Презентация О взаимодействии всех участников инклюзивного образовательного процесса


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида»«О взаимодействии всех участников инклюзивного образовательного процесса» Педагог-психолог МБДОУ №5 «Дельфин» Зелинская Н.Р. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Восемь принципов инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен думать и чувствовать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Основой эффективного психолого-педагогического сопровождения является выполнение ряда системообразующих условий. К ним относятся:Качественное определение специальных условий для получения образования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);Наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения;Материально-техническое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса;Наличие в шаговой доступности образовательных и иных организаций, обеспечивающих дополнительное комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ вне образовательной организации, в которой он обучается. В целом, психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых специалистами консилиума образовательной организации. Важнейшим звеном психолого-педагогического сопровождения является деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ, не только выявляющего детей, испытывающих трудности обучения и определяющего стратегию работы с ними, но и разрабатывающего, с обязательным привлечением воспитателей, адаптированную образовательную программу для обучающегося с ОВЗ. Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ;нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;негативное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса основывается на следующих принципах:Принцип непрерывности – психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения;Принцип системности – значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей; Эмоциональный комфорт всех участников образовательного процесса: психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие педагогов, воспитанников, родителей;Индивидуальный подход: важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье. Одним из главных принципов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является междисциплинарность – комплексный  подход к сопровождению. Инклюзивная образовательная среда формируется целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве, проповедующим единые ценности, включенным в единую организационную модель и владеющим единой системой методов. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях МБДОУ №5 «Дельфин»Участники сопровождения детей с ОВЗУчитель-дефектологУчитель-логопедВоспитательПедагог-психологМузыкальный руководительЦель деятельностиРазвитие и коррекция ВПФ и познавательной деятельностиРазвитие и коррекция речиРазвитие продуктивных видов деятельности, организация коррекционно-воспитательной работы Организация музыкального воспитания детей с учетом психических особенностейРазвитие и коррекция эмоционально-волевой и личностной сферы Схема организации взаимодействия сотрудников МБДОУ №5 «Дельфин» в рамках реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ:Категории участников инклюзивного обучения: дети с ОВЗ ; родители детей с ОВЗ; педагоги и администрация ДОУ; Материально-технические условия: финансовое обеспечение реализации АОП; создание безбарьерной и информационно-коммуникативной средыСопровождение родителей детей с ОВЗ: консультирование (индивидуальное и групповое) Специалисты ДОУ Сопровождение педагогов ДОУ: консультирование (индивидуальное и групповое; помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обученияСопровождение детей с ОВЗ: разработка и реализация АОП; психолого-педагогическая, медико-социальная диагностика; коррекционно-развивающие занятия; отслеживание динамики развития Администрация ДОУ Кадровые условия: наличие кадров; повышение квалификации; - стимулированиеОрганизационные условия: проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации АОП; внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов; поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство и сетевое взаимодействие СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!