Разработка урока. Миф Олимп


Урок № 3.

Тема. Миф «Олимп».
Цель:
познакомить учащихся с героями мифа, выявить особенности мировосприятия, свойственного людям дохристианской эпохи, роли мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нём;
формировать навыки работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа, логического мышления учащихся;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: слайдовая презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Лексическая работа.
Лексическое значение слов: Олимп, сонм богов.
Сонм – собрание, толпа, множество.
3.Выразительное чтение фрагмена мифа «Олимп» от слов «Три прекрасные..» до слов «…и снова водворяется радость на Олимпе».
4.Сообщение учащегося об Олимпе. Обращение к репродукции картины Гаспаро Дициани «Олимп» (1750-е гг.)
Олимп – гора в Фессалии, на которой обитают боги.
Гомер назвал Олимп «мновершинным». В разных частях Балканского полуострова, в Малой Азии и на острове Лесбосе шестнадцать гор называются Олимпами.
Впоследствии, когда люди античного мира узнали больше о вселенной, под Олимпом они стали понимать не гору, а небо. Считалось, что Олимп охватывает Землю, подобно своду, и по нему странствуют звёзды. Когда солнце стояло в зените, говорили, что оно – на вершине Олимпа.
5.Качества, присущие богам Олимпа.
Богам не чуждо ничто человеческое. Они никогда и ничему не учат и не наставляют, ибо у них нет твёрдых нравственных понятий. Их поведение – яркий пример «сами смертных грехов». Боги лишены авторитета, без которого немыслима ни одна религиозная система. Они бессмертны, но не всемогущи, ибо над ними, как и над людьми, властвует судьба.
6. Работа с учебником.
- Назовите имена героев Олимпа.
- Прочитайте комментарии, составленные на основе материалов статьи учебника «Для вас, любознательные!» стр. 17-19.
7.Слайдовая презентация.
Список слайдов.
Аполлон Бельведерский. Леохар. Римская копия, вторая половина IV в.до н.э. с греческого бронзового оригинала XV в.до н.э.
Бронзовая статуя из святилища Аполлона в Помпеях.
Юпитер, держащий в руках молнию. Римская бронзовая статуэтка, I-II вв.н.э.
«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.
8. Слово учителя о Зевсе.
Зевс управляет весьма строптивым семейством богов и первый среди равных наподобие царей. Он подвержен многочисленным слабостям и страстям. В поэзии беотийского крестьянина Гезиода Зевс – блюститель попираемой справедливости. У Эсхила Зевсу присущи атрибуты всемогущества, всеведения и премудрости; он – источник власти среди всех прочих богов.
9.Сообщение учащегося о статуе Зевса Олимпийского.
Статуя Зевса погибла во время пожара во дворце Византийского императора Феодосия II в Константинополе.
III. Закрепление изученного.
1.Каков Зевс в мифе «Олимп»? Выразительное чтение эпизода от слов «С Олимпа рассылает людям Зевс…» и до конца мифа.
2.Слово учителя.
Образ Зевса повлиял на христианскую концепцию божества (между образами Зевса и Христа наблюдается и иконографическая преемственность).
В литературе Нового времени Зевс изображался в комическом плане. Зевс неизменно противопоставлялся Прометею как притеснитель человечества, как сила, враждебная личной и общественной свободе.
Христианство открыло новый мир: не где-то в небесных сферах, а в глубине человеческой души. И покинули боги Олимп так тихо, что этого никто не заметил. И даже место, где они обители, было забыто.
Но бессмертная богиня памяти Мнемозина, мать муз, жившая среди людей, не дала забыть Гесиода, Пиндара. И настало время, когда возрожденные в сознании образованных европейцев олимпийские боги, стали духами радости, красоты, полноты чувств. Они были очищены от культа, не имели храмов и жрецов, не требовали материальных жертв, но им воздвигали невидимые храмы, посвящали лучшие порывы души. Яркостью красок и совершенством форм на картинах художников XV-XVI вв. олимпийские боги открыли новый мир, оказавшийся хорошо забытым античным мифом. Так олимпийские боги вошли в современный мир.
3.Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Ещё одной высокой, важной песни…».
Еще одной высокой, важной песни
Внемли, о Феб, и смолкнувшую лиру
В разрушенном святилище твоем
Повешу я, да издает она,
Когда столбы его колеблет буря,
Печальный звук! Еще единый гимн —
Внемлите мне, пенаты, — вам пою
Обетный гимн. Советники Зевеса,
Живете ль вы в небесной глубине,
Иль, божества всевышние, всему
Причина вы, по мненью мудрецов,
И следуют торжественно за вами
Великий Зевс с супругой белоглавойИ мудрая богиня, дева силы,
Афинская Паллада, — вам хвала.
Примите гимн, таинственные силы!
Хоть долго был изгнаньем удален
От ваших жертв и тихих возлияний,
Но вас любить не остывал я, боги,
И в долгие часы пустынной грусти
Томительно просилась отдохнуть
У вашего святого пепелища
Моя душа — там мир.
Так, я любил вас долго! Вас зову
В свидетели, с каким святым волненьем
Оставил я людское племя,
Дабы стеречь ваш огнь уединенный,
Беседуя с самим собою. Да,
Часы неизъяснимых наслаждений!
Они дают мне знать сердечну глубь,
В могуществе и немощах его,
Они меня любить, лелеять учат
Не смертные, таинственные чувства,
И нас они науке первой учат —
Чтить самого себя. О нет, вовек
Не преставал молить благоговейно
Вас, божества домашние.
IV. Подведение итогов урока.
- Каково значение мифов о богах Олимпа? Какие строки стихотворения А.С.Пушкина помогают дать ответ на этот вопрос?
Они меня любить, лелеять учат
Не смертные, таинственные чувства,
И нас они науке первой учат –
Чтить самого себя.
- Как вы понимаете значение этих слов: «чтить самого себя»?
V. Домашнее задание.
1.Прочитать легенду об Одиссее.
2. Сформулировать вопросы, возникшие в ходе самостоятельного чтения легенды.
3.Инд.задание: подготовить сообщения о Троянской войне, об «Одиссее» Гомера.
4. Инд. задание: выразительное чтение фрагмента IX главы «Одиссеи» в переводе В.А.Жуковского.