Обобщение педагогического опыта по теме: «Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС»


Обобщение педагогического опыта по теме:
«Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС»
Валиева Мадина Ревазовна,
учитель информатики
МБОУ СОШ № 1 с.Октябрьское
МО-Пригородный район РСО-Алания«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Б.Шоу.
Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования. Реальность образовательного процесса – внедрение ФГОС.
С 2011 года первоклассники начали обучение по новым стандартам, педагоги начальных классов прошли квалификационную переподготовку для работы в новых условиях, с 2015 года – переход на новые стандарты коснулся и основной ступени образования. Сегодня уже все педагоги школы имеют теоретическую базу перехода на ФГОС, но ещё сохраняется разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями педагогов в реализации системно-деятельностного подхода.
Перед каждым учителем-предметником возникнет необходимость перейти на стандарт, поэтому сегодня необходимо понять теоретико-методологическую основу ФГОС, трансформировать теоретические понятия в практическую деятельность на уроке. Основная идея, заложенная во ФГОС – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Одно из ключевых понятий ФГОС, его основа – системно-деятельностный подход.
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки детей.
При этом в первую очередь имеем в виду учебную деятельность, подразумеваем развитие, саморазвитие, самовоспитание личности, формирование УУД и, в том числе, приобретение определённых предметных знаний, умений, навыков.
В стандартах второго поколения цели изучения информатики предполагают подготовку учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Системные исследования предмета возможны только на основе собственной учебной деятельности обучающихся. Внедрение учебных действий в системный подход преобразует его в системно-деятельностный. В системно-деятельностном подходе деятельность сама рассматривается как своего рода система: дети самостоятельно или с помощью учителя обнаруживают и исследуют предмет деятельности, трансформируют его, преобразуют, частично запоминают.
Апробация и внедрение технологий деятельностного подхода длительный и трудоемкий процесс, который сопровождается кругом проблем, связанных с организацией учебной деятельности, направленной на самообразование и саморазвитие  каждого ученика.
Использование любой технологии ограничено либо особенностями учебного предмета, либо материально-техническими проблемами, либо неготовностью учителя сменить роль ведущего, управляющего на роль менеджера, партнера в образовательном процессе.
Многолетний опыт апробаций и внедрения технологий компетентностно-ориентированного подхода показал, что первые шаги учитель-экспериментатор начинает с организации урока в контексте той или иной технологии.
Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Требования к результатам ФГОС – ведущая, системообразующая составляющая. Результатами освоения основной образовательной программы являются:
предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;
метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована:
организовать учебную деятельность учащихся;
сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
отобрать учебный материал и подвергнуть его дидактической обработке;
выбрать методы и средства обучения;
сделать так, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Эти задачи, стоят перед каждым учителем, заинтересованном в успешном обучении каждого ученика, применении системно-деятельностного подхода.
Одной из приоритетных задач информатики можно считать развитие алгоритмического мышления учащихся, а так же формирование умений работать в среде типовых прикладных программ. Это подразумевает то, что учащиеся знают и умеют применять на практике общие приемы работы с компьютером, вне зависимости от того, каким программным продуктом они пользуются. В практике обучения учитель использует различные методы и способы донесения как теоретической, так и практической информации до учащегося.
Отмечу лишь некоторые из методов:
словесные;
наглядные;
демонстрационные;
алгоритмические.
Как организовать деятельность учащихся на уроке так, чтобы они не получали знания в готовом виде, а добывали их самостоятельно. Необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Целевой установкой новых образовательных стандартов является: «Развить умение учиться».
Какие принципы обеспечивают реализацию системно-деятельностного подхода в преподавании?
Дидактические принципы:
1) принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.
Системно-деятельностный подход особенно актуален в современном курсе предмета «Информатика». Пропедевтический курс информатики по программе Л.Л.Босовой (5-7 класс) формирует необходимые учебно-познавательные умения и навыки при работе с информацией, освоение основ ИКТ.
Средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.), электронные цифровые ресурсы способствуют формированию деятельностного подхода в освоении предмета, готовят прочный фундамент при изучении базового курса информатики.
Разноуровневый дидактический материал в рабочих тетрадях по предмету позволяет выполнить различные задания, способствует закреплению новых знаний, вырабатывает навыки для развития универсальных учебных действий: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; работать с различными информационными моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
В своей педагогической деятельности на уроках использую различные виды практической работы.
По направлению учебной деятельности учащихся:
обучающая практическая работа, используется для изучения нового материала или освоения новых компьютерных технологий;
закрепляющая практическая работа, призвана закрепить имеющиеся у учеников практические умения в работе с ИКТ;
контролирующая практическая работа, позволяющая продемонстрировать учащимся сформированные умения, учителю оценить их уровень.
По организации практические работы могут быть:
индивидуальные, где учитель выступает в роли консультанта, тьютора;групповая работа, развивает у учащихся коммуникативные способности, толерантность, умение работать в команде.
роль консультанта исполняет ученик с повышенным уровнем подготовки и мотивации;
фронтальная работа;
коллективные работы.
Проводя на уроки использую различные формы их организации.
Традиционные:
практикумы по решению задач, эта форма, позволяет сформировать и закрепить у учеников умение решать задачи по различным темам курса, помогает подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ;
лабораторные работы, это самая распространенная форма, все ученики одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами. Роль учителя – оперативная оказание помощи;
эксперименты, это работа направлена на установление ранее неизвестного факта практическим путём.
На уроках информатики можно использовать различные приемы для мотивации обучения. Например, при изучении темы «Кодирование текстовой информации» в 8 классе.
Учащимся предлагается способ кодирования информации, предложенный Юлием Цезарем (I век до н.э.). Этот метод основан на замене каждой буквы шифруемого текста, на другую, путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу, т.е. после буквы я рассматривается а. Так слово «байт» при смещении на два символа вправо кодируется словом «гвлф». Обратный процесс расшифровки данного слова – необходимо заменять каждую зашифрованную букву, на вторую слева от нее.
Учащимся предлагается применить этот метод кодирования на практике. Придумать свой способ кодирования.
Привести примеры двоичного кодирования (например, азбука Морзе).
Рассмотреть принцип двоичного кодирования, вывести формулу: 2i=N. Подвести к понятию байт. Можно применять много других приемов на уроках и во внеурочной деятельности.
Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода:
Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.
Следует отметить, что один и тот же прием может быть использован в разных модулях урока для достижения различных целей.
Всякий раз, готовясь к уроку, наверное, каждый учитель задает себе одни и те же вопросы:
как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
какие методы и средства обучения выбрать;
как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
В решении этих вопросов нам на помощь приходят педагогические технологии.
Одной из технологий, которая реализует принципы системно-деятельностного подхода является технология «кейс-метод».
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»-чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.
Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)
Поставив правильно задачу и подготовив «кейс», необходимо организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность.
Дискуссия занимает центральное место в структуре кейс-метода. Неподготовленность обучающихся к дискуссии может сделать её формальной, превратить в процесс вытаскивания ими информации у преподавателя, а не самостоятельного её добывания.
Дискуссию надо использовать тогда, когда обучающиеся уже обладают некоторой степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
Классифицируют кейсы по степени его воздействия на обучающихся:
Вид кейса Содержание кейса Цель создания кейса Основная обучающая, образовательная задача кейса
Практический кейс Жизненные ситуации Познание, понимание жизни Тренинг поведения
Обучающий кейс Учебные (условные) ситуации Понимание типичных характеристик ситуации Анализ, осмысливание
Научно-исследовательский кейс Исследова-тельские ситуации Создание моделей ситуаций Исследование, проектирование
Следующий этап реализации кейса это презентация, или представление решений по результатам анализа кейса, выступает очень важным аспектом метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным качеством личности в современном мире. Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убеждённость, целенаправленность и т.п.; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа.
Оценивание презентуемых решений является важнейшей проблемой обучения посредством кейс-метода. Традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами. При оценивании можно использовать рейтинговую систему, учитывая оценку группы, самооценку и оценку преподавателя.
Критерий Баллы
Самооценка Оценка группы Оценка преподавателя Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
соответствовать чётко поставленной цели создания;
иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
быть актуальным на сегодняшний день;
быть ориентированным на коллективную выработку решений;
иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения), чем провоцировать дискуссию.
Учитель, решивший практиковать кейсы, должен быть готов к тому, что доля затраченного времени на подготовку и реализацию урока увеличится. Но результат того стоит потому что, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:
формирование и развитие информационной компетентности;
развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;
воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
Собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая системно-деятельностного подхода. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.
Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.