Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 87»
Развитие творческих способностей
детей младшего дошкольного возраста
средствами нетрадиционных техник рисования
Выполнила:
Сачкова Наталья Порфирьевна
воспитатель I кв. категории
стаж педагогической работы – 12 лет

г. Нижний Новгород
2017г.
На протяжении последних лет я работаю над темой «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».
А почему же средствами нетрадиционного рисования?
Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать. Чтобы этого не происходило, я  стала использовать нетрадиционные техники рисования. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, утверждают: "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка".  
 Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!
Содержание работы с детьми 3-4 лет - I этап
Первый этап (дети от 3 до 4 лет)  решает следующие задачи:
1.  Формировать у детей интерес к рисованию.
2. Способствовать овладению детьми простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
На первом этапе использую следующие нетрадиционные техники рисования: "рисование пальчиками", «рисование кулачками», "тычок жёсткой полусухой кистью", «рисование ладошкой», "оттиск печатками из пробки, поролона, пенопласта" и др.
В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.
Кляксография   Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
                                       Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги   Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.                                                           Тычок  жесткой полусухой кистью    Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.                                                                                Рисование пальчиками   Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.                                                                                         Рисование ладошкой   Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Прижми и отпечатай
  Техника рисования «прижми и отпечатай» привлекает детей просом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов, составления узоров из отпечатков. Эта техника обеспечивает максимальную успешность при создании творческой работы вне зависимости от изобразительных умений ребенка. Это происходит благодаря тому, что используются формы, текстуры для печатания. Рисование техникой «прижми и отпечатай» возможно несколькими способами, например, скомканной бумагой, поролоном, пуговицами, дном банок, которые предварительно обмакивают в краску. Полученные таким образом оттиски составляют как самостоятельную композицию, так могут быть и дополнением к рисунку.
Для использования техники «прижми и отпечатай» мы поместили в миницентр изо деятельности предметы, которыми будут делаться оттиски (поролоновые фигурки, пуговицы разной формы, банки разного диаметра, плотная либо глянцевая бумага и т.д.), а для рисования, краски, плоские емкости (тарелки) для краски. Для рисования скомканной бумагой лучше использовать глянцевую тонкую бумагу, поскольку она хорошо сминается в плотные комочки, образует острые края, медленно размокает в краске. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования начинаю с
рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Пальчиковая живопись и рисование ладошкой помогают ребенку почувствовать свободу творчества, дают ощущение взаимодействия с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.  Например: большим пальчиком, малыш изображает следы медведя, а друг у медведя -  маленький зайчик, и поэтому следы у него мы нарисуем маленьким пальчиком. В игре показываю  детям разнообразные приемы рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик) и др. С помощью нетрадиционной техники рисования «тычок жесткой полусухой кистью» можно научить детей передавать характерные особенности разных животных (цыпленок,  лиса и волк),  раскрыть образ героя, его характер. С помощью  цвета передать легкость, мягкость, или  мрачность, злость героев. Сколько радости и удовольствия получают дети при рисовании ладошкой, какие неповторимые солнышки могут заиграть лучиками на коллективной работе маленьких дошколят! А какие оригинальные оттиски могут получиться при использовании различных нетрадиционных материалов, как интересно их рассматривать и придумывать различные истории!
Техника рисования «Прижми и отпечатай» привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов, составления узоров из отпечатков. Эта техника обеспечивает успешность при создании творческой работы вне зависимости от изобразительных умений ребенка. Это происходит балгодаря ому, что используем готовые формы для печатания. Рисование техникой «Прижми и отпечатай» использую несколькими способами: скомканной бумагой, поролоном, пуговицами, дном банок, которые предварительно обмакиваются в краску. Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших творческих способностей ребенка. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Поэтому моя задача - индивидуально вести каждого ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Детей среднего дошкольного возраста мы знакомили с более сложными
техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
Предлагаю познакомиться с работами наших маленьких художников с использованием нетрадиционных техник рисования:
Рисование тычком осеннего дерева: гуашь одного цвета + рис

Рисование тычком осеннего дерева : гуашь нескольких цветов + рис

Рисование полусухой кистью

Рисование кистью + ватные палочки

Рисование тычком: гуашь разного цвета

Рисование пальчиками + крупа манка

Рисунки детей, выполненные в нетрадиционной технике, используем в оформлении группы, раздевалки.
Рисование ладошкой: снегири, зимнее дерево