Использование проблемного метода обучения на уроках экономики организации

А. Р. Замалетдинова
преподаватель специальных дисциплин
Гагинского филиала ГБПОУ «Лукояновский Губернский колледж»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Новые условия образования диктуют необходимость модернизации технологии обучения, в т.ч. самостоятельной работы обучающихся.
В ОК. 7 говорится: «Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации».
Значимость самостоятельной работы очевидна, т.к. она позволяет обучающимся осуществить:
Глубокое изучение сущности вопроса, возможность основательно в нем разобраться.
Выработку стойких самостоятельных взглядов и убеждений.
Формирование ценных качеств: трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления.
Развитие умения самостоятельно приобретать и углублять знания.
Все это особенно важно в условиях бурного развития науки и техники, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения различных литературных источников.
За время преподавательской работы, мною были выявлены проблемы связанные с выполнением самостоятельной работы обучающихся: это слабая самостоятельная работа на уроках; слабая подготовка обучающихся к внеаудиторной работе; слабое участие в научно-исследовательской деятельности; слабое выполнение курсовой работы; недостатки в дипломной работе.
Мною были использованы различные пути решения проблемы : использование тестов, презентаций как своих, так и подготовленных обучающимися; использование творческих заданий для самостоятельной работы и т.д.
В процессе работы на уроках мною применяются различные методы обучения, например, методы проверки и контроля знаний; практические методы; наглядные методы, метод креативного мышления.
Но самым эффективным является применение проблемного метода, особенно в самостоятельной работе обучающихся.
Предлагаемый подход изучения экономики организации на основе проблемного метода, предложенного И.Я. Лернером, обеспечивает создание уникальной образовательной среды, провоцирующей обучающихся на самостоятельную постановку проблемы и ее решение, а также поисковую и исследовательскую деятельность.
Поэтому основная цель работы - создание условий для самостоятельной работы обучающихся по экономике организации с использованием проблемного метода для формирования творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению.
Основные задачи:
проанализировать курс экономики организации и определить виды самостоятельной работы с применением проблемного метода обучения;
пересмотреть типы уроков по экономике организации;
пересмотреть методические рекомендации к самостоятельной работе, курсовой и дипломной работе;
составить перспективный план исследовательской работы с использованием технологии проблемного обучения.
Для развития интеллектуальных умений обучаемых важно организовать работу по самостоятельному получению ими новых знаний в процессе поиска, размышлений, сопоставления имеющихся знаний.
Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знания в готовом виде, но ставит перед обучающимися проблемные задачи, побуждающие их искать пути и средства решения.
Схема проблемного обучения выглядит следующим образом. Вначале преподаватель с помощью разнообразных способов создает проблемную ситуацию, совместно с обучающимися ставит учебную проблему, побуждающую к поиску неизвестного. Решение проблемы осуществляется на основе выдвижения и обоснования гипотез, их проверки. Это требует привлечения знаний.
В проблемном обучении выделяют систему методов:
проблемное изложение;
проблемные вопросы;
диалоговые беседы;
поисковая деятельность;
метод мозговых атак;
метод эвристических задач.
Например, стараюсь сформулировать тему урока, чтобы она заставляла обучающихся задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме. Изучение новой темы строю в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете?..», «Что бы вы сделали?..». Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.
И.Я. Лернер выделил 6 типов ситуаций, которые помогают сконструировать 6 типов проблемных задач:
1) ситуация неожиданности
2) ситуация конфликта
3) ситуация несоответствия
4) ситуация неопределенности
5) ситуация выбора
6) ситуация предположения
Примеры
1) ситуация неопределенности, возникающая в случае, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения.
Задание: Изучите на сайте Гагинского района экономические показатели эффективности.
Задание: Используя данные годовых отчетов с/х предприятия, рассчитайте показатели движения основных средств.
2) ситуация предположения, основанная на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере и последствии изучаемых явлений.
Задание: Объясните, в чем разница между этими основными средствами и как их использование на предприятии отразится на производстве продукции?
Этапы осуществления проблемного подхода
1 этап. Подготовка к восприятию проблемы.
2 этап. Создание проблемной ситуации.
3 этап. Формулировка проблемы.
4 этап. Процесс решения проблемы.
5 этап. Доказательство правильного решения.
Использование проблемного метода на уроках экономики организации дает положительные результаты.
Проблемный метод повышает самостоятельность обучающихся, увеличивает их творческую активность, способствует их интеллектуальному развитию. Особенно это важно при выполнении курсовых работ, т.к. ее написание является подготовительным этапом к итоговой аттестации выпускников техникума - дипломной работе, проведение которой утверждено в Гагинском филиале с 2012-2013 уч. года.
Как видно по диаграмме, успеваемость по дисциплине экономика организации составляет 100%. Качество знаний в 2013-2014 уч. году увеличилось на 6% по сравнению в 2011-2012 уч. годом.
Анализ выполнения внеаудиторных работ по экономики организации показывает увеличение качества результатов - так в 2013-2014 уч. году выросло количество обучающихся, получающих оценку «отлично» на 6 человек, а количество обучающихся выполнивших внеаудиторную работу на оценку «удовлетворительно» уменьшилось на 4 человека.
Анализируя полученные данные, мы видим, что количество обучающихся, участвующих в научно-исследовательской деятельности в 2013-2014 уч. году увеличилось на 7 человек.
Анализируя качество выполнения курсовых работ по дисциплине экономике организации, мы видим, что в 2013-2014 уч. году количество обучающихся получивших оценку «отлично» увеличилось на 6 человек по сравнению в с 2011-2012 уч. годом, тогда как количество обучающихся на оценку «удовлетворительно» уменьшилось на 6 человек.
В процессе обучения в техникуме происходит первичное освоение профессии, определяется жизненная и мировоззренческая позиция обучающегося. Только через самостоятельную работу обучающийся может стать хорошим специалистом, т.к. успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию.
Применение проблемного метода на уроках экономики организации позволяет развивать навыки самообразования, способствует развитию культуры мышления.
Как у любого методического подхода, у проблемного метода есть положительные и отрицательные стороны.
Положительные:
1) Развитие навыков самообразования
2) Развитие культуры мышления
3) Повышение интереса к дисциплине
4) Опыт творческой деятельности
Отрицательные
1) Слабая управляемость учебным процессом
Опыт формирования умений обучающихся применять метод проблемного обучения имеет отношение к изучению дисциплины экономики организации и охватывает все экономические дисциплины и МДК как на аудиторных занятиях, так и при выполнении внеаудиторной работы.

ЛИТЕРАТУРА
1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. М, 2003.
2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М: Педагогика, 1981
3. Новрузова О.М. Педагогические технологии в образовательном процессе. Волгоград, 2008
4. Полякова А.В. Организация самостоятельной работы студентов. Н.Новгород, ГБОУ ДПО НИРО, 2013
5.Семушкина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Мастерская, 2001










13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15