Классно-семейный проект Книжная планета

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 9»

«Наша семейная книжная планета»

Классно-семейный проект
«Читать – здорово!»




Авторы проекта:
А.Н. Бояршинов, папа
С.О. Бояршинова, мама
Н. Бояршинов, сын,
ученик 5а класса МБОУ «Школа № 9»
Руководитель проекта
Е.Л. Волкова,
учитель русского языка и литературы







Нижний Новгород
2016

Содержание
1.Введение....3
2.Пояснительная записка....................4
3.Цели и задачи проекта.........8
4.Ожидаемые результаты9
5.Механизмы реализации проекта...10
6.Управление и кадры...13
7.Этапы реализации проекта ...14
8.Социальное взаимодействие в условиях реализации проекта...16
9.Бюджет проекта......17
10.Заключение....18
11.Литература21
12.Приложения23












Введение
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Э.Тоффлер
Условия возникновения, становления опыта
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что в наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и самые разнообразные гаджеты, дети потеряли интерес к чтению. Чтение – это не только тот навык, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и навык, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Привлекать детей к чтению - значит готовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помогать ребёнку познать окружающий его мир.
«Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированной духовной потребностью в книге как средстве познания мира и самопознания».
В современных условиях проблема чтения стала в один ряд с важнейшими государственными задачами. Как вернуть интерес к книге, библиотеке, музею?






Пояснительная записка
Читают ли современные подростки? Что мешает им наслаждаться самым ценным, что есть в обществе золотым запасом человеческой мудрости? Этот вопрос является одним из важнейших в современном обществе.
Наши размышления построены на основе анализа работ самих подростков, которым были заданы вопросы: почему современные школьники мало читают? Какие книги читаете Вы?
Чтобы выявить круг чтения и отношение к книге, нами было проведено анкетирование учащихся средней и старшей школы. Всего было опрошено 189 человек от 11 до 18 лет. Результаты показались нам весьма интересными, но не сенсационными.
Проводя анкетирование учащихся, мы выясняли: читают ли современные дети?
Треть опрошенных (возраст 10 – 15 лет) отвечали, что они «любят читать, но не хватает времени». 27,6% – что «читают много». А примерно каждый десятый подросток признался: «Читаю редко, не люблю».
А также респондентам был задан вопрос, читают ли они произведения школьной программы и нравятся ли эти тексты.
Из ответов учащихся:
- Люблю читать – 62% (5 – 11 класс);
- Сначала надо, потом интересно, Интересно и поучительно – 57% (5 – 11 класс);
- Читаю, потому что надо для сдачи ЕГЭ – 20% (10 – 11 класс);
- Для общего развития – 16%;
- Школьная программа знакомит нас с известными и интересными произведениями - 16% (7 – 8 класс);
- Задают читать и за это ставят оценки – 20%;
- Подходят по возрасту – 12% (5 класс);
- Чтобы не отставать от ребят и знать свою культуру - 4% (5 класс).
Результаты исследования о жанровых предпочтениях свидетельствуют о том, что наибольшей популярностью пользуются фантастика (фэнтези), приключения, детективы. Фантастику читают и мальчики, и девочки во всех возрастных группах, приключения – ученики 5 – 7 классов, а детективам отдают предпочтения старшеклассники. 16% опрошенных (только мальчики) увлекаются научной литературой.
Ознакомившись с результатами анкетирования учащихся на родительском собрании, мы осознали, что подобные трудности существуют и в нашей семье. Николай с нежеланием читает произведения школьной программы, а больше предпочитает фэнтези. Хотелось бы ,чтобы наш сын расширял кругозор во всех областях наук.
Очень важно сегодня привлечь внимание родителей к книге – важному фактору воспитания ребёнка, помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать. Приучение ребёнка к чтению - кропотливое занятие. Желание читать, интерес к чтению формируется в семье, основа его – привычка ребёнка читать. Часто ли взрослый задаёт вопрос: «Чему научит книга ребёнка?». От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим читателем. Одной из безусловных ценностей семьи является традиции семейных чтений.
Так у нас возникло решение создать и реализовать творческий проект «Чтение – здорово!». Наш проект является творческим, не имеющим детально проработанной структуры, она развивается в процессе работы, подчиняясь логике и интересам участников проекта.




Наши принципы работы
Во взаимодействии с ребенком в целях привития интереса к чтению, к разным литературным жанрам мы руководствовались следующими принципами:
1.Принцип добровольности. Никто никого не принуждает читать, но обязательно рекомендует интересную и полезную книгу.
2.Принцип взаимопомощи. Мы всегда готовы помочь друг другу.
3.Принцип взаимоуважения. Уважай себя - уважай других, их интересы и возможности.
4.Принцип равенства. Все равны при принятии решении и их выполнении.
5.Принцип любознательности. Знаю и люблю, люблю и знаю.
6.Принцип открытости. Каждый может быть с нами в проекте.
7.Принцип самостоятельности и ответственности за дело. Сами решаем – сами выполняем.
Актуальность и перспективность проекта
Проблема детского чтения, вернее, потеря интереса детей к этому важному для человека способу получения знаний – одна из самых актуальных в наше время.
Она обусловлена рядом противоречий:
- между возрастающей в условиях информационной усложнённости необходимостью много читать и отсутствием интереса школьников к чтению;
- между существующей в современных условиях необходимостью формирования читательской компетентности и несовершенством педагогических условий, при которых формируется эта компетентность.
Следовательно, технологичная разработка механизмов формирования читательской компетентности является важной для современной школы и семьи, так как способствует мотивации к изучению предметов учащимися, а также проявлению интереса к собственной познавательной деятельности.
По средствам работы с книгой формируется разновозрастное сообщество интересующихся одним делом людей. Пример и инициатива взрослых формируют читательскую и социальную активность (организация праздников, поход по выходным в библиотеку).
Новизна идеи проекта
Новизна проектной идеи состоит:
- в том, что современная общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования, но это невозможно сделать качественно без привлечения ресурсов её социальных партнеров;
- в возврате чтения в урок (метод освоения художественного произведения) и внеурочное свободное время школьника;
- в возрождении традиций семейного чтения;
- в использовании активных форм детско-взрослой читательской деятельности;
- классно – семейный кногообмен;
- поиск книги, которая заинтересовала в библиотеке, в магазине,в семейной библиотеке друзей.

Адресность проекта
Опыт по формированию читательской компетентности может быть использован на различных уроках и на разных этапах обучения, а также во внеурочной деятельности, и в работе с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. Предложенная технология обучения детей может быть использована родителями для совершенствования навыков чтения.
Процесс становления читателя – сложная задача, которая осуществляется поэтапно. Формирование читательской компетентности происходит в течение нескольких лет обучения.
























Цель и задачи проекта

Цель проекта – создание открытой библиотеки и развивающего читательского пространства для семейного чтения.
Этой цели мы стремимся достичь, решая следующие проектные задачи:
Собрать в доме и в школе книги для разновозрастного познавательного и досугового чтения;
Познакомить детей с детской литературой 70-80-гг. 20 века;
Пополнить домашнюю книжную полку новыми современными книгами и создать семейный книжный каталог;
Изучить читательские интересы членов семьи, наших друзей и родственников, друзей сына;
Укрепить взаимодействие семьи, школы и городской библиотеки для развития читательского опыта.














Ожидаемые результаты проекта
Для всех участников проекта:
Собраны в доме и в школе книги для разновозрастного познавательного и досугового чтения;
Взрослые познакомили детей с детской литературой 70-80-гг. 20 века;
Пополнена домашняя книжная полка новыми современными книгами и создан семейный книжный каталог;
Изучены читательские интересы членов семьи, наших друзей и родственников, друзей сына;
Укреплено взаимодействие семьи, школы и городской библиотеки для развития читательского опыта.
Воспитанники:
-   Научатся  самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
-   Правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст;
-   Сформируется  интерес к литературе как к виду искусства;
-   Сформируются  нравственные качества ребенка;
-  Выработается  потребность ежедневного общения с художественной литературой;
- Позитивные изменения в речи детей. 
-   Обобщение и распространение семейного  опыта.
Родители:
-          Ежедневно поддерживают  традиции семейного чтения;
-          Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
-          Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
-          Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
- Возрождение домашнего чтения.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого   развития ребёнка.
 















Механизмы реализации проекта
Совместное чтение детской литературы. Для того, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ней был читающий родитель, а еще лучше читающий вместе с ребенком родитель.
Когда книги систематически читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где его начало и конец, как развивается сюжет, что способствует развитию у ребёнка логического мышления. Круг детского чтения должен начинаться с приобщения ребенка к национальному фольклору.
Обсуждение прочитанного в классе. К творческой форме активного чтения относится школьный проект «Книжная планета» («сажаем» дерево и «растим» его – прикрепляем на плакат листочки с названиями прочитанных книг). В итоге – вся крона должна быть заполнена – это дополнительная мотивация к чтению. Контроль: вопросы взаимопроверки по прочитанному тексту (вопросы проблемные: почему? зачем?).
Вместе с тем игра участвует в формировании ключевых компетенций Первостепенно развивается коммуникативная компетенция: школьники учатся представлять и держать себя, выступая перед большой аудиторией, работать в группах, взаимодействовать друг с другом в коллективе, вступать в диалог. В такой игре у подростков активно развивается речь, потому что им приходится импровизировать, одновременно и обдумывать, и транслировать свои мысли. Безусловно, развиваются общекультурные и учебно-познавательные компетенции. Таким образом, у подростков появляется желание найти эту книгу, прочитать ее и изучить. Кроме того, мы говорили о том, что чаще всего школьники при выборе какого-либо произведения просят совета не у учителей, а у своих ровесников.
3. Формирование умения выбрать книгу для чтения. С самого раннего возраста мы старались подбирать и читать нашему сыну детскую литературу, соответствующую возрастным особенностям. Сначала это были потешки, загадки, прибаутки. Теперь, благодаря данному проекту, сын сам разбирается в изобилии литературных жанрах и уже сам выбирает книги для прочтения.
4. Развитие желания общаться с книгой: подержать, полистать, поиграть с книгой. Чтобы поддержать желание Николая общаться с книгой, мы выбираем «правильные» книги, которые отвечают всем требованиям, стандартам. Обращаем внимание на иллюстрации, на шрифт, на размер книги, на издательство.
5. Создание классного, семейного библиотечного фонда, общего электронного каталога. При создании домашней библиотеки мы старались подбирать произведения разных писателей, схожих по смысловому содержанию.
В нашей домашней библиотеке имеется литература разных жанров: представлены сказки, пословицы и поговорки, басни и былины, рассказы о животных, рассказы о природе, приключения, фэнтези.
Библиотечный фонд детской литературы в нашей семье достаточно велик и разнообразен.
6. Посещение детской библиотеки, библиотечные занятия. Еще с детского садика мы начали посещать библиотеку ЦГДБ им. А.М. Горького. В библиотеке проводятся различные литературные вечера, ставятся спектакли, проводятся викторины. Наше совместное посещение библиотеки способствует обогащению духовного мира ребенка. В 2015-2016 году в библиотеке по выходным проходили занятия «Школа успешного родителя», где предлагались интересные формы работы с детьми, а также авторы современной литературы, как для детей, так и для родителей.
7. Участие в творческих конкурсах. Тематические викторины, ребусы, кроссворды, конкурсы - эффективное средство в развитии языковой культуры.
8. Просвещение родителей. Необходимым звеном в формировании читательской компетентности является просвещение родителей по данной проблеме. В рамках этой работы проведены и будут проводиться в следующих классах родительские собрания на темы:
1 четверть - «Что такое детская книга», «Как привить интерес к чтению»,
2 четверть - «Семейное чтение. Круглый стол», «Что читать детям. Новые поступления в школьную и городскую библиотеку»
3 четверть - «Семейное чтение. Анализ произведения. Отзыв о прочитанном произведении», «Что значит уметь читать?»
4 четверть - «Книга остается с нами навсегда».
Обеспечение связи школы с семьей - очень важная проблема, которую решает современная школа. С этой целью составлен список рекомендуемой литературы для семейного чтения. И здесь занятия в школьном кружке играют положительную роль. В процесс занятий через детей вовлекаются родители, которые помогают ребенку изготовить костюмы и декорации для представления. Таким образом, школьный кружок сближает родителей и детей в совместной работе.









Управление и кадры проекта
Участники проекта
Вид деятельности, ответственность

Папа
А.Н. Бояршинов
Составляет электронный каталог книг в домашней библиотеке, осуществляет взаимодействие и обмен информацией с другими семьями

Мама
С.О. Бояршинова
°Подбирает тематические списки книг по возрастам, по интересам и по тематическому принципу

Дети и семьи Кулагиных, Ревиных, Щербаковых, Мамиловых, Кузнецовых, Пироговых
Осуществляют прямой обмен книг один раз в неделю «Информационная пятиминутка» на классном часе «Новости книжной планеты»

Учитель русского языка и литературы и классный руководитель Е.Л. Волкова
Дает рекомендации по чтению, анализирует читательскую активность, образовательные успехи.
Куратор школьного проекта «Книжная планета» (обеспечивая соревновательное начало)

Школьная библиотека и ЦГДБ им. Горького
Аннотации и обзоры: «Литературный календарь», «Книжные выставки», «Библиографические обзоры», библиотечные занятия для детей и родителей






Этапы реализации проекта
Этап
Содержание
Ответственный

Подготовительный

(сентябрь-ноябрь 2015г.)
Выявление  круга чтения и отношения к книге
Постановка задачи, обсуждение и принятие задачи; готовность к проектной деятельности
Руководитель

Семья

Основной


(ноябрь 2015 –
февраль 2016г.)


Обсуждение и распределение предлагаемых заданий:
разработать маршруты мероприятий, направленных на повышение читательской культуры ребёнка и расширение ее кругозора литературных жанров
разработка классно-семейного проекта на тему: «Читать – здорово!»



Учитель-семья-библиотека


пополнение домашней библиотеки и оформление каталога
стать активным читателем районной библиотеки
участие в школьном проекте «Книжная планета»
презентация родителями творческой работы на тему «Читать – здорово!»
посещение библиотечных мероприятий
участие в конкурсе различного уровня


Семья


Учитель


Библиотека

Итоговый

(май 2016г.)
Создание электронной семейной библиотеки.
Обмен опытом на родительских собраниях и библиотечных занятиях.
Семья- школа-библиотека






















План реализации проекта
П
О
Д
Г
О
Т
О
В
И
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Й

э
т
а
п
Название мероприятия
Сроки проведения
Ответственный


Посещение библиотечного мероприятия 01.09.2015
01.09.2015
ЦГДБ им.Горького


Анкетирование учащихся
Сентябрь 2015г.
Е.Л. Волкова


Родительское собрание «Что такое детская книга»
3 неделя сентября 2015г.
Е.Л. Волкова


Обработка полученных данных при анкетировании
1 неделя октября 2015г.
Е.Л. Волкова


Родительское собрание «Как привить интерес к чтению»

Октябрь 2015г.
Е.Л. Волкова


Ознакомление с положением конкурса семейных проектов «Книга-источник семейного чтения»
Ноябрь 2015г.
Участники проекта


Проведение заседания  семейного совета по реализации районного конкурса семейных проектов «Книга-источник семейного чтения»
Ноябрь 2015г.
Участники проекта


Классные часы «Нравственные уроки»
Сентябрь 2015-май 2016г.
Е.Л. Волкова







О
С
Н
О
В
Н
О
й


э
т
а
п
Разработка классно-семейного проекта на тему: «Читать – здорово!»
Ноябрь 2015г.
Участники проекта


Организация и проведение школьного проекта «Книжная планета»
Октябрь 2015г.-май 2016г.
Е.Л. Волкова


Классные часы «Нравственные уроки»
Сентябрь 2015-май 2016г.
Е.Л. Волкова


Библиотечный урок  «Библиотека –
место встречи культур»

Октябрь 2015г
Библиотека МБОУ «Школа № 9»


Родительское собрание «Семейное чтение. Круглый стол»
Ноябрь 2015г.
Е.Л. Волкова


Участие в школьном проекте «Книжная планета»

Октябрь 2015г.-май 2016г.
Учащиеся
МБОУ «Школа № 9»


Участие в школьных олимпиадах
Октябрь 2015г.-ноябрь 2015г.
Учителя-предметники


Посещение детьми по воскресным дням литературного кружка «Первоцветы» в ЦГДБ им. Горького
еженедельно
ЦГДБ им.Горького


Вечер встречи с нижегородскими поэтами
Ноябрь 2015г.
ЦГДБ им.Горького


Пополнение домашней библиотеки новыми книгами
ежемесячно
С.О. Бояршинова


Родительское собрание «Что читать детям. Новые поступления в школьную и городскую библиотеку»

Декабрь 2015г.
Е.Л. Волкова


Посещение родителями библиотечные занятия «Школа успешного родителя»
ежемесячно
ЦГДБ им.Горького


Родительское собрание «Семейное чтение. Анализ произведения. Отзыв о прочитанном произведении»
Январь 2016г.
Е.Л. Волкова


Районный конкурс стихов собственного сочинения «Пишу как слышу»
Февраль 2016г.



Районный конкурс «Я читаю басню»
Февраль 2016г.
ЦДТ


Книжные выставки «Открытая книга» , «Чтение в любом формате»,  «Люблю тебя, мой край родной», «Книги и цифры»,  «Книга в кадре» , «Библиотека семейного чтения», «Доброта украшает жизнь» , Выставка старинных книг и др.
ежемесячно
Библиотека МБОУ «Школа № 9»


Родительское собрание «Что значит уметь читать?»

Март 2016г.
Е.Л. Волкова


Конкурс «Лидер  чтения – 2016 года»
Март 2016г.
Е.Л. Волкова


Встреча с поэтом Ириной Кулаковой «Веселые поэты - веселым детям»
Апрель 2016г.
ЦГДБ им.Горького


Библионочь
Апрель 2016г.
ЦГДБ им.Горького


Школьная фотовыставка «Человек читающий»
Апрель 2016г.
Классные руководители, библиотекарь


И
Т
О
Г
О
В
Ы
Й

Э
Т
А
п
Всероссийская  Неделя детской и юношеской книги
Март-апрель 2016г.
Библиотека МБОУ «Школа № 9»


Родительское собрание «Книга остается с нами навсегда».
Май 2016г.
Е.Л. Волкова


Награждение учеников на линейке, родителей – на родительских собраниях «Благодарственные письма для читающих семей»
Каждую четверть
Директор школы
Т.В. Ханьжина


Обмен книгами на родительских собраниях и библиотечных занятиях
ежемесячно
Участники проекта


Создание книжного каталога
Ноябрь 2015-май 2016г.
А.Н. Бояршинов


 Конкурс- презентация домашних библиотек
май 2016г.
Семьи класса



Перспективы развития проекта


Разработанный проект ориентирован на семьи,  воспитывающих детей 10-11 –летнего возраста .
Направлен:
- на укрепление семьи как социального института,
- на сохранение развитие традиций, семейно-родственных связей поколений, а также общности интересов и увлечений.
Позитивные полученные результаты и опыт реализации проекта позволяет распространять его в других учреждениях и библиотеках России  через организацию семинаров, читательских конференций и издания методического пособия.


Социальное взаимодействие в условиях реализации проекта



13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Бюджет проекта
№ п/п
Наименование
Сумма, руб.
Коли-чество (шт.)
Итого

Приобретение литературы

1
А.С.Пушкин «Сказки»
280,0
1
280,0

2
В. Даль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2450,0
1
2450,0

3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
119,0
1
119,0

4
Л.Платов «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
196,0
1
196,0

5
Е. Велтистов «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
164,0
1
164,0

6
А. Пушкин «Барышня-крестьяка»
178,0
1
178,0

7
Мифы и легенды славянских народов
150,0
2
300,0

8
Приключенческая литература
200,0
4
800,0

9
Конан Дойл А. «Возвращение Шерлока Холмса»
478,0
1
478,0

10
Д. Дефо Робинзон Крузо
145,0
1
145,0

11
А. Чехов «Рассказы»
285,0
1
285,0

12
М. Горький. Повести
201,0
1
201,0

13
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
178,0
1
178,0

14
А. Дюма «Три мушкетера»
188,0
1
188,0

ИТОГО
5212,0

Канцтовары

1
Цветная бумага
67,0
2
134,0

2
Клей-карандаш
79,0
2
158,0

3
Фотобумага
1350,0
1
1350,0

4
Бумага для принтера
280
1
280,0

5
Цветной картон
67,0
2
134,0

6
Диски
21,0
5
105,0

7
Ткань
204,0
3
612,0

8
Фломастеры, 24 цвета
350,0
1
350,0

9
Ватман, А1
23,0
1
23,0

10
Ножницы
76,0
1
76,0

ИТОГО
8434,0



Литература
1. Артоболевский Г.В. Художественное чтение.- М.; Просвещение 1978.
2. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Булышева, Е.А. А без телевизора жить можно: [о возрождении традиции семейного чтения] [Текст] / Булышева Елена Анатольевна // Б-ка. - 2005. - № 1. - С. 16-18.
4. Волкова, Т.П. Присоединение ребенка и его семьи к неизменным социокультурным ценностям в целях формирования основы для самоутверждения личности [Текст] / Т.П. Волкова,  // Шк. б-ка. - 2006. - № 5. - С. 6-8.
5. Гуляков Е.Н. Литература. Новые педагогические технологии. Развитие художественного мышления и речи на уроках литературы. М.,2006
6. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., им. А.И. Герцена, 1974. - 176 с.
7. Методика преподавания литературы в школе. / Под редакцией О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. В 2 т. М.: Владос, 1995. - 288 / 288 с.
8. Пушкинский альманах: сборник научно-методических материалов / Деп. Образования Нижегор. Обл., Нижегород. Ин-т развития образования. – Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
9. Родительское собрание по детскому чтению: метод. пособ. [Текст] / сост. Т.Д. Жукова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 288 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря, Сер. 1; Вып. 7-8).
10. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2006.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М., 1998
12. Степанова Г.В.Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб., 2000.
13. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: метод. словарь-справочник для библиотекарей [Текст] / И.И. Тихомирова.  – М.: Шк. б-ка, 2004. – 248 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря, Сер. 1; Вып. 7-8).
14. Чуппуева, Л.В. «Читаем вслух» [Текст] / Л.В. Чуппуева // Новая б-ка. - 2007. - № 7. - С. 21-22.


















Приложение 1
Анкеты
Анкетирование учащихся
Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
Нравится ли тебе читать книги?
Какие книги ты читаешь с удовольствием?
Нравится ли тебе получать книги в подарок?
Какую книгу ты теперь читаешь?
Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?
У вас дома много книг?
Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

Анкетирование родителей
Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
Сколько времени он проводит за книгой?
Убеждаете ли вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения?
Какие книги он предпочитает?
Как вы поощряете его читательские стремления?
Дарите ли вы своему ребёнку книги?
Есть ли у вас на этот счет какие – то убеждения?
Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанное?
Считаете ли вы себя активным читателем?
Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?


К чьему мнению ты скорее прислушиваешься, если тебе советуют прочитать ту или иную книгу?
Время, затрачиваемое на чтение в неделю
вообще не читают
затруднились назвать время чтения
2-3 часа в неделю
4-5 часов в неделю
6-7 часов в неделю
8-10 часов в неделю
11 часов и более
среднее время чтения среди читающих
Книги каких авторов читали
-
-
-
Что больше всего понравилось
зарубежная классика
отечественная классика
зарубежная современная
отечественная современная
Регулярность чтения книг
Возраст респондентов

Чтение как любимое занятие

Обращение к книге время от времени

Читаю очень редко
Анкетирование
Родителям предложить оценить чтение своих детей через определенного рода высказывания:
Позитивные высказывания о чтении:
«Чтение – это мир, где можно понять самого себя и других» – %,
«Чтение – это наша жизнь» – %,
«Читать – это классно» – %.
Негативные высказывания о чтении:
«Делать мне нечего, что ли, чтобы читать» – %,
«Только и слышу: читай, читай. Надоело!» – %,
«Читать – это скучно, нудно, муторно» – %.
Анкетирование
1. Ваша настольная книга?
2. Какую литературу, помимо специальной, вы читаете?
3. Если бы вас по распределению направили в Африку, как знаменитого доктора Айболита, произведения каких авторов вы бы с собой взяли?
4. Какие детские книги необходимо читать малышам с самого рождения?
5. Продолжите фразу: «Читать...»







Приложение 2
Памятки для формирования читательской компетенции учащихся

ПАМЯТКА №1 Пересказ текста
1. Читай текст неспешно, внимательно, проговаривая новые слова.
2. Обрати внимание на количество абзацев. Помни, это микротемы, важные для понимания смысла текста.
3. Составь простой план по абзацам текста.
4. Выдели ключевые слова, необходимые для передачи смысла каждого абзаца.
5. Подготовься к пересказу текста на основе плана и ключевых слов.
6. Перескажи текст, исключив ненужные подробности.
7. Старайся, чтобы твоя речь была убедительной, понятной и интересной для слушателей.
8. Подготовься к ответам на вопросы по содержанию текста
ПАМЯТКА №2 Культура устной речи
"Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст".
1. Будь вежлив и внимателен в разговоре, не перебивай собеседника, выслушай его. Если не понял или прослушал, скажи; "Извините, мне не ясно", и попроси повторить и разъяснить сказанное.
2. Не вмешивайся в разговоры старших, попроси разрешения сообщить известное тебе по интересующему вопросу.
3. Говори только то, что знаешь.
4. Не будь многословным, излишние подробности никому не интересны.
5. Не говори слишком громко, стараясь перекричать собеседника.
6. Подбирай слова, которые лучше выражают мысль.
7. Следи за своими манерами, не размахивай руками во время разговоров, не употребляй грубых выражений, кличек, прозвищ.

ПАМЯТКА №3 Рецензия на ответ товарища
I.Понравился ли ответ? Оцени доступность информации и интерес к ней.
2.Проведена ли основная мысль в ответе?
3.Доказательно ли, последовательно ли звучал ответ?
4.Насколько правильны и самостоятельны примеры?
5.Культура речи (нет ли речевых и грамматических ошибок?).
б.Сделано ли обобщение, выводы.














Приложение 3




Динамика литературного развития
(по рекомендациям В.Г. Маранцмана)

Динамика развития речи




Приложение 4
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?
Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.
Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.


















Для презентации
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415














13 PAGE \* MERGEFORMAT 143815



школьная библиотека
бибиблиотека





Рисунок 1Root Entry