Обобщение опыта по теме «Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе»


Обобщение опыта работы
участника конкурса лучших учителей
образовательных учреждений Ставропольского края,
реализующих общеобразовательные программы
начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования,
на получение денежного поощрения
за высокие достижения в
педагогической деятельности,
получившие общественное признание
ШУМСКОЙ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ,
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ



Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе













Миссия школы: «Школа должна предоставить возможность быть успешным,
научить быть успешным, увидеть и оценить успех каждого ученика».
Цель: создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития талантливых учащихся, их самореализации в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Задачи:
· разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе начального общего образования;
· определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
· совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
1. Обоснование необходимости проекта.
- Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. - Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! - Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.
Не только учебный план, но и психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы необходимо организовать с учетом потребностей детей к самореализации. Необходимо предусмотреть обновление содержания образования и использование инновационных технологий, предоставляющих возможности развития одаренности.
2.Принципы работы по развитию детской одаренности.
Образование тесно связано с глубокой образовательной подготовкой, формированием всесторонне развитой и высоконравственной личности, способной к самореализации и самовыражению, психологической и социальной адаптации. Следовательно, образовательный процесс необходимо строить с позиции развивающего обучения, с учетом творческой природы различных способностей детей и их личностного развития.
Помочь в этом может четкая и продуманная система работы с одаренными детьми, построенная и управляемая таким образом, чтобы эффективно выявлять, развивать и поддерживать творческий потенциал каждого ребенка. Новые подходы к управлению системой работы с одаренными детьми обеспечивают построение образовательного процесса с учетом гибкого удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей и их родителей.
Необходимо помнить, что главными принципами работы по созданию условий для развития детской одаренности являются:
· преемственность (развитие сложившихся организационных форм по выявлению одаренных детей и их отражение в нормативных актах);
· системность (использование возможностей образовательной воспитывающей среды, совершенствование организационно-управленческой деятельности);
· интегративность (реализация комплексных образовательных программ, социальная интеграция).
3. Теоретический аспект феномена «одаренность» и «одаренный ребенок».
В настоящее время не существует однозначного подхода к проблеме одаренности, нет общепринятых определений, трактовок самого понятия одаренности. Разные авторы предлагают свой теоретический подход к пониманию данной категории, опирающийся на психологический, педагогический, социальный либо комплексный контекст.
Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (приложение 1). Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).
Одарённость может проявляться:
- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;
- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает;
- как одарённость скрытая (потенциальная, не проявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
-Семья одаренного ребенка
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим. На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений:
отрицательное;
игнорирующее;
положительное;
гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Как родителям развивать одаренность детей? Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего влияния на развитие ребенка. Одну из таких диагностик, предлагает американский психолог Джон Льюис, основываясь на изучении семей одаренных детей. Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах.
4. Направления работы с одаренными детьми
Организация работы с одаренными детьми ведется в школе по следующим направлениям:
Культивирование одаренностей и талантов из общей школьной среды (организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях; организация дополнительного образования; организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме).
Инклюзивное образование одаренных детей в условиях начальной школы (реализация специальных образовательных программ для групповых занятий с одаренными детьми; использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы); реализация программ дополнительного образования для одаренных детей; использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем и дополнительном образовании).
Создание обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей (предметные олимпиады в начальной школе, интернет - олимпиады для школьников очные муниципальные, школьные конкурсы, фестивали, выставки, соревнования интеллектуального, творческого и спортивного направления; заочные (в том числе дистанционные) конкурсы различного уровня (муниципальные, окружные, федеральные, международные);исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские; детские общественные организации (советы командиров, школьного музея, коллективных творческих дел) и волонтерское движение школьников.

5. Описание опыта. При всех существующих трудностях в сфере общего среднего образования для меня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности.

Принципы моей педагогической деятельности в работе
с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Этапы моей работы.
1. Этап предварительного поиска
Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. В моём варианте эта информация собирается из пяти основных источников – это психолог, воспитатели, родители, врачи и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.
До поступления в школу провожу, совместно с заместителем директора, родительские собрания, предоставляя родителям информацию по исследованию одарённых и способных детей.
С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др.
Подробно изучаю медицинские карты с заключениями врачей.
К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников.В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др..
Для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления (фигурная форма)" Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психосоциального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.
Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.
2. Этап оценочно-коррекционный
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
В тесном сотрудничестве с педагогами дополнительного образования.
Предоставляю возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, с руководителем, через самостоятельную работу. В данном виде работы заинтересованы родители, учителя юных дарований.
Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
В работе с одарёнными детьми использую следующие формы:
-олимпиады (разных уровней)
-кружки
-конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные)
-родительские всеобучи;
-работа по индивидуальным планам.
3. Этап заключительного отбора
Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
Учителя-предметники посещают уроки, классные часы с целью наблюдения и отслеживания способностей детей. Отчёт по работе с одарёнными детьми заслушивается на педагогическом консилиуме 5 класса. Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.
Предполагаемые результаты:
Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;
Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости;
Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы);
Качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;
Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.

6. Ожидаемые результаты
· создать систему диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности;
· оптимизировать организацию воспитательного процесса, дополнив образовательную деятельность учащихся социальной практикой по учебному предмету в рамках внешкольной образовательной среды;
· оптимизировать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, обеспечив диагностическое сопровождение индивидуального развития учащихся с опорой на выявление и поддержку сильных сторон (талантов) личности ребенка;
· оптимизировать образовательную среду (условия), создав современную информационную среду, обеспечивающую самостоятельную работу учащихся в дистанционном режиме по индивидуальным программам обучения;
· повысить уровень индивидуальных достижений детей, зафиксированных в содержании портфолио;
· повысить уровень владения детьми универсальными учебными действиями и социальными компетенциями;
· оптимизировать управленческую деятельность образовательного учреждения, дополнив систему внутришкольной оценки качества образования мониторингом по выявлению и поддержке талантливых детей;
· повысить заинтересованность и ответственность родителей одаренных детей, вовлечь их в активную совместную деятельность.

7. Результаты работы
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является воспитательная система, работа на доверии с обучающимися. Основой такой системы выступает рейтинговая система оценки деятельности учащихся класса.
Годовой рейтинг учащихся состоит из разделов:
1. Активность учащихся во внеклассной деятельности, спортивных мероприятиях.( 10 бальная шкала)
2. Учёба (по 5 бальной шкале)
В конце года баллы суммируются и фиксируются как годовой рейтинг.
Итоги олимпиад (по всем предметам), участие в интеллектуальных конкурсах, идут учащимся в зачет, в рейтинговые таблицы по итогам 4 класса на конкурс «Ученик года». В этот рейтинг вношу с определенным коэффициентом и успехи учащихся во всех спортивных соревнованиях и конкурсах, включая эстетическое, художественное и др. направления.
Так, что одаренный музыкант, спортсмен, художник, конструктор, артист и т.д. может быть успешным с оценками «3» по основным предметам.
В конце учебного года провожу родительское собрание и праздник для учащихся, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю дипломами.
Работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.







Приложение 1

Портрет одарённого ребёнка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

15