Формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность


Калинкина Лариса Александровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г.Советский, ХМАО-Югра,
выступление к презентации
(слайд1) Формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность.
(слайд2) Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.
(слайд3) Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное, казалось бы, в обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. При внедрении ФГОС начального общего образования приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Педагогическую общественность сегодня волнует, как сделать так, чтобы ученикам было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
(слайд4) Как с помощью творческой деятельности ученика развивать личность, его мышление, умение анализировать, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Учиться и творить - два дела человека, которые сопровождают его всю жизнь.
(слайд5) Вовлечение учащихся в творческую деятельность помогает воспроизвести увиденное, сохранить полученную информацию, помогает сравнивать, устанавливать связь, делать выводы, представлять то, чего нет. Это ступеньки познания к творчеству.
(слайд6) Моя система педагогического опыта по вовлечению в творческую деятельность призвана способствовать:
- расширению возможностей для творческого развития личности ребёнка, реализации его интересов;
-лучшему усвоению учащимися программного материала общеобразовательной школы по русскому языку и литературному чтению;
-обогащению словаря и развитию речи учащихся;
-воспитанию нравственных ценностей младших школьников через любовь к литературе.
(слайд7) В своей деятельности я использую следующие технологии: инновационно-коммуникативные технологии, технология игрового обучения, технологии решения творческих задач, технология обучения в сотрудничестве, алгоритмизация обучения, интегративная технология деятельностного подхода к обучению, технология интерактивного обучения, педагогическая технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, проектная и исследовательская деятельность, технология «портфолио».
Технология игрового обучения.
Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, творчество ребёнка, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у учащихся, помогают результативному овладению знаниями.
Технология обучения в сотрудничестве.
Поскольку в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход оно принимает характер сотрудничества.
 Технология обучения в сотрудничестве предусматривает работу в парах, работу в группах и тут возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеником» (работа в группах), «ученик – компьютер» (использование ИКТ).
Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. Плюс этой работы заключается в том, что более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища, в том, что  все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу.
Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность и получают совместный результат.
Технологии проектной и исследовательской деятельности
Проект- это план, замысел, в результате которого автор должен получить что- то новое: продукт, программу, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – одна из форм исследовательской работы.
Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться, а главное, учит умению общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности, развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
Участвуя в проекте, школьники включаются в творческую, практическую деятельность. Ребенок не просто получает знание, научные сведения, он овладевает научным методом, что принципиально отлично от простого усвоения информации.
Технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). Главной отличительной чертой интерактивных технологий обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.
Здоровьесберегающие технологии
(смена видов деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма, перевода; чередование видов активности – интеллектуальной, эмоциональной, двигательной и т.д.)Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни. Всё это способствует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Используя современные образовательные технологии на своих уроках, создаю благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету, делая, при этом, акцент на выполнение детьми творческих заданий разного характера. Использование этих технологий помогает активизировать обучение, создать ситуацию успеха, что ведет к повышению качества знаний, мотивации к обучению, формированию творческих навыков и умений.
(слайд 8) Педагогические технологии развивают в первую очередь –регулятивные УУД – это умение поставить цель, составить план действий, осуществить действия, свериться с целью. Это и есть короткое описание регулятивных учебных действий. Весь этот алгоритм – это обучение порядку в любой деятельности.
Коммуникативные УУД, т. к. диалог предполагает, что учитель и ученики находятся в состоянии поиска понимания друг друга.
Развитие познавательных УУД обусловлено тем, что проблема всегда связана с некой логической задачкой, решением какого-то познавательного вопроса.
Личностный результат достигается только в том случае, если проблема связана с нравственном выбором.
(слайд 9) Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер и лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания:
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Мною осуществляется системный подход к проблеме, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий, направленных на развитие у детей творческих умений. Инновационность и новизна достигаются использованием в практике педагогических «находок», что позволяет создать условия, способствующие самообразованию и самореализации каждого ученика в соответствии с его интересами, способностями, раскрытию детского таланта
(слайд 10) Вовлечение учащихся в творческую деятельность включает в себя следующие компоненты:
Система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения, целями которых является не только расширение объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и преобразование личного опыта каждого учащегося.
-Интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой.
-Комбинированные занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.
-Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда.
Система контроля и оценивания деятельности учащихся состоит в изменении инструментария (форм и методов).
-Метапредметные диагностические работы, составлены из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий и творческого мышления.
-Фиксация результатов контроля осуществляется в предметных таблицах требований и в презентации творческих работ.
-Привычная форма письменной контрольной работы дополняется такими формами:
- целенаправленное наблюдение;
- самооценка ученика по принятым формам;
- результаты учебных и творческих проектов;
- результаты внеучебных и внешкольных работ, достижений учащихся;
-электронные интерактивные дидактические материалы с автоматизированной функцией определения правильного ответа.
Система работы по формированию портфолио учащихся. Средством накопления информации об образовательных результатах ученика служит портфолио. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником не только в учебной, но и в творческой, социальной, коммуникативной деятельности.
Система внеурочной формы работы, включающая в себя кружок «Умелые ручки», программу курса учебных практик «Развитие познавательных способностей», программу духовно-нравственного развития и воспитания классного коллектива; участие в работе научного общества школы.
(слайд 11) Реализация творческой деятельности по «Школе 2100» в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1.Принцип деятельности – ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности.
2.Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
3.Принцип целостного представления о мире – содержание образования должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.
4.Принцип минимакса предполагает выделение двух уровней – максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы, и необходимого минимума, то есть государственного стандарта знаний.
5.Принцип психологической комфортности означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы.
6.Принцип вариативности – развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7.Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
(слайд 12) Мой педагогический опыт направлен:
на детей младшего школьного возраста (7-10 лет);
на развитие сотрудничества с родителями детей;
на развитие сотрудничества с социумом с целью выявления и развития детской одаренности;
на педагогов, осуществляющих рефлексию собственной деятельности.
(слайд 13) Результаты – продукты:
Программа развития классного коллектива «Созвездие Югры»;
Адаптивная программа кружка «Умелые руки»;
Сборники творческих работ детей «Правила школьной жизни», сборник задач «Когда нам не скучно», «Букеты из конфет», сборники сказок, загадок и т.д.
Комплекты дидактических материалов;
Презентации к урокам и внеклассным занятиям;
Методические рекомендации по детскому творчеству;
Сборник сценариев уроков по технологии критического мышления;
Контрольно-измерительные материалы по предметам.
Результаты – эффекты:
Социальные: социальная успешность - органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества.
Образовательные: формирование и развитие творческих способностей младших школьников.
Предметные: личностная самоидентификация и определение своих ценностных приоритетов, активное и творческое применение знаний в учебной и социальной деятельности.Метапредметные: сформированность навыков мышления, овладение системой методов и средств самостоятельного поиска, отбора, анализа, обработки, преобразования, фиксации, передачи и применения необходимой информации в творческой деятельности.
Личностные: личностная успешность обучающихся, полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.
Творческие достижения учащихся
Реализация проекта позволила осуществить инновационные подходы к содержанию и организации образовательного процесса, то есть:
созданы современные материально-технические информационные, дидактические, научно-методические ресурсы для выявления и развития детской одаренности через исследовательскую, проектную и творческую деятельность детей;
образовательный процесс основан на системном применении активного метода – создания, представления и реализации творческих проектов – индивидуальных, групповых, коллективных;
не менее 50% обучающихся к концу 4-го класса овладевают умениями, навыками, алгоритмом действий разработки, представления и реализации ученических творческих проектов и творческих работ;
не менее 80% обучающихся к концу 4-го класса овладевают умениями и навыками работы с портфолио (саморефлексия, самопрезентация);
готовность обучающихся к созидательной деятельности, выраженное в активной жизненной позиции, которая измеряется участием в значимых мероприятиях, проектах, творческих конкурсах, акциях и составляет 100% от контингента класса.
динамика личностного развития обучающихся положительная;
усилилась мотивация самостоятельного обучения, развития критического мышления;
положительная динамика занятости обучающихся в системе допобразования города 100 %;
родители – активные участники и помощники организации учебного процесса и внеучебной деятельности;
положительная динамика участия детей в интернет конкурсах «ПОНИ», «ЭМУ», «КЕНГУРУ» и олимпиадах с 25% до 75%.
(слайд 14) Опыт моей работы выражается в создании системы педагогической деятельности, направленной на формирование УУД обучающихся через вовлечение их в различные виды детского творчества: написание стихотворений, загадок, считалок, сказок, писем, агитационных листовок, сочинений и др. Мной разработаны методические рекомендации, сценарии уроков и внеурочных занятий по заданному направлению педагогической деятельности. Свой опыт работы по данному направлению я размещаю на собственном сайте: http://uchinachklass.jimdo.com/.