Отчет по теме самообразования Повышение качества знаний через применение тестовых заданий


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Барабанщиковская СШ №4
ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Повышение качества знаний
через применение тестовых заданий».
Учитель: Левковская Е.Н.
2016г.
Отчет по теме самообразования
учителя начальных классов Левковской Е.Н.
Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Происходящая реформа образования требует использования принципиально новых педагогических технологий. Успех деятельности в условиях рынка определяется умением принимать нестандартные решения, решительностью, энергичностью, предприимчивостью. Эти качества трудно сформировать без индивидуализации и дифференциации обучения, без учета интересов, склонностей и способностей учащихся. Сравнительно новым направлением совершенствования контроля знаний и умений учащихся в школах России стала тестовая технология.
Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний обучающихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения знаний, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Тестовый контроль помогает учителю оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий учащихся, определить их продвижение в обучении. Использование тестов для проверки знаний учащихся повышает их объективность, позволяет определить уровень самостоятельной работы. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет повысить эффективность учебного процесса. Тесты дают возможность для выявления уровня знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношения к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать и учитывать личностные особенности каждого ребенка и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс.
Всё это подтверждает актуальностьвыбранной мною темы самообразования: «Повышение качества знаний через применение тестовых заданий».
Работая над данной темой с 2013 по 2016 год, я ставила перед собой цель: используя тестовые задания выявить уровень сформированностинекоторых навыков и умений обучающихся, получить своевременную информацию об овладении учебным материаломпо определенным темам каждым учеником и вовремя устранять возникающие пробелы.
Мною было изучено ряд методической литературы о последних достижениях в использовании тестового контроля на уроках, а именно:работы психологов З.И. Калмыковой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана и др., педагогов Ю.К. Бабанского, М.Н. Скаткина, Е.С. Перовского, методистов В.Г. Дорофеева, Ю.М. Колягина, П.П. Блонского.
Итак,выделяют четыре этапа контроля знаний.
1. Исходный (предварительный) контроль. Данный контроль проводится непосредственно перед обучением, имея целью оценить начальный уровень знаний ученика и соответственно планировать его обучение.
2.Текущий контроль. Осуществляется в ходе обучения и позволяет определить уровень усвоения учеником отдельных разделов учебного материала, а затем на этой основе скорректировать дальнейшее изучение предмета.
3. Рубежный контроль. Проводится по завершении определенного этапа обучения и служит цели оценки уровня знаний ученика по теме или разделу курса.
4. Итоговый контроль. Позволяет оценить знания, умения и навыки ученика по курсу в целом.
Все эти четыре вида тестирования были применены и применяются мною на уроках.
Научно-практическая работа была направлена на подготовку и проведение открытого урока в соответствии с методической темой. Так в этом учебном году мною был запланирован и проведен открытый урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Зона лесов. Растения и животные зоны лесов»
В течение учебного года мною были разработаны некоторые тестовые задания по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению на разнообразные темы. Своими авторскими тестами я делилась с учителями других школ.
В прошлом году я обучалась в Таганрогском педагогическом институте имени А.П. Чехова и мною была написана курсовая работа по «Методике преподавания математики», научным руководителем которой являлась кандидат педагогических наук, доцентДяченко С.И., под названием «Тестирование как форма контроля в обучении математике»
Мною была проделана следующая работа: изучение методической литературы, анкетирование учителей по применению в их практике тестовых заданий в учебном процессе, анкетирование учащихся.
Было опрошено 4 учителя, стаж которых составляет от 3 и до 20 лет. Используют тестирование как средство контроля за качеством учебных достижений младших школьников – 4 учителя.
Используют все виды контроля – 4 учителей.
Используют заимствованные тесты – 4 учителей и двое наряду с заимствованными тестами составляют свои, авторские.
Наиболее часто используют форму тестового задания: с выбором 1 правильного ответа и развернутые ответы.
У каждого учителя тестовый контроль применяется на основных предметах: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
3 из 4 считают тестирование средством объективного оценивания знаний, умений и навыков младших школьников.
Было проведено анкетирование 32 учащихся начальных классов нашей школы.
На вопрос «Любишь ли ты выполнять тесты?» все учащиеся ответили утвердительно.
На вопрос «Что ты думаешь о тестах?» младшие школьники ответили таким образом:
В тестах интересные вопросы и задания 3 чел.
Во время тестов мы проверяем все, что учили 15 чел.
Во время тестирования все нужно успеть вовремя 4 чел.
В тестах дается мало времени 3 чел.
В тестах нужно мало писать 7 чел.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Тесты как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:
– учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;
– проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;
– оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;
– сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы;
– использовать тесты для компьютеризации;
– обеспечить оперативность проверки выполненной работы.
– проверка большого объема изученного материала малыми порциями;
– быстрое диагностирование овладения учебным материалом как каждого ученика, так и класса в целом.
Но есть также и отрицательные моменты при тестировании учащихся:
– большая вероятность выбора ответа наугад,
– проверка лишь конечных результатов действий;
– затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся;
– категоричность оценки выполнения задания (задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено).
Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности.
Таким образом, используя различные приемы тестового контроля в сочетании с традиционными формами текущего контроля, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников. Постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в классе: учащиеся не боятся ошибок, анализируют их и стремятся исправить, что побуждает их к активной деятельности и самоконтролю.
Работа с тестами помогает ученикам уточнить знания. В работе с тестами совершенствуются внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль.