Конспект урока по истории России в 9 классе «От февраля к октябрю»


Конспект урока по истории России в 9 классе.
Изучение новой темы: « От февраля к октябрю».
Цель урока. Проанализировать ситуацию весной - летом 1917 года и сформулировать причины октябрьской революции. Задачи урока. Образовательная: Умение дать объективную оценку ситуации в стране деятельности участников политического процесса. Развивающая: Умение работать с текстом учебника и исторического документа; анализировать информацию и выявлять причинно- следственные связи событий. Этапы урока. 1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение нового материала. 4. Выводы. 5. Итоги, д/з. Оборудование. УМК – учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия; тексты исторических документов и портретная галерея политических деятелей на электронных носителях.
Ход урока.
Учитель.
1. Сегодня мы рассматриваем период между двумя российскими революциями, произошедшими в начале ХХ века: февральской и октябрьской. Нам следует определить социально- политические предпосылки, которые привели к эпохальному перевороту в истории России.
2. С опорой на знания, полученные на прошлом уроке, и на материалы домашнего задания заполните соответствующую таблицу в рабочей тетради. Проверяем выполнение задания.
3. Теперь попробуем разобраться в предложенных ситуациях с помощью текста параграфа и в соответствии с хронологической последовательностью событий.
Расстановка политических сил после свержения самодержавия. - Название и состав политических партии. - Идеологии, программы, позиции политических партий. – Формирование коалиционного правительства. Первый политический кризис. - Новая программа большевиков. - « Апрельские тезисы»; автор, содержание, реакция общества. Июнь, второй политический кризис. - Что вызвало недовольство масс и обострило противостояние политических сил?
Июльский кризис. - Конец двоевластия. - Какой путь выхода из кризиса был найден? Выступление генерала Корнилова. - Контрреволюционный мятеж или патриотический поступок русского офицера? - Обсуждение исторических документов; биографическая справка, текст воззвания, фрагмент постановления Временного правительства.
Делаем выводы.
Какие факторы и условия способствовали победе большевиков в борьбе за власть? В чем была ошибка императора Николая, по версии официальных источников? Какие шаги, на ваш взгляд, император мог бы предпринять, чтобы избежать разрушения страны?
Учитель.
В начале урока я назвала октябрьскую революцию эпохальным событием современной истории. Во-первых, она обозначила черту, за которой началась новая эра российской государственности; во-вторых, она оказала влияние на политические процессы в других странах и спровоцировала формирование нового миропорядка, об этом мы поговорим на следующем уроке.
Д. з. Используя учебник заполнить таблицу в рабочей тетради: « Причины, участники, этапы, декреты, последствия октябрьской революции». Краткие сообщения о лидерах октябрьских событий.