«Формирование самостоятельности у обучающихся на учебных занятиях и внеурочной деятельности с целью повышения их двигательной активности». Опыт работы Муравьёва Василия Алексеевича.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнеомская средняя школа№2»









«Формирование самостоятельности у обучающихся на учебных занятиях и внеурочной деятельности с целью повышения их двигательной активности»




Из опыта работы
учителя физической культуры
МБОУ «Нижнеомская СШ №2»
Муравьёва Василия Алексеевича



















С. Нижняя Омка – 2015г.





«Двигательная активность людей
должна быть озарена мыслью»
П.Ф.Лесгафт



В реалиях современной школы все чаще и чаще звучат тревожные сообщения о снижении общих физических показателей у школьников. Падает интерес к занятиям физической культурой и спортом, в результате ухудшается здоровье обучающихся. Свидетельством чему является значительное количество детей освобожденных от занятий физкультуры. Причин тому масса. Но одной из причин является малоподвижный образ жизни. Сегодня, после того, как в нашу жизнь стремительно внедрились компьютеры и телефоны, дети стали двигаться меньше. А родители старшеклассников, после введения ГИА и ЕГЭ, уделяют чрезмерное внимание подготовке к экзаменам, загружая всё свободное время детей дополнительными занятиями, забывая о здоровье ребенка и его двигательной активности.
Именно на уроках физкультуры и на спортивных тренировках обучающиеся получают возможность активно двигаться. И сколь бы ни был широк арсенал двигательных действий, которые осваивает ребенок за время обучения в школе, какова бы ни была организационная форма занятий, во всех случаях организованная двигательная активность решает комплекс оздоровительных задач. Согласно требованиям ФГОС в нашей образовательной организации создаются условия, позволяющие учащимся приобрести опыт самостоятельных действий, овладевать навыками самостоятельной организации своей деятельности, развивать творческий потенциал.
Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательно-интеллектуальной направленности, как определяющего условия успешности формирования физической культуры личности школьника.
Любой школьный учитель, наблюдая за детьми на уроках, подтвердит, что двигательной нагрузки на уроках ребятам явно не достаточно. Современные учебные занятия предназначены для освоения основ физического воспитания, для осмысления важности занятий физической культурой.
Уроки физической культуры в школе решают три основные задачи:
-оздоровительную;
-образовательную;
-воспитательную.
Оздоровительную часть урока можно считать выполненной, если у школьников наблюдаются положительные изменения в физической подготовленности, уровень которой у каждого учащегося свой.
Я работаю над системой преподавания уроков физической культуры, направленной на воспитание сознательной активности и самостоятельности, тем самым добиваюсь повышения двигательной активности обучающихся.
Актуальность выбранной темы «Формирование самостоятельности у обучающихся на учебных занятиях и внеурочной деятельности с целью повышения их двигательной активности» обусловлена тем, что именно на уроках физкультуры через двигательную активность у школьников происходит формирование способности к самореализации, что позволяет воспитывать силу воли, выдержка, выносливость и др. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует школу на подготовку учащихся к альтернативному выбору, к необходимости видеть проблемы, чутко реагировать на них, принимать ответственные решения, сознательно действовать в нестандартных ситуациях.
Цель работы – создание условий и системы работы по повышению уровня физической подготовленности обучающихся через двигательную активность.
Гипотеза исследования: физкультурно-оздоровительная деятельность в школе будет способствовать повышению двигательной активности при успешном воспитании самостоятельности у детей, если реализуется специально разработанная программа, построенная на принципах возрастающей трудности, преемственности, непрерывности, вариативности, ориентированности на интересы ребенка, и ее содержание обеспечивает каждому школьнику право выбора собственной стратегии действий, включает основные и доступные для них типы заданий, предполагает их различные виды и степень сложности. Работа по формированию самостоятельности у учащихся проводилась в несколько этапов:
На первом подготовительном этапе (2010-2012г.г.) проводилось изучение методической литературы, нормативных документов и опыта работы учителей физкультуры нашей области.
Анализ литературы показывает, что вопросам воспитания самостоятельности уделялось много внимания в работах отечественных ученых. Психологические аспекты формирования самостоятельной личности представлены в трудах Г.Б .Мейксон, Б.П. Есипова, Н.В. Клюевой, Ж.К. Холодова других.
На втором этапе с 2012 года ведется практическая деятельность в 1-8 классах.
В своей работе опираюсь на 3 основных принципа:
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип индивидуализации.
- Принцип системности и целесообразности.
Система практической деятельности состоит из 3-х этапов:
1этап – формирование приёмов самостоятельного выполнения двигательных действий (начальная школа, 1 – 4 классы).
Цель мотивация учащихся к занятиям физическими упражнениями.
На этом этапе проводится обучение учащихся приёмам усложнения заданий, обеспечение осмысленных двигательных действий, стимулирование самостоятельности. При этом сохраняется весь перечень упражнений согласно требованиям программы, но углубляется содержание предмета за счет теоретических знаний. Объём двигательной активности не меняется. В начальной школе дети учатся самостоятельности, но в полном смысле её пока не имеют. На этапе мотивации ставлю вопросы, которые побуждают детей задуматься/ Например: «Для чего человеку нужна сила?», «Что нужно делать, чтобы быть сильным?» При изучении и выполнении определённого упражнения дети должны узнать, для чего оно предназначено. В одном случае это сообщает учитель, в другом – школьники получают задание самостоятельно, определить назначение упражнения. Например: «Зачем выполнять поднимание туловища из положения лежа на спине?» Они отвечают: «Для тренировки мышц пресса». Школьники, также придумывают движения того же воздействия. Главное ни одно упражнение не должно присутствовать на уроке без осмысления. Очень важно, чтобы дети на уроке при умении осознанно выполнять двигательные действия, могли также чётко, грамотно высказывать свои мысли: «Зачем нужно тренировать мышцы пресса?», «Как тренировать мышцы пресса?», «Какие упражнения выполняются за счёт мышц пресса?»
Решить вопросы самостоятельности школьников, их творческой активности удаётся, если занятия достаточно эмоциональны, поэтому применяю на занятиях методы игровой и соревновательной деятельности.
Игровой - (нетрадиционные – сюжетно – имитационные игры «Два мороза», «Гуси -лебеди», «Колдунчики» и др.) используется, чаще всего.
Соревновательный – применяется в простых элементарных формах, при этом предметом соревнований могут быть любые физические упражнения, спортивные эстафеты.
Кроме этого используется метод круговой тренировки. Класс делится на группы по 5-7человек. Каждая группа самостоятельно изучает и выполняет задание, указанное в карточке по станциям, двигаясь по кругу. Например:
Задания для круговой тренировки.
Станция №1. Какое качество развивает сгибание и разгибание рук в упоре лежа? (темп выполнения - средний, время выполнения 30 сек.)
Станция №2. Какое качество развивают прыжки со скакалкой? (темп выполнения - средний, время выполнения 30 сек.)
Станция №3. На что влияют прыжки через скамейку в максимальном темпе за 30 сек?
Станция №4. Что развивает жонглирование двух-трех мячей одновременно?
Станция №5. Что развивает поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек? Кроме вышеперечисленных заданий существуют «обратные» задания. То есть, нужно придумать упражнения на развитие: силы, быстроты, координации, выносливости, гибкости.
В целях формирования устойчивого интереса к предмету применяются нестандартные задания (кто быстрее пробежит 10 метров?; За сколько прыжков можно преодолеть спортивную площадку? И т. д.
При этом использую формулировки: «Кто лучше?»; «Кто первый?»; «Кто сильней?, «Почему он лучше?»)
Все те навыки и умения, которые обязательны для учащихся начальных классов согласно учебной программе, при таком подходе осваиваются весьма успешно.
Самый главный результат заключается в том, что уроки проходят без принуждения, ученики сами могут определить, что они знают, умеют делать, над чем ещё предстоит работать, и в соответствии со своими потребностями, выбирают вид физических упражнений. Хочу подчеркнуть, именно с 1 класса следует приучать ребят к самостоятельности, начиная с подготовительной части урока. Прежде, чем выполнить какое – либо упражнение, необходимо объяснить его назначение, назвать группу мышц, которую оно тренирует. В будущем это позволит решить многие задачи: экономия времени, умение самостоятельно выполнить разминку перед определённой работой. А начиная с 4 класса, ребята сами показывают и объясняют упражнения, стараясь придерживаться соответствующей терминологии. Самостоятельная деятельность требует от воспитанников ясного понимания смысла того, что они делают. Из многолетнего опыта работы следовало, что на уроках физической культуры дети должны быть в постоянном непрекращающемся движении. Поэтому, зачастую, перестраивая детей, попросту приходилось передвигать их руками. Действительно, это легче, чем донести каждому ребёнку его действия по той или иной команде. Но затем подобным образом приходилось поступать и, объясняя следующий материал, потому что дети привыкали не думать на уроках физической культуры. В результате экономии времени возникали его потери. Я пришел к выводу: если строевым упражнениям будет уделяться достаточно времени, то в дальнейшем мои призывы заниматься самостоятельно почти всегда достигнут цели. Строевые упражнения организовывают детей на осознанную продуктивную деятельность. Повторяя каждый урок одни и те же команды, ребята начинают их заучивать и выполнять, не дослушав до конца. Чтобы этого избежать, умышленно подаю неверные команды, после этого наблюдаю за их реакцией. Этот прием позволяет определить насколько осмысленно и осознанно выполняются упражнения.
Самостоятельные занятия могут быть различного содержания. Это и выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, физкультурно-оздоровительные мероприятия и отработка техники двигательных навыков. Объясняя, например, технику выполнения двигательного действия, не все элементы озвучиваю сам, а предлагаю учащимся завершить. Например: «Почему лучше выполнить бросок мяча в кольцо с отражением от щита, а не иначе, какие еще могут быть варианты броска мяча в кольцо?» Секундные потери времени на этом этапе позволяют впоследствии избежать десятка вопросов, кроме того, это опосредованно будет готовить детей к самостоятельным занятиям.
2 этап практической деятельности – создание условий для проявления школьниками самостоятельности (основная школа).
Цель этого этапа - определить уровень сформированности самостоятельности.
Согласно ФГОС, результаты освоения программного материала по физической культуре представлены как предметные, метапредметные и личностные. Для самооценки учащимися предметных знаний и умений определены требования:
Что я должен знать?
Что я должен уметь?
Что нужно сделать, чтобы добиться максимального эффективного результата?
Мониторинг уровня достижения самостоятельности осуществляется через определение уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД: целеполагание, оценивание правильности выполнения своих действий;
- Познавательные УУД: умение давать определение понятиям, объяснять явления, процессы, связи, отношения.
- Личностные УУД: самооценка своего уровня физической подготовленности, самопознание, самоопределение.
Все знания для обучения самостоятельным занятиям классифицирую по темам:
- Основы обучения двигательным действиям;
- Основы гигиены физического воспитания;
- Основы развития физических качеств;
- Основы контроля и самоконтроля, взаимоконтроля;
- Психологические основы физической культуры; профилактика травматизма.
На занятиях использую дифференцированно – групповую форму организации учебной деятельности школьников.
Формированию самостоятельности способствуют вопросы для теоретической викторины.
Карточка №1. Какие физические качества человека проявляют и развивают следующие упражнения?
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа_________(сила)
Наклон вперед из положения стоя, задеть руками пол _____(гибкость)
Ловля летящего предмета, опущенного с высоты 1 м____(быстрота)
Челночный без 3Х10м _____(координация)
Бег 1 км _____(выносливость)
В результате учащиеся успешно выступают на школьных и муниципальных олимпиадах по предмету.
Иным из видов самостоятельной деятельности на всех уровнях обучения в школе является выполнение домашних заданий, характерная особенность которых - отсутствие непосредственной помощи и со стороны учителя. Домашние задания помогают учащимся овладевать программным материалом. Содержание домашнего задания может быть различным: ОРУ, выполнения упражнений для развития мышц рук, ног и т.д., в зависимости от темы урока, а также работа по карточке с описанием подвижной игры, которую нужно провести на следующем уроке, организовав класс. Это позволяет формировать организационные способности, воспитывать чувство товарищества. Но опять же, лучше начинать эту работу с младших классов, ведь у детей этого возраста повышенная восприимчивость к воздействию физических упражнений.
Домашнее задание способствует формированию у школьников привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Первый шаг на этом пути – интерес ребят. Но интерес, который испытывают младшие школьники, в среднем возрасте начинает снижаться. Чаще всего теряют интерес к физической культуре учащиеся, которые не добиваются успехов в данной деятельности и поэтому не получают подкрепления в виде положительных переживаний. Потребность обычно определяют, как необходимость учащегося выполнить какую – либо деятельность. Когда потребность осознаётся учащимися, возникает побудительная сила к действию – мотив. Ребятам постоянно объясняется вся важность систематических занятий для улучшения здоровья, самосовершенствования, красоты тела и т. д. Контроль за выполнением домашнего задания – абсолютно необходимое условие, влияющее на эффективность этой формы занятий. Детям младших классов самоконтроль осуществлять нелегко, поэтому помощь родителей просто необходима. Существуют «Дневники здоровья» для самоконтроля, в которых ребята под руководством учителя или родителей отмечают свои достижения. Считается, что нельзя назвать определённые универсальные методы обучения. Каждый метод эффективен, если он наиболее успешно решает намеченную задачу.
Умение самостоятельно приобретать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление, развивать познавательные навыки учащихся, всё это лежит в основе инновационных технологий и метода проектов. Метод проектов использую на занятях с учащимися в 3-8 классах. Он формирует самостоятельность, культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, повышает интерес к предмету. Например, проект «Во что играли наши бабушки». Дети опрашивают дедушек и бабушек, в какие игры они играли в детстве. Просят научить их играть в эти игры. А потом играют с одноклассниками на уроке. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени.
3 этап – стимулирование двигательной активности и творческой самостоятельности учащихся на занятиях во внеурочное время (основная 5-9кл, и средняя школа 10 – 11 классы). Цель – создать условия школьникам для физического совершенствования и осознанного выбора вида своей учебной деятельности. На этом этапе учащиеся умеют и могут проявить самостоятельность.
Основные задачи – комплексное развитие двигательных качеств;
- овладения школьниками специальными теоретическими знаниями, необходимыми для самостоятельных занятий физической культурой; - развития у учащихся физических качеств и сформированности двигательных умений;
- развитие спортивных успехов школы; здоровья учащихся школы.

Для подготовки учащихся к самостоятельному выполнению физических упражнений была выбрана такая тактика:
1. предоставляю детям на тренировках право выбора, создавая тем самым предпосылки проявления самостоятельности, инициативы, активности, творчества;
2. предоставляю возможность выбора, создавая условия для занятий разными упражнениями, с разным спортивным инвентарем;
3. направляю внимание учащихся на себя, на свои собственные ощущения.
4. с целью мотивации к самостоятельным занятиям, в своей работе использую систему «бонусных» прибавок к итоговой отметке за выполнение контрольного упражнения. За каждое повышение своего результата(даже если низкий уровень), ребенок получает дополнительно 1-2 балла; посещение спортивных секций и кружков 1 балл; участие в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 1 балл, призовое место до 3 баллов. Параллельно с формированием мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, воспитывается интерес к физической культуре. Этот прием поддерживает интерес к предмету.
5. Большое значение в формировании интереса к занятиям физкультуры играет семья учащегося. Поэтому провожу беседы с родителями. Интерес возникает и становится стойким, при условии, когда родители привлекают детей к занятиям физической культурой не только с младшего школьного возраста, но и на других ступенях обучения.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: любая задача, поставленная перед школьниками, должна приобретать для них личностный смысл, т.е. каждый воспитанник должен быть заинтересован в результатах своего труда и самое главное, в этом особенность психологии детей, ощущать эти результаты именно сейчас, сегодня.

Ожидаемые результаты этапа практической деятельности.
- повысится мотивация к занятиям физической культурой, следовательно, повысится двигательная активность;
- повысится уровень самостоятельности;
- повысится уровень физической подготовленности.

Выводы:
В результате работы, направленной на воспитание сознательной активности и самостоятельности, у обучающихся повысился интерес к занятиям физической культурой. Школьники берут ответственность на себя, проявляют силу воли, выдержку и выносливость, пытаясь повысить свой уровень физической подготовленности. Умеют объяснить свои неудачи не отсутствием у них определенных способностей, а недостаточностью собственных усилий. Учащиеся понимают проблемы и пытаются самостоятельно их решить.
Из показателей таблицы 1 видны позитивные изменения. За период с сентября 2012года по сентябрь 2015года высокий уровень сформированности регулятивных УУД у учащихся повысился на 19%, а средний уровень - на 11%. Высокий уровень познавательных УУД демонстрируют в 2015году 37% - это больше чем в 2012году на 11%. Изменился уровень сформированности личностных УУД. Адекватную самооценку физической подготовленности в 2015 году дают 69% обучающихся, это на 22% больше чем в 2012году.
Таб.1.
Результаты мониторинга формирования самостоятельности.

Учебный год. (класс)
% уровня сформированности регулятивных УУД (целеполагание, оценивание правильности выполнения своих действий)
% уровня сформированности Познавательных УУД (умение давать определение понятиям, умение объяснять явления, процессы, связи, отношения)
% уровня сформированности Личностных УУД (самооценка уровня своей физической подготовленности)

2012-2013
(5 класс)
Высокий – 18%
Средний – 39%
Низкий – 43%
Высокий –26%
Средний –42%
Низкий – 34%
Завышенная – 28%
Адекватная – 47%
Заниженная – 25%

2013-2014
(5-6 класс)
Высокий –21%
Средний –42%
Низкий – 37%
Высокий –30%
Средний –45%
Низкий – 25%
Завышенная – 24%
Адекватная – 56%
Заниженная – 20%

2014-2015
(5-6-7) класс
Высокий –29%
Средний –48%
Низкий – 23%
Высокий –35%
Средний –48%
Низкий – 17%
Завышенная – 24%
Адекватная – 56%
Заниженная – 20%

2015-2016
(5-6-7-8кл)
Высокий –37%
Средний –48%
Низкий – 15%
Высокий –37%
Средний –50%
Низкий – 13%
Завышенная – 23%
Адекватная – 69%
Заниженная – 8%


Улучшаются показатели участия детей в школьных и муниципальных олимпиадах по предмету и плотность показанных в них результатов.
2013-2014 уч. год – участвовало 8% от общего числа обучающихся.
2014-2015 уч.год – 6%.
2015-1016 уч. год – 14%
В 2015-2016 году высший рейтинг в районе имеет Строганова Анастасия.
13 EMBED
·
·
·
·
·
·
·
·
· Microsoft Graph 1415
Имея относительно невысокий уровень физической подготовленности, ученик нацеливается на добросовестную работу, зная, что его даже небольшие шаги и личные рекорды, будут положительно оценены учителем.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Многие учащиеся школы повысили собственный уровень физической подготовленности, занимаясь самостоятельно, или посещая спортивные тренировки в Центре дополнительного образования.
13 EMBED
·
·
·
·
·
·
·
·
· Microsoft Graph 1415
Учащиеся выполнили программные требования к уровню физической подготовленности в основном на «4» и «5», при успеваемости 100%, процент качества обучения составляет более 90%.
13 EMBED
·
·
·
·
·
·
·
·
· Microsoft Graph 1415
Наша школа стабильно входит в число лидеров в районных соревнованиях по различным видам спорта. Команды школы участвуют в районных и областных соревнованиях. За последние три года учениками школы были получены спортивные разряды: один Мастер спорта Дизер Роман. Два кандидата в мастера спорта Васильев Антон и Фадеева Анна. Три спортсмена первого взрослого разряда Желтов Вячеслав, Дуб Андрей, Строганова Анастасия.
Несомненно, работа предстоит большая, поскольку для полного формирования самостоятельности на занятиях физической культурой необходимо ставить четкие, хорошо осознаваемые обучающимися задачи; избегать шаблонов на занятиях, однообразия используемых средств; вводить элементы новизны в используемые упражнения, применять оптимальные нагрузки. Решить эти задачи возможно, поддерживая атмосферу доброжелательности и сотрудничества с родителями и коллегами по работе, поэтапно достигнется основная цель – повышение двигательной активности.






















Список литературы и интернет-ресурсов.
1. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=602943
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мейксон Г.Б., Шоулин В.Н., Шоулина Е.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре.- М: Просвещение, 1986. - 112 с: ил.
Поляков М.И. Привитие навыков самостоятельности на уроках легкой атлетики.// Физическая культура в школе. - 2003. - №4.
Трещалин В.Ф. Формируя навыки самостоятельности.// Физическая культура в школе. - 1994.
Трещалин В.Ф. Формируя навыки самостоятельности.// Физическая культура в школе. - 1993. -№3
Лях В.И. Физическая культура. 1-4классы: учеб. Для общеобразоват. организаций.- 14-е изд. - М. : Просвещение, 2013
Виленский М.Я. и др. Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012
Root EntryArial Cyr€6¦ ¦о€
·V€6¦ ¦о€
·V% участников школьных олимпиад_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·% участников школьных олимпиад
·
·Arial Cyrвысокий уровень
·средний уровеньнизкий уровень
_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·высокий уровень
·
·средний уровень
·
·низкий уровень
·
·Arial CyrArial Cyr% занимающихся в