Развитие коммуникативных способностей в коррекционной деятельности с детьми ОВЗ через игровую деятельность на логопедических занятиях(3 класс)


«Развитие коммуникативных навыков в групповой деятельности с детьми ОВЗ»
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» с детьми ОВЗ
(3 класс)
Цель: Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала в рамках лексической темы : « Зима» через игровую деятельность.
Задачи:
1. Учить отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, орфографическую зоркость, зрительную память, любознательность, творческие способности, коммуникативную речь детей;
3. Воспитывать потребность в получении знаний, вызвать интерес к разным видам деятельности,творчеству.
4. Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Оборудование: игровой стол, волчок, вопросы в конвертах, чёрный ящик, снежинка, мяч, бейджики, стенд с цифрами, , медали, оформление кабинета и школьной доски.
ХОД ИГРЫ: (звучит музыка из передачи «Что? Где? КОГДА?»)(дети стоят напротив игрового поля)
Ведущая :«Здравствуйте, уважаемые гости и участники игры!
Мы рады приветствовать вас в нашем клубе «Что? Где? Когда?»
Сегодня против сборной команды города Карасука играет
команда знатоков 3 класса.Предлагаю познакомиться с нашими игроками:
(дети называют себя по имени и занимают места за игровым столом).
Ведущий: Уважаемые игроки, сегодня по электронной почте мне пришло письмо,в нём говорится о том, что ведущий телевизионной игры: « Что? Где? Когда?» объявил отборочный тур между командами знатоков. Лучшая команда получит приглашение для участия в телевизионной передаче: «Что? Где? Когда?». Поэтому, вы сегодня принимаете участие в отборочном туре. Как вы думаете, в чём заключается цель вашей сегодня игры?
Ответ знатоков:( цель- выиграть и получить звание « Лучшая команда знатоков !» )
Желаю вам победы!
Ведущая: Перед началом игры я задам вопрос –разминку игрокам:
? Уважаемые знатоки, знаете ли, вы какая птица является символом игры «Что? Где? Когда?» (Ответ детей)? Как вы думаете, почему именно эта птица является символом? (Ответ: сова считается символом мудрости и знаний)
Ведущая: В телевизионной игре «Что? Где? Когда?» лучшему знатоку вручался приз-хрустальная сова. , поэтому в конце нашей сегодня игры победившая команда получит медаль знатока игры с изображением совы и сладкий приз! А вручать медаль будет гость нашей игры.
Ведущая:А теперь я напомню правила игры!
Вы видите на игровом столе стоит волчок со стрелкой и лежат конверты. На каждом конверте написана цифра, она указывает номер вопроса. На какой конверт покажет стрелка нашего волчка, тот конверт мы вскрываем и читаем задание. Знатоки должны ответить на все вопросы, которые находятся в 5 конвертах. За каждый правильный ответ знатокам дается 1бал.
В одном их конвертов целых 8 вопросов - это БЛИЦ- вопросы, на которые должны быстро ответить знатоки. Если хоть на один вопрос они не ответят – очко присуждается сборной команде города Карасука.
А так же в игре есть сектор « Чёрный ящик», « Игра с мячом». «Музыкальная пауза»
Итак, мы начинаем игру!
1. Первый раунд (Музыка, волчок) (первый участник игры раскручивает волчок).
Ведущий: Выпал сектор № 1. Этот БЛИЦ прислала нам  ученица 2 школы Мысак Настя. Итак: внимание, вопросы:
1.Сколько гласных звуков в русском языке?
2.В чём отличие букв от звуков?
3.Сколько месяцев в году?
4.После какого времени года наступает зима?
5.Слово,противоположное слову: ВЫСОКАЯ ?6.Слово, противоположное слову: ХОЛОДНАЯ?
7.Назовите зимние месяцы?
8.Сколько дней в неделе?
( ответы детей)
Ведущий: Внимание! Правильные ответы( 1?- 6 гласных звуков; 2?- букву мы пишем.видим,а звук мы произносим и слышим; 3?- 12 месяцев; 4?-после осени; 5?- слово- НИЗКАЯ; 6?- ТЁПЛАЯ;7?- декабрь, январь и февраль. 8?- 7 дней в недели)Команда знатоков зарабатывает 1 бал. 1-0 в пользу знатоков.(на табло вывешиваются очки: 1-0)
2. Раунд.(музыка,волчок)(второй участник игры раскручивает волчок)
Ведущий: Выпал сектор № 2. Против игроков играет ученица школы№1 Рябовол Нина.
Внимание,команда!
Перед вами лежат пазлы. Вам нужно собрать из пазлов картину и озаглавить её. (знатоки собирают картину на доске и садятся на свои места)
? Как вы озаглавили картину? (дети дают ответ:)Внимание, команда, вопрос:
Как называется стихотворение Александра Яшина, в котором есть следующие строки:… «Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.»Ответ команды:(« Покормите птиц»).
Ведущий: Внимание правильный ответ: Стихотворение называется «Покормите птиц».
(Члены команды выходят к доске и рассказывают это стихотворение по четверостишиям.)
Команда знатоков зарабатывает ещё один бал. Счёт становится: 2-0 в пользу знатоков.(на табло вывешиваются очки:2-0)
3. Раунд (музыка, волчок)(третий игрок раскручивает волчок)
Ведущий: выпал сектор «Чёрный ящик»( звучит музыка «Вынос чёрного ящика»)
Против игроков играет ученица 2 школы – Пронских Виталина: отгадайте загадку и выполните задание:
Я летаю! Я сверкаю!
И кружусь, кружусь, кружусь!
Я желанья исполняю
Тем, кому на нос сажусь!
Хочешь радости немножко?
Ну-ка, подставляй ладошку
И лови зимы пушинку
Раскрасавицу-……..(снежинку).
Внимание: (показ снежинки из чёрного ящика)
А теперь вопрос знатокам: Сможете ли вы подобратьк слову снежинка прилагательные?(члены команды по кругу передают друг другу снежинку и называют словосочетания: существительные + прилагательные )
Внимание: правильный ответ: Красивая, яркая, белая, блестящая, лёгкая, большая,холодная.
Команда знатоков зарабатывает ещё один бал. Счет становится: 3-0 в пользу знатоков.
Ведущий: Следующий Раунд : Этот знак поставлю я – музыкальная пауза у нас, друзья!(ребята выходят из-за игрового стола и становятся в круг. Звучит музыка, «Руку правую вперёд», ребята под музыку выполняют движения.
После музыкальной паузы игра продолжается.
4 Раунд: (музыка,волчок)(следующий игрок раскручивает волчок)
Выпал сектор № 4 Против игроков играет учитель -логопед детского сада «Василёк В этом конверте не только вопрос к игрокам, но и небольшое задание:
Итак, сначала вопрос:
Какое слово получится из рассыпавшихся букв? (команда собирает буквы и наклеивает их на лист бумаги)
Время вышло. Команда даёт ответ:( из букв мы собрали слово: ЗИМА,)Внимание : правильный ответ: (Из данных букв можно собрать слово-ЗИМА)
Следующая часть – задания :Выполнить звуко-буквенный анализ данного слова от первого лица.(4 ученика надевают на голову атрибуты звуков: зелёный, красный, синий, красный, выходят к доске и рассказывают каждый о своей букве-звуке от первого лица)
Команда знатоков зарабатывает ещё один бал. И счёт становится:4-0 в пользу знатоков.
5. Раунд :(музыка, волчок)(пятый игрок раскручивает волчок)
Выпал сектор № 5. « Игра с мячом». Против команды знатоков играют воспитанники детского сада « Сказка».
И вот их вопрос с заданием:
??? В чём смысл игры: « Цепочка слов?» (команда после совещания отвечает на этот вопрос)
Внимание: правильный ответ:(Каждое последующее слово должно начинаться со звука, которым предыдущее слово заканчивается.)
Задание: покажите, как правильно играть в эту игру, используя мяч.(команда отвечает на вопрос, затем выходит играть в мяч. Первое слово называет капитан команды)Ведущий: И в последнем раунде команда знатоков зарабатывает ещё один бал. И счёт становится: 5-0
Ведущий: «Наша игра подошла к концу. Давайте подведём итог:
«В зимней игре « Что? Где? Когда?» со счётом 5-0 выиграла команда знатоков средней школы № 3.
Уважаемые игроки, скажите, вы достигли цели, поставленной перед началом игры? (ответ игроков)
Значит, ваша команда стала лучшей командой знатоков и мы ждём приглашения на телевизионную игру от телеведущего игры «Что? Где? Когда?»
Слово для награждения предоставляется гостю нашей игры» (вручение медалей и сладкого приза ).