Внеклассное мероприятие «Сердце отдаю людям»















Урок на «VIII областной конкурс-фестиваль методических разработок, направленных на развитие и совершенствование образовательных практик».


Внеклассное занятие «Сердце отдаю людям»»
Учитель биологии и химии Галецкая Светлана Евгеньевна
Томская область, Томский район, п.Зональная станция, ул. 40 лет Победы, дом 2, кв.5
МБОУ «Зональненская СОШ» Томского района






























Внеклассное занятие «Сердце отдаю людям» предлагается для проведения классных часов для обучающихся среднего звена (5-8 классы). Считаю, что вопросы благотворительности, безвозмездной помощи, взаимопомощи очень актуальны в современном мире и учить этому нужно постоянно на примерах из жизни известных и не известных людей нашей Родины. На этом занятии обучающиеся учатся высказывать свое мнение, убеждать и переубеждать, слушать других. Занятие рассчитано на 45 минут. Для более самостоятельной работы учащихся я предлагаю использовать элементы технологии РКМЧП (Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо). Элементы данной технологии помогают активизировать деятельность учеников, внести элементы двигательной активности, что позволит снять мышечное напряжение, и предполагает некоторый элемент игры. Данное занятие проводилось в форме открытого областного мероприятия в 7 классе КРО. Этот класс участвовал в программе «Учусь делать добро» и данный урок был одним из этапов этой программы.
Все этапы внеклассного занятия проходят в три этапа: 1.Вызов
2.Осмысление
3.Рефлексия
На этап Вызов отводится 5-7 минут времени
Самая основная часть занятия этап Осмысления занимает 30 минут
Рефлексия- 10-12 минут.

































Тема внеклассного занятия: Сердце отдаю людям.
Используемая технология: элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо): круговорот, круговое письмо, авторское кресло.
Цели занятия: 1. Сформировать правильное отношение к добрым поступкам
2.Показать на примерах, что добрые дела значимы и полезны.
3.Учиться вести диалог, высказывать свое мнение в устной и
письменной речи, давать оценку поступкам.
Оборудование: текст для обсуждения (Приложение №1),
два листа с незаконченными предложениями для кругового письма,
чистые листочки.
Ход урока:

1.Организационный момент.
2.Вызов.
Парты стоят в одну линию, обучающиеся садятся в две ряда так, чтобы сидеть лицом друг к другу в паре.
Учитель зачитывают притчу :
«Однажды морозным зимним утром Егор шел в школу. Вдруг он увидел воробья, который в этот трескучий мороз искал пищу на заснеженной дорожке. «Холодно и голодно птицам»- подумал Егор. Перед уроками он предложил ребятам смастерить «птичью столовую». Работа была дружной, девочки принесли зерен и хлеба. Ёжась от холода ребята развешали кормушки в школьном дворе. На другое утро весь класс стоял в растерянности и смотрел на разломанную «птичью столовую». Боль и горечь сжимала их сердца.»
Вопросы учителя к классу:
- Какие чувства вызвал у вас этот текст?
-Как бы вы поступили в этой ситуации?
-Можно ли сказать, что добрые дела ни кому не нужны7
-Были ли у вас ситуации, когда на ваше добро отвечали злом?
-После этого вам хотелось ли продолжать делать добрые дела?
3.Осмысление.
Учитель: - Теперь я предлагаю вам прочитать текст и подумать над вопросами на доске:
- Доброта правит миром?
-Зачем нужны добрые дела?
-Добро благодарно?

На ознакомление с текстом отводится 5 минут, затем по моему хлопку вы прекращаете читать и переходите к обсуждению прочитанного с тем кто сидит напротив вас. После следующего хлопка вы пересаживаетесь через два стула на третий и продолжаете обсуждать в новой паре этот же текст. Так пересаживаемся пока исходные пары не встретятся.
Обсуждение происходит в парах сменного состава. Происходит беседа между ребятами в парах, они могут не соглашаться с мнением оппонента, спорить, убеждать, доказывать.
После того как исходные пары встретились учитель задает вопросы, которые на доске и беседует по ним с обучающимися по данному тексту.
-Можно ли назвать поступок героини подвигом?
-Стоит ли ради жизни чужих людей жертвовать собой?


-Есть ли в наше время те кто помогает безвозмездно другим?
-А ждала ли героиня благодарности за свою помощь?
-Значит добро может быть не оплаченным?
-Не изменилось ли ваше мнение после этого текста: надо ли помогать, совершать добрые поступки?
А теперь закройте глаза, подумайте6 какой добрый поступок вы сможете совершить на этой неделе? До конца месяца? До конца года? Спасибо.
А теперь задуманные вами добрые дела пропишите на листочках и опустите в вазу.
Через некоторое время мы к ним вернемся и посмотрим трудно ли выполнить добрые дела? Задуманные поступки?
4.Рефлексия.
В заключении я прошу вас написать письмо тем кто младше вас. На этих двух листах недописанные фразы, вы дописываете фразу вашими мыслями и передаете другому по вашей стороне. У нас получится два письма вашим потомкам.
Когда письма закончены, то по желанию выходят два ученика и по очереди зачитывают письма, сидя в «авторском кресле».
Подводится итог занятию.



































Приложение №1.

Ю.В.Вревская

Баронесса Юлия Петровна Вревская родилась в 1841 году. Училась Юлия в Смольном институте благородных девиц в Петербурге и после его окончания переехала жить к отцу в Ставрополь, где он, офицер, командовал войсками, боровшимися с Шамилем. Здесь, в Ставрополе, она познакомилась со своим будущим мужем, офицером Ипполитом Александровичем Вревским. Он был смелым, хорошо образованным человеком, знавшим М.Ю.Лермонтова, многих декабристов. Брак Юлии Петровны и Ипполита Александровича был счастливым, но непродолжительным, так как вскоре Вревский погиб, и Юлия Вревская осталась вдовой в 18 лет.
Она переехала В Петербург и в течении почти двух десятилетий считалась одной из первых красавиц столицы. Красота ее проявлялась не столько во внешнем облике, сколько в душевных качествах: она была добра, никогда не злословила.
С началом русско-турецкой войны, то есть с середины апреля 1877 года, Вревская начинает хлопотать об организации на собственные средства санитарного отряда из 22 сестер и врачей (одна из этих 22- сама Вревская).
О резком повороте своей жизни она пишет И.С.Тургеневу, с которым была дружна и переписывалась вплоть до своей смерти, и писатель сразу же ответил: «Желаю от всей души, чтобы взятый Вами на себя подвиг не оказался непосильным»
Война началась в апреле, а уже в июне Вревская отправляется добровольно в качестве сестры милосердия в действующую армию на Балканы: она работает с организованным ею отрядом В Лесах (Румыния) по приему поездов с ранеными Болгарии. Работа тяжелая и физически, и морально. После 4-месячной работы отряд отправлен в отпуск, но Юлия Петровна перебирается ближе к линии фронта, в местечко Бяла в Болгарии. Она мечтает побывать «в деле» и добивается переезда из Бялы в Мечку, к самой передовой, где продолжает ассестировать при операциях, ухаживать за ранеными.
Ухаживая не только за ранеными, но и за тифозными больными, она заразилась тифом и после двухнедельных страданий умерла 24 января 1878 г.
Юлия Петровна Вревская похоронена в местечке Бяла в Болгарии. За ее могилой ухаживают до сих пор
15