Статья «Формирование двигательных способностей школьников с целью повышения уровня физического состояния через игровую и соревновательную деятельность»


«Формирование двигательных способностей школьников с целью повышения уровня физического состояния через игровую и соревновательную деятельность»
Е.В. Гранкин,
Новокузнецк, Кемеровская область.
Конец формы
 «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». (Коменский Я.)
 Физическое воспитание детей в школе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке обучающихся к жизни, к общественно полезному труду. В физическом воспитании школьников большое многообразие форм, которые требуют от обучающихся проявления организованности, самостоятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, коммуникабельности, находчивости. Физическое воспитание школьников основной школы имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, как старшеклассники ученики попадают в определенные условия, к которым им нужно адаптироваться. И это касается не только того, что интерес к учебе как таковой уходит на второй план, а общение на первый. Резко проявляются лидерские качества одних и стремление быть незамеченными других. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей, много времени занимают занятия с компьютером, а это ощутимо ограничивает их двигательную активность и возможность находиться на открытом воздухе. У большинства школьников недостаточно сформировано положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Поэтому учить здоровому образу жизни и воспитать сознательное, ответственное отношение к здоровью необходимо. Уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности в среднем лишь на 11%, три урока — на 33 %. Значит, надо находить возможности покрывать оставшиеся 67%.
Мощным источником формирования здорового образа жизни детей является физическая культура во внеурочное время. Стратегия занятий для меня, как учителя заключается в том, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Чтобы мотивировать на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры и мотивации. Процесс обучения, воспитания физического развития строится на основе активизации двигательной деятельности школьников. Ученик усваивает нечто в форме учебной деятельности только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения, которое я стараюсь  формировать у  ребёнка.
Большим подспорьем в этой работе являются организация и проведение соревнований «Президентских спортивных игр» и « Президентских состязаний». С начала проведения таких соревнований ребята нашей школы принимали в них активное участие, и выходили на городской уровень. Я так же принимала участие в судейской бригаде областных соревнований, которые проводились в июне 2013г. Большое впечатление произвело на взрослых серьезное и ответственное отношение детей к мероприятию. Дети с разных городов и сельских школ области соревновались, общались, проводили досуг вместе. Для них - это был прекрасный опыт общения, проверки своих сил и способностей, наличия командного духа. Сейчас в нашем районе такие соревнования уже традиция и дети с началом учебного года во многом сами становятся помощниками мне в выборе команды, за лето подтягивают свою физическую форму, с желанием ходят на внеурочные занятия. Зная своих соперников, стараются больше времени уделять своим «слабым местам». Все это носит творческий характер, так как только в этом случае наиболее полно развивается личность. Учащиеся осознают: чтобы освоить какие-либо движения в игре, сначала необходима общая база для этого, становилось понятным и другое: чем лучше они подготовятся физически, тем легче будет происходить овладение этими действиями.
Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Именно подготовка к таким играм и состязаниям стала для многих ребят толчком к их активной спортивной деятельности. На таких занятиях ребята раскрывают не только свои физические способности, но и коммуникативные, лидерские качества.
Лидеры группы - это моя опора на занятиях: они помогают в изучении правил игры, закрепления материала, следят за правильным выполнением подготовительных упражнений, участвуют в судействе и т.д.  
Достижение определенных результатов при систематических занятиях во внеурочной деятельности дает мне основание и для выставления ученику более высокой оценки и на уроках. Так как его физическая форма и интерес к простым занятиям физкультурой увеличиваются.
        Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.  Считаю, что реализация на практике работы направленной на формирование двигательных способностей школьников с целью повышения уровня физического состояния через игровую и соревновательную деятельность, направлена именно на укрепление здоровья и активизацию самого ребёнка, его двигательных способностей и физического состояния.