Формирование УУД на уроке литературного чтения. 3 класс Творческий пересказ от лица героя по рассказу К.Г. Паустовского


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Учитель: Белина Елена Владимировна , учитель высшей квалификационной категории Мероприятие: открытый урок , литературное чтение Класс: 3 « Б » Дата проведения: 29 .10.2013 Тема урока : Формирование УУД на уроке литературного чтения. Творческий пересказ от лица героя по рассказу К.Г. Паустовского « Кот - ворюга ». Цели: • Стимулировать интерес: - к содержанию и героям рассказов К.Г. Паустовского; - к творческому пересказу от лица ге роя ; • Актуализировать знания: - о понятии: « главная мысль », « образ героя », « характеристика героя » , « точка зрения автора », « творческий пересказ » . • Актуализировать умение : - работать с текстом рассказа; - готовить подробный творческий пересказ от лица героя , используя план; - работать в группах, парах . • Научить: - определять главную мысль произведе ния, и обосновывать своѐ мнение ; - определять образ героя и обосновывать своѐ мнение, используя текст произведения; - анализировать поступки и характер героев, их чувства и настроение, используя текст; - сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своѐ мнение ; - давать характеристику герою, используя текст произведения; - планировать св ою учебную деятельность, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; - выполнят ь самоанализ своей деятельности; - строить понятные для партнера высказывания; - адекватно взаимодействовать в паре и группе п ри выполнении учебного задания . • Воспитывать дружбу и доброту по отношению друг к другу и животным. • Ф ормировать положительную мотивацию к учению через ситуацию успеха. Планируемые результаты: Личностные • проявлять интерес к содержанию и героям рассказов К.Г. Паустовского ; • проявлять интерес к творческому пересказу от лица героя. Предметные • осознанно использовать в речи понятия « тема », « главная мысль », « образ героя » , « характеристика героя » ; • работать с содержанием текста рассказа ; • давать характеристику герою, используя текст произведения; • готовить творческий пересказ от лица героя . Метапредметные Познавательные - определять главную мысль произведения, и обосновывать своѐ мнение; - определять образ героя и обосновывать своѐ мнение, используя текст произведения; - давать характеристику герою по его поступкам; Регулятивные - прогнозировать предстоящую работу; - планировать свою деятельность, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; - выполнят ь самоанализ своей деятельности. Коммуникативные - строить понятные для партнера высказывания; - адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. Технология, м етоды: технология развития информационно - интеллектуальной компетенции (ТРИИК), методы проблемного обучения: частично - поисковые или эвристические. Практические методы освоения материала. Вид работы: взаимопроверка и взаимо оценка, творческая работа , развитие речи. Ведущие формы работы: парная, групповая. Оборудование: Информационный материал: Учебник « Литературное чтение . В одном счастливом детстве » , часть 1, с. 74 – 77 ; печатная тетрадь с. 9, папка - уголок со спр авочным материалом для учащихся: словарик, план рассказа К.Г. Паустовского « Кот - ворюга », алгоритм « Готовим творческий пересказ » . Демонстрационный материал: Презентация , иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского, портрет К.Г. Паустовского . Интерактивный ма териал: Конверты с заданиями, сигнальные карточки. Структура урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания. III. Постановка проблемы. Прогнозирование. IV. Подготовка творческого пересказа от лица героя (кота) в группе по алгоритму . V. Представление работы группы. Взаимопроверка и взаимооценка . VI. Итоги урока. Рефлексия. VII. Организованный конец урока. Ход урока I . Организационный момент Приветствие. Начинаем ур ок. Соберитесь с мыслями, настраиваемся на активную творческую работу. Желаю всем хорошего настроения и новых открытий. II. Актуализация знаний и умений в ра мках проверки домашнего задания 1. Петя Повторялкин (героя придумали сами учащиеся) приготовил для вас задания. Рассмотрите иллюстрации. Назовите автора и название произведения. (К.Г. Паустовский «Кот - ворюга» ) Назовите героев рассказа . ( Герой - рассказчик, Кот - ворюга, Рувим, Ленька, петух Горлач и куры) 2. Назовите значение слова «безразличный», «равнодушный», «ловкий», «щедрый», «жестокий», «добрый», «доброта». 3. Расскажите о герое, который вам понравился. 4. Прочитайте выразительно отрывок, котор ый произвел на вас сильное впечатление. Оцените работу одноклассников с помощью сигнальны х карточ е к . 5. Думка спрашивает... Работа в паре - Можно ли утверждать, что Ленька равнодушный и безразличный человек? Обоснуйте свое мнение. Оцените ответ одноклассников с помощью сигнальны х карточ е к . В рассказе «Кот - ворюга» о Леньк е написано , что о н славился бесстрашием и ловкостью. Он единственный из героев рассказа предл ожил отнестись к коту по - доброму и накормить его как следует. Возможно , он надеялся исправить характер кота добрым поступком . - Верно ли, что кот изменился именно благодаря сытному ужину? Обоснуйте свое мнение. Оцените ответ одноклассников с помощью сигнальны х карточ е к . Кот изменился благодаря доброму отношению людей, возможно впервые за свою беспризорную жизнь. Посеянное добро добром в озвращается . 6. Соотнесите высказывания и основную мысль рассказа. Выберите наиболее точные формулировки. Печатная тетрадь, с. 9, задание № 3 Выполните взаимопроверку. 7. Назовите значение выражения «образ героя», «характеристика героя», «точка зрения автора», «творческий пересказ». 8. Думка спрашивает... Работа в паре - Достаточно ли описать внешний облик героя, чтобы представить и понять его образ в произведении? Обоснуйте свое мнение. Кроме внешности, необходимо рассказать о характере героя, его мыслях и чувствах, используя содержа ние текста (поступки героя, его речь, отношение героя к другим персонажам). - Можно ли утверждать, что самое главное в творческом пересказе подробно рассказать содержание текста? Обоснуйте свое мнение. Нет. В творческом пересказе главное раскрыть , выразить характер героя, его мысли и чувства, передать его отношение к другим персонажам. III . Постановка проблемы. Прогнозирование - Отгадайте загадку и п редположите, кто из героев будет в центре внимания на уроке: Сидит на окне зверѐк. Всѐ как у кошки: И носик, как у кошки, И глазки, и ушки, Но не кошка. (кот) - Предположите, какую творческую работу мы будем выполнять. IV. Подготовка творческого пересказа от лица героя (кота) . Работа в группе 1. Дайте краткую характеристику коте - ворюге, используя текст. Кот - ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем своими босяцкими выходками, наглый, грязный кот - бродяга и бандит. В конце рассказа кот перестал воровать, совершил благородный поступок, стал хозяином и сторожем дома и сада. 2. Выберите в группе часть рассказа, которую вы будете пересказывать от лица кота . С планируйте свою работу так, чтобы через десять мину т ваша группа представила свою творческую работу всему классу. Для подготовки пересказа от лица кота используйте алгоритм* и план рассказа «Кот - ворюга». * См. Приложение. Алгоритм подготовки творческого пересказа от лица героя. V. Представление творческой работы группы. Взаимопроверка и взаимооценка Каждая группа представляет свой творческий пересказ. Одноклассники проверяют и оценивают друг друга, фиксируя свои наблюдения и впечатления в таблицу взаимопроверки и взаимооценки. ** VI. Итоги урока. Рефлексия - Подошло время оглянуться назад, вспомнить все этапы нашей работы на уроке и выполнить каждому самооценку на «Ленте достижений».** * - С какими мыслями мы сегодня заканчиваем наш урок? Поделитесь своими впечатлениями. - Общаясь в повседневной жизни с самыми разными людьми, помните, что почти у каждого человека может быть какая - то пл охая черта характера. И далеко не всегда человека можно исправить наказанием или плохим отношением. Часто сочувствие, искренняя любовь и добр ое отношением может сделать гораздо больше . Добра желаешь – добро и твори! VII. Организованный коне ц урока - Спасибо всем за работу! Домашнее задание: - П одготовить творческий пересказ рассказ а К.Г. Паустовского «Кот - ворюга» от имени одного из героев по выбору ( кота , Леньки, петуха) . ! По желанию оформить иллюстрацию или обложку к рассказу «Кот - ворюга» с точки зрения выбранного персонажа. Приложение * Алгоритм подготовки творческого пересказа (от лица героя) 1) Выбрать героя от лица, которого вы будете пересказывать текст . 2) Определить, какой отрывок (часть) произведения вы собираетесь пересказывать. Найти и выделить его в тексте произведения. 3) Перечитать выбранный отрывок, выделяя ключевые слова и выражения для использования их в своем пересказе. 4) Особо обратить внимание на события, о которых ваш герой не мог знать или не участвовал в них, и исключить их в пересказе. ! Если произведение пересказывается целиком, вос пользоваться планом для пересказа или составить опорный план творческого пересказа. 5) Отрепетировать (проговорить) свой пересказ от лица героя в паре или группе. Выслушать комментарии и предложения одноклассников (взрослых). Учесть « плюсы » и « минусы » своей работы, внести необходимые изменения и повторить пересказ. ** Таблица взаимопроверки творческого пересказа Критерии оценки « Светофор » Комментарии эксперта 1. Насколько удалось раскрыть характер героя, его мысли и чувства. 2. Свобода изложения (устной речи) . 3. Грамотность и чистота речи. 4. Последовательность рассказа (связность речи). 5. Интересные находки для создания образа героя. *** Ф. И. ........................................ класс ..... Самооценка «Лента достижений» Этапы урока Самооценка «Светофор» Петя Повторялкин проверяет (Д.З.) Вы разитель ное чтение (точность и яркость и нтонации ) Думка спрашивает ( Понимаю и объясняю... ) Главная мысль Прогнозирование Работа в группе (подгот ов . тв ор . пер. ) Представление работы классу Качество моей работы Итоговая самооценка Оценка учителя