РАЗРАБОТКА УРОКА по курсу «Окружающий мир» на тему: «В царстве грибов»










РАЗРАБОТКА УРОКА
по курсу «Окружающий мир»
на тему:
«В царстве грибов»





Подготовил
учитель 3-А класса
Масюткина Н.А.












Цели и задачи: расширить знания детей о грибах; отметить их многообразие, значение; учить видеть взаимосвязи в природе; воспитывать бережное отношение к грибам, к природе; учить проводить небольшие исследования.
Оборудование: картины с изображением разных видов леса (березовая роща, сосновый бор, дубрава, осинник); изображения грибов.

ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
На любимый наш урок  Прозвенел уже звонок. Мы посмотрим: всё ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки. Дневники лежат на месте. Мы сегодня будем вместе Слушать, думать, отвечать. Что ж, пора урок начать.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Проверка домашнего задания
а) Работа с дневником наблюдения.
– Начинаем урок по окружающему миру. Откройте дневник наблюдения, посмотрите в окно, какой день, солнечный или пасмурный? Отметьте.
– Кто скажет о направлении ветра?
– Подойдите к окну, посмотрите на градусник. Какую температуру он показывает? Отметьте.
– Какие изменения произошли сегодня в природе? Уберите дневники.
– Ваши знания об охране животных проверим с помощью теста.
б) Тест об охране животных.

III. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Вводная беседа.
– Ребята, а сейчас мы отправимся в необыкновенное путешествие. Мы отправимся в одно царство. Что это за царство, вы скажете после того, как отгадаете загадку.
В этом царстве чудеса. В нём луга, поля, леса. В них, смотри, то там, то тут Гномики живут, растут. Каждый – свой имеет пост. И у гномов разный рост. Есть – на ножке, в шляпке красной, В белых точках и опасный. Здесь увидишь у опушек Бледно-розовых подружек. А под дубом, такой важный, Коренастый и отважный. Обо всех не рассказать. Пора царство вам назвать.
– Царство грибов.
– Да, и это тема нашего урока.
– Ребята, а по каким царствам живой природы мы уже путешествовали? (Царство животных, царство растений.)
– В царство грибов мы отправляемся на волшебном корабле. (Появляется картина с изображением сказочного корабля.)
– Руководство кораблём, я беру на себя. Пристегните ремни, взлетаем. Во время путешествия будьте внимательны, слушайте, запоминайте. В конце каждый составит отчёт о проделанной работе.
– Приземляемся. Можете отстегнуть ремни.
– Хотите, я покажу вам царство? Тогда, смотрите. (Показывает на картину с изображением берёзовой рощи)
Вот лесок берёзовый. В шляпе здесь не розовой. В шляпке бурой, светлой С длинной ножкой и заметный. (Подберёзовик.)

Посмотрите все направо. Этот лес красив. Дубрава. А живёт здесь главный гном. Шляпа тёмная на нём Гриб отважный, смелый И зовётся (Белый.)

Вас в осинник привела, Гриб другой вам назвала. В шляпке ярко-красной. Рви. Он не опасный. (Подосиновик.)

– Молодцы! Какой можно сделать вывод из того, что вы услышали от царицы грибов? (Каждый гриб растёт в определённом месте.)

2. Физкультминутка
– А сейчас, ребята, встаньте. Пойдём собирать грибы, которые можно есть. Как их называют одним словом? (Съедобные.) А те которые нельзя есть? (Несъедобные.)
А сейчас мы отдохнём. Собирать грибы пойдём. Вот мы видим боровик. Шляпкой к дереву приник. Мы сорвём тебя, дружок, И положим в кузовок. А сейчас сорвём другой И отправим за тобой. Раз, два, три, четыре, пять. Мы пойдём домой опять.

3. Работа по учебнику
– Ребята, сейчас мы должны уточнить знания об услышанных грибах, их строении. Откройте главный наш маршрутный лист – учебник на с. 118. Самостоятельно изучите строение гриба.
(Учащиеся читают и рассматривают иллюстрацию.)
– Ребята, проверим, как вы усвоили прочитанное. Назовите части гриба. (Шляпка, ножка, грибница.)
– Что такое грибница? (Подземная часть гриба.)
– Какую роль выполняет грибница? (Всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минералами солями, поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)
– Какую пользу приносят грибы деревьям? (Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли.)
– Какую ещё пользу приносят грибы? (Ими питаются животные.)

4. Дополнительная информация (объясняет учитель).
По ходу рассказа – показ изображений.
Обыкновенные и таинственные.
Грибы – загадочные создания. Ещё в древности людей поразила способность грибов появляться как будто бы из ничего за считанные дни и часы. Люди верили, что они посланы богами: съедобные – в награду, ядовитые – в наказание.
Современных ученых, признающих только факты, грибы не перестают удивлять. Ещё в середине XX века их относили к царству растений. И только в последние десятилетия грибы стали рассматривать как самостоятельное царство живых организмов. Они не похожи ни на растения, ни на животных, ни на бактерии. Удивляет способность грибов сосуществовать с водорослями, образуя совершенно новый, особый организм – лишайники.
Изучением грибов занимается наука – микология («микос – гриб, «логос» - понятие)
В отличие от растений грибы не умеют использовать энергию солнечного света и питаться углекислым газом из воздуха. Для жизни им, как и животным, нужно готовое органическое вещество в виде разнообразных остатков растений и животных. Роль грибов в природе прямо противоположна роли растений. Они из углекислого газа и минеральных веществ, производят органическую материю, а грибы вместе с бактериями разрушают её, возвращая углекислый газ в атмосферу, а минеральные вещества почве. Так замыкается грандиозный круговорот, составляющий основу жизни на планете.
Без деятельности грибов на Земле накапливались высохшие деревья и животные; пока под громадами мёртвой материи жизнь не задохнулась бы совсем.
Сейчас известно около 120 тысяч видов грибов. Однако в природе их намного больше, и практически каждый год учёные открывают новые виды. «Обыкновенные» грибы таят ещё много неожиданностей и загадок.
Трюфели.
Похожие на картофельные клубни плодовые тела трюфелей развиваются под землёй. Поэтому отыскать их не так-то просто. Гурманы ценят трюфели как изысканное лакомство. Особенно любят эти грибы во Франции, Италии, Испании. Самым ценным считается настоящий чёрный французский трюфель. А всего этих грибов насчитывается около 100 видов.
Для сбора трюфелей специально обучают свиней или собак. Эти животные способны учуять запах трюфелей на расстоянии до 20 метров.
На рынке трюфели стоят очень дорого, до нескольких тысяч долларов за килограмм.
Зимний гриб.
Поздней осенью, иногда даже после первого снега в лесу можно неожиданно увидеть пень или валежник, усыпанный мелкими желтоватыми грибочками на тонких, бурых у основания ножках. Это зимний гриб. При сильных морозах его плодовые тела промерзают насквозь и, конечно, не растут, но хорошо сохраняются. Стоит морозу отступить, как они оживают вновь. Гриб может выдержать несколько чередований мороза и оттепели. Эти грибы способны расти круглый год. Зимний гриб – съедобный, в некоторых странах его специально выращивают на различных древесных опилках.
Пеницилл.
Род микроскопических грибов пеницилл часто встречается в природе. Они вырастают на несвежих продуктах в виде сине-зелёной порошкообразной плесени. Известно множество видов пенициллов, некоторые играют важную роль в жизни человека. Например, пенициллы используются для приготовления сыров. Самый известный из них – французский сыр рокфор.
Самую большую известность пенициллы приобрели после того, как было обнаружено, что некоторые из них образуют вещество, способное убивать многие болезнетворные бактерии. Позднее эти вещества назвали антибиотиками, вещество из пеницилл назвали пенициллин. Это лекарство используют для лечения самых разнообразных инфекций.
Дрожжи.
Что же такое дрожжи?
Это грибы, не образующие грибницы. Они растут в виде массы одиночных клеток. Если же гриб наряду с отдельными клетками образует грибницу, его называют дрожжеподобным.
Для приготовления теста, кваса, вина и т.д. используют только один вид дрожжей – сахарный гриб. «Диких» видов дрожжей известно несколько сотен. Все дрожжи – настоящие «сладкоежки». Фрукты, ягоды, цветочный нектар, сладкий берёзовый сок, сочные части растений – излюбленные места их обитания. Есть среди дрожжей опасные для человека виды.
В последнее время дрожжи стали применять не только для приготовления хлеба, кваса и т.д., из них получают витамины, различные вещества для химической промышленности.

– Ребята, а какие вы ещё знаете грибы?
– Это царство такое большое. Очень трудно его обойти за такой короткий срок. Но мне хочется вас предостеречь. Вы ещё говорили, что есть и несъедобные грибы. Я вам сейчас их покажу. Для этого посмотрим в волшебное зеркало.
Презентация 
1 слайд.
Бледная поганка – смертельно ядовитый гриб.
Ложноопёнок кирпично – красный.
Желчный гриб. – Не ядовит, но очень горький.
– Зачем нужны несъедобные грибы. (Ими питаются и лечатся животные.)
– Хоть царство огромное, но есть грибы, которых становится меньше. Они занесены в Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Посмотрите их: Грифола курчавая, Ежевик коралловый. Решеточник красный, Сетконоска сдвоенная. Спарарсис курчавый.
– Хочется вам показать диковинные, редкие грибы: Цветохвостик. Трутовик, Ослиные уши. Звездовик. Иудино ухо.

5. Игра на внимание
– Ребята, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали. Проведём игру «Съедобный, несъедобный». Я буду называть гриб, вы будете поднимать руку, если гриб съедобный, несъедобный – просто сидеть.
– Моё царство простирается на луга, поля, водоёмы. Много диковинок в моём царстве. Около 120 тысяч видов грибов. Есть полезные и вредные на морях, полях, водоёмах. Но об этом я расскажу вам в следующий раз. На прощание мне хочется услышать, умеете ли вы собирать грибы так, чтобы они не исчезли с лица Земли.

6. Правила сбора грибов (с. 121)
Надевай такую одежду, чтобы не было открытых участков тела.
Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком. (Лучше, даже гриб выкручивать, чтобы не повредить грибницу)
Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятиях, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

– Ребята, пристегните ремни. Вот мы и вернулись из нашего волшебного путешествия. Теперь нам надо сделать записи, приготовить отчёт, как после любого научного путешествия, экспедиции. Для начала скажите, грибы относятся к живой или неживой природе? (К живой.)
– Почему? (Рождаются, развиваются, размножаются, умирают.)

7. Работа по уровням
– Ребята, а сейчас каждый приготовит для отчёта тот материал, который запомнил (можно работать в парах, группах)
1-й уровень – нарисовать гриб, указать части растений.
2-й уровень – нарисовать грибницу.
3-й уровень – дополнительные сообщения о грибах.
Пеницилл
Дрожжи.
Трюфели.
Зимний гриб.



IV. ИТОГ УРОКА
– Что вы запомнили сегодня на уроке? (Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибы состоят из шляпки, ножки, грибницы. Грибница – это подземная часть гриба. Она нужна для питания гриба и деревьев, с которыми связана. Грибы питаются остатками растений, превращая их в перегной.)
– Какие грибы растут в нашей местности?
– Съедобные и несъедобные.
– Назовите съедобные грибы. (Белый гриб, опята, лисички, подберёзовики и т.д.)
– Несъедобные грибы. (Мухомор, ложноопёнок, бледная поганка.)

Оценивание.
Домашнее задание: повторите материал из учебника на с.118–122.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315