В ходе акции прохожим раздавались брошюры посвящённые профилактике ВИЧ и СПИДа, прикреплялись на грудь знаменитые красные ленточки и дарили красные тюльпаны.
Волонтерская работа была проведена со студентами Минусинского сельскохозяйственного колледжа, и школьниками 9-х классов школы № 1, также приняли участие в конкурсе «В ритме жизни», где участники представили свое видение проблемы распространения ВИЧ среди молодежи.  Победителем в номинации «Будь человеком» о проблемах ВИЧ-положительных и их возможных решениях стала Анна Костырева, студентка 21 группы. Она нарисовала плакат, на основе которых краевой Центр СПИД создаст социальную рекламу. Кроме того, лучшие работы регионального конкурса отправляются на всероссийский этап. 

Литература
1.Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферы. К.: Сфера, 2002.- 94с.
2. Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. – М.: Карапуз, 2004. - С. 8–9, 75–85.
3. Акимова, Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-
молодежных объединений: /Акимова Елена Владимировна; [Ряз. гос. ун-т]. Рязань, 2006. 20 с.
4. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. – М.: Изд-во АСОПиР, 2005.с. 56
5. Беляев А.В. Социально - педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Автореф. Дисс. Докт. Пед.наук. Екатеринбург, 2007. – 53 с.
6. Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностно-смысловые, информационно-методические основы / Е.В. Мартынова, Е.Г. Попова. – Екатеренбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.-111 с.
7. Гагарина, В.В. Волонтер – это звучит гордо!/В.В. Гагарина // Вестник благотворительности. – 2007. – №10.- С. 12.
8. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.
15