Рабочая программа: Спортивная секция ГТО(5-9класс)


МБОУ «Пестяковская СШ»

Рассмотрено на ШМО
Протокол от . .2016г. №

Согласовано
Заместитель директора по ВР __________ Т.А.Зюма

Утверждаю Директор школы
____________ Л.М.Новожилова Приказ от . .2016г. № -ОД





Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа

возраст 11 - 15лет

«ГТО»






Педагог дополнительного образования
Шалагин С.Н.







Срок реализации – 1 год


2016-2017 учебный год
п.Пестяки



Пояснительная записка


В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования. Разрабатывая данную программу, мы ставим перед собой цель - воспитание достойных граждан своей страны. Умное, здоровое, сильное поколение, которое уважает свою Родину и готово трудиться на ее благо. Мы стремимся достичь этой цели, реализуя различные направления внеурочной деятельности. Восстановление норм ГТО – возвращение лучших традиций страны, которое в свое время оказало положительное влияние на молодежь. Наша задача – создать необходимые условия для развития физического потенциала нынешних представителей будущего России.

Цель занятий – сохранение здоровья нации, возрождение и развитие традиций физической культуры и массового спорта для граждан Российской Федерации, совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением.

Цели и задачи комплекса ГТО
Целями проведения испытаний комплекса ГТО являются:
апробирование нормативно-тестирующей части комплекса учащимися;
повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья;
гармоничном и всестороннем развитие личности;
воспитание патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания школьников.
Задачами тестов ГТО являются:
а) увеличение числа школьников, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
б) повышение уровня физической подготовленности школьников;
в) формирование у школьников осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;
г)модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного спорта в образовательных организациях.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Данная рабочая программа для 6-9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по внеурочной деятельности.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по внеурочной деятельности являются:
умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении упражнений, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Содержание курса:
Программа рассчитана на 34 недели в год, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
В программе представлены контрольные тесты для школьников по физической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовке, определенно исходя из содержания федеральной программы Готов к Труду и Обороне (ГТО).

Планируемые результаты: подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО
Оценка уровня физической подготовки школьника, полученная им в ходе сдачи норм ГТО.

Тематический план
6-9 класс

Содержание

6-9кл


Теоретическая подготовка
1


Бег на короткие дистанции
5


Бег на длинные дистанции
5


Прыжок в длину с разбега (м) или
Прыжок в длину с места (см)
5


Метание мяча 150г (м)
6


Подтягивание на высокой перекладине (раз)
на низкой перекладине
2


Наклон вперед с прямыми ногами
3


Лыжные гонки 2-3 км (мин,с)

6


Контрольные испытания
1


Итого часов:

34



Содержательное обеспечение разделов программы

Тесты комплекса ГТО разбиты на семь ступеней по возрастным группам. Для зачета необходимо сдать определенное количество тестов каждой из ступеней включая обязательные.
III ступень-11-12 лет
IV ступень- 13-15 лет
Всего тестов 10, необходимо для зачета сдать 6-8 испытаний.

Виды испытаний (тесты) и нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, входящие в спортивную часть программы Фестиваля комплекса ГТО
III. СТУПЕНЬ
(возрастная группа от 11 до 12 лет)
1. Виды испытаний (тесты) и нормативы
№ п/п
Виды испытаний
(тесты)
Нормативы



Мальчики
Девочки



Бронзовый знак
Серебряный знак
Золотой знак
Бронзовый знак
Серебряный знак
Золотой
знак

Обязательные испытания (тесты)

1.
Бег на 60 м (с)
11,0
10,8
9,9
11,4
11,2
10,3

2.
Бег на 1,5 км (мин, с)
8.35
7.55
7.10
8.55
8.35
8.00


или на 2 км
(мин, с)
10.25
10.00
9.30
12.30
12.00
11.30

3.
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)
3
4
7
-
-
-


или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз)
-
-
-
9
11
17


или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)
12
14
20
7
8
14

4.
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
Касание
пола пальцами рук
Касание
пола пальцами рук
Касание
пола пальцами рук
Касание
пола пальцами рук
Касание
пола пальцами рук
Касание
пола пальцами рук

Испытания (тесты) по выбору

5.
Прыжок в длину с разбега (см)
280
290
330
240
260
300


или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
150
160
175
140
145
165

6.
Метание мяча весом 150 г (м)
25
28
34
14
18
22

7.
Бег на лыжах на 2 км (мин, с)
14.10
13.50
13.00
14.50
14.30
13.50


или на 3 км
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени


или кросс на 3 км по пересеченной местности*
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени

8.
Плавание 50 м (мин, с)
Без учета времени
Без учета времени
0.50
Без учета времени
Без учета времени
1.05

9.
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 5 м (очки)
10
15
20
10
15
20


или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция 5 м
13
20
25
13
20
25

10.
Туристский поход с проверкой туристских навыков
Туристский поход на дистанцию 5 км

Количество видов испытаний (тестов)
в возрастной группе
10
10
10
10
10
10

Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**
6
7
8
6
7
8

* Для бесснежных районов страны.
** Для получения знака отличия Комплекса необходимо выполнить обязательные испытания (тесты) по определению уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы, гибкости, а также необходимое количество испытаний (тестов) по выбору по определению уровня развития скоростно-силовых возможностей, координационных способностей, уровня овладения прикладными навыками. Виды обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору изложены в приложении к настоящим Требованиям.
2. Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
3.Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 9 часов)

п/п
Виды двигательной деятельности
Временной объем в неделю, не менее (мин )

1.
Утренняя гимнастика
105

2.
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях
135

3.
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня
120

4.
Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, подвижным и спортивным играм, фитнесу, единоборствам, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях
90

5.
Самостоятельные занятия физической культурой
(с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной деятельности
90

В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов


IV. СТУПЕНЬ
(возрастная группа от 13 до 15 лет)
1. Виды испытаний (тесты) и нормативы
№ п/п
Виды испытаний
(тесты)
Нормативы



Мальчики
Девочки



Бронзовый знак
Серебряный знак
Золотой знак
Бронзовый знак
Серебряный знак
Золотой знак

Обязательные испытания (тесты)

1.
Бег на 60 м (с)
10,0
9,7
8,7
10,9
10,6
9,6

2.
Бег на 2 км (мин, с)
9.55
9.30
9.00
12.10
11.40
11.00


или на 3 км
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
-
-
-

3.

Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)
4
6
10
-
-
-


или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз)
-
-
-
9
11
18


или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)
-
-
-
7
9
15

4.
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
Касание пола пальцами рук
Касание пола пальцами рук
Достать пол ладонями
Касание пола пальцами рук
Касание пола пальцами рук
Касание пола пальцами рук

Испытания (тесты) по выбору

5.
Прыжок в длину с разбега (см)
330
350
390
280
290
330


или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
175
185
200
150
155
175

6.

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин)
30
36
47
25
30
40

7.
Метание мяча весом 150 г (м)
30
35
40
18
21
26

8.
Бег на лыжах на 3 км (мин, с)
18.45
17.45
16.30
22.30
21.30
19.30


или на 5 км (мин, с)
28.00
27.15
26.00
-
-
-


или кросс
на 3 км по пересеченной местности*
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени

9.
Плавание
на 50 м (мин, с)
Без учета времени
Без учета времени
0.43
Без учета времени
Без учета времени
1.05

10.
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – 10 м (очки)
15
20
25
15
20
25


или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – 10 м (очки)
18
25
30
18
25
30

11.
Туристский поход с проверкой
туристских навыков
Туристский поход с проверкой туристских навыков на дистанцию 10 км

Количество видов испытаний (тестов)
в возрастной группе
11
11
11
11
11
11

Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**
6
7
8
6
7
8

* Для бесснежных районов страны.
** Для получения знака отличия Комплекса необходимо выполнить обязательные испытания (тесты) по определению уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы, гибкости, а также необходимое количество испытаний (тестов) по выбору по определению уровня развития скоростно-силовых возможностей, координационных способностей, уровня овладения прикладными навыками. Виды обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору изложены в приложении к настоящим Требованиям.
2. Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
3. Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 9 часов)

п/п
Виды двигательной деятельности
Временной объем в неделю, не менее (мин)

1.
Утренняя гимнастика
140

2.
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях
135

3.
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня
100

4.
Организованные занятия в спортивных секциях
и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, спортивным играм, фитнесу, единоборствам, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях
90

5.
Самостоятельные занятия физической культурой, в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной деятельности
90

В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов







Условия выполнения видов испытаний комплекса ГТО

1.Бег на 30, 60, 100 метров. Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твёрдым покрытием. Бег на 30 м выполняется с высокого старта, бег на 60 и 100 м – с низкого или высокого старта. Участники стартуют по 2-4 человека.
2.Челночный бег 3х10 метров. Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твёрдым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются 2 параллельные линии – «Старт» и «Финиш».
Участник, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) участник бежит до финишной линии, касается линии рукой,