Метод проектов в начальной школе


Метод проектов на уроках в начальной школе
(январь 2014 г.)
Подготовила Смирнова Е. П.
Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.
Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции
учебно-познавательные
коммуникативные
информационные.
Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
«Проект» - в буквальном переводе с латинского «брошенный вперёд».
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Цель проектной деятельности
понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Сначала поговорим о требованиях, предъявляемых к методу проекта в начальной школе. Требования, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка - старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Темы лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Очевидно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.
Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.
К работе над проектами привлекаются родители, которые на протяжении всей работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе информации, оформлении, контролируют соблюдение техники безопасности, следят за графиком выполнения работ. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами. С этой целью провожу родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, а для родителей, чьи дети уже участвуют в проекте, провожу специальные консультации.
Трудности при использовании проектной технологии:
возрастает нагрузка на учителя;
ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
психологические коммуникативные проблемы;
проблема субъективной оценки проекта.
В чём достоинства метода проектов?
Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.
Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей.
Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
В основном темы детских проектных работ я выбираю из содержания учебных предметов.
По математике в 1 классе (2011 – 2012 уч. г.) мы работали над следующими проектами: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». В ходе проекта дети отбирали загадки, пословицы и поговорки, содержащие числа, собирали и классифицировали информацию по разделам (загадки, пословицы и поговорки):
-108394520764500
-91440000
-553720234442000-4081780252222000
Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Дети собирали информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников. Наблюдали, анализировали и устанавливали правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования; составляли свои узоры.
Во 2 классе (2012 – 2013 уч. г.) работали над проектами: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»: собирали материал по заданной теме, определяли и описывали закономерность в отобранных узорах, составляли узоры и орнаменты, составляли план работы, распределяли работу в группе, оценивали выполненную работу.
-30289511176000
-1386840220345000
В проекте «Оригами. Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата» ученики собирали информацию по теме «Оригами» из различных источников, включая Интернет. Учились читать знаки и символы, показывающие, как работать с бумагой при изготовлении изделий в технике оригами, изготовили фигурки в форме оригами. В заключении составили презентацию, в которой представили всю свою работу.
320421015367000-2889258509000
По литературному чтению в 1 классе (2011 – 2012 уч. г.) работали над проектами «Создаём город букв», «Буквы – герои сказок», «Составляем сборник загадок», «Наш класс – дружная семья»; во 2 классе (2012 – 2013 уч. г.): – «О чём может рассказать школьная библиотека», «Мой любимый детский журнал», «Мой любимый писатель-сказочник».
По технологии в 1 классе (2011 – 2012 уч. г.) работали над проектами: «Осенний урожай», «Дикие животные», «Украшаем класс к Новому году», «Чайный сервиз», «Речной флот», а во 2 классе (2012 – 2013 уч. г.) - «Праздничный стол», «Деревенский двор», «Убранство избы», «Аквариум».
По русскому языку в 1 классе (2011 – 2012 уч. г.) были выполнены проекты «Детские слова», «Сказочная страничка»; во 2 классе (2012 – 2013 уч. г.) - проект «Толковый словарь, составленный второклассниками»
По окружающему миру в 1 классе (2011 – 2012 уч. г.) выполнили следующие проекты: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы»; во 2 классе (2012 – 2013 уч. г.) - «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту»,
4343402476500
«Родословная»,
26587453873500-2482853746500
«Города России», «Страны мира», «Труд в почёте любой! Мир профессий большой!». В рамках проекта «Труд в почёте любой! Мир профессий большой!» были проведён урок окружающего мира по теме: «Все профессии важны»; классный час «Все профессии нужны»; дети написали сочинения на тему «Кем я хочу быть?»; оформили книгу «Большая книга профессий».
В этом учебном году (1 класс 2013-2014 уч.г.) я взяла кружок связанный с проектной деятельностью, который называется «Учусь создавать проект». Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р. И. Сизовой и Р. Ф. Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
В этом году (1 класс 2013-2014 уч. г.) в рамках кружка мы работали над проектом «Осень золотая». Выполняя посильные творческие и исследовательские задания, ребята собрали доказательства наступления осени, в ходе работы учащиеся собирали народные приметы, пословицы, поговорки, загадки. В результате проекта ребята собрали папку «Осень золотая», была оформлена выставка рисунков на осеннюю тему, на уроке технология сделаны поделки из природного материала.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
3. М. К. Господникова, Н. Б. Полянина и др. «Проектная деятельность учащихся» - Волгоград: Учитель, 2008. – 131 с.: ил.
4. В. Ф. Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников» - Издательство «Учитель», 2011 г.
5. Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект», методическое пособие, 1 класс, Москва, Издательство РОСТ, 2012