Система работы с одаренными детьми в начальной школе (из опыта работы)


СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ в начальной школеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1 города Балтийска2016-2017 учебный год Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности. Задача наших педагогов в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно ,нестандартно. Этот путь мы называем «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного процесса».

Система работы учителей с одаренными учащимися представлена следующими направлениями:
Программа «Одаренные дети»ЦЕЛЬВыявление одаренных учащихсяСоздание условий для оптимального развития этих детейЗАДАЧАРазвитие целостной картины мираРазвитие творческого критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблемРазвитие способностей к самостоятельному обучению и исследовательской работеРазвитие способностей к самопознанию и самопониманию, формирование положительной «Я- концепции»
Работа коллектива по программе строится на основе следующих принципов:Ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихсяОриентация на потребности ребенка. Максимальное расширение круга интересовДоминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностьюУсложнение содержания учебной деятельности
Модель работы с одарённым детьми в начальной школеКоординационное ДиагностическоеКадровоеРазвивающееИнформационноеФормирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.Проведение диагностики одарённых детейСоздание системы психологического сопровождения одарённых детей. Повышение квалификации педагогов(курсы,мастер-класс,заседания кафедры, создание творческих групп.Мотивация педагогов(оказание методической и финансовой помощи педагогам.)Организация работы коллектива .Обеспечение нормативно – правовой базы.Организация предметных клубов(«Вдохновение»,»Волшебная кисточка», «Знай-ка», «АБВГДЕЙ-ка»).Ресурсное обеспечение.Контроль и анализ деятельности. Формирование банка данных об одарённых детях.Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей(реклама, оформление интернет –сайта, выпуск стен-газет). Организация работы библиотеки. Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях. Использование системы информационно – коммуникационных технологийСоздание условий для применения новых педагогических технологий ( проектной деятельности) Учитель должен быть:Учитель должен уметь:Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельностиПрофессионально грамотнымИнтеллигентным, нравственным и эрудированнымВладеть современными педагогическими технологиямиИметь позитивную Я- концепцию, быть целеустремленным , настойчивым, эмоционально стабильнымУмелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологомОбогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образованияРаботать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихсяСтимулировать познавательные способности учащихсяПринимать взвешенные психолого-педагогические решенияАнализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего классаОтбирать и готовит материал для коллективных творческих дел
№ Мероприятие1Внедрение проблемно - исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление2Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей.3Создание малого научного общества «Познание» учащихся начальной школы4Создание и обновление нормативной и методической базы.5Организация проектной и исследовательской деятельности.6Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру».7Участие школьников в окружных, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах8Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников9Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения Выявление учащихся в 1-4 классов составление диагностической карты Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми Проведения занятий с детьми Отработка форм, методов, приёмов работы создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми
Цель работы : выявление и поддержка способных и одаренных детей; раскрытие их индивидуальности , творческого и системного мышления; создание условий для их оптимального развития.Задачи: отбор методов и приемов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками и учителем через самостоятельную работу.Работа с учащимися




Формы работы индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;участие в школьных и районных олимпиадах;проектная деятельность учащихся;посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;создание детских портфолио. Оценка результативности№КритерииПоказатели1Самооценка личностиНаличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера2Удовлетворённость учащихся, родителей , учителей жизне - деятельностью одарённых детей.Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей.3Конкурентоспособность одарённых детей.Качество подготовки детей, участие в олимпиадах, конкурсах ,социальный опыт «Познание» ПоискОткрытиеЗнаниеНовоеАктуальностьНеизведанноеИсследованиеЕдиномышленники Целью научного общества учащихся является создание в начальной школе образовательной и воспитательной среды, способствующей развитию самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей школьников. Задачи научного общества учащихсясодействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;знакомить школьников с методами и приемами научного поиска; учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу; способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами; содействовать профессиональному самоопределению учащихся. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.