Cовременный урок в свете внедрения ФГОС: реализация межпредметных связей.

Cовременный урок в свете внедрения ФГОС: реализация межпредметных связей.
Вступление.
В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы . А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в настоящее время на первый план выходит системно-деятельностный подход, в котором важным является
-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Основная часть.
На наш взгляд, современный урок должен изменяться как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. В этой связи , на наш взгляд, в ходе учебного процесса важно подходить к изучению русского языка и литературы, привлекая возможности других учебных дисциплин, реализуя межпредметные связи. В методике интегративный подход не является новым. Хорошо известны такие примеры интеграции:
1) введение новых предметов и спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;
2) создание циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;
3)разовые интегративные уроки. В нашем лицее создана система синхронизации трёх гуманитарных предметов, охватывающая параллели с 5-го по 11-й. Опыт работы в рамках синхронизированного курса подсказывает, что можно выстроить некую систему межпредметной работы, которая подойдёт к любой существующей ныне программе.
Предметы гуманитарного цикла, взаимодействуя между собой, находят точки соприкосновения в том, что направлены на воспитание полноценной личности в духе гуманизма и духовно-нравственного развития.
Чаще всего прослеживается взаимодействие между русским языком и литературой, литературой и историей,литературой и живописью, литературой и музыкой.
Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.
Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории.
Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 8 класса предполагает тесную связь истории с литературой, обращает внимание на вечные проблемы – жизни и смерти, войны и мира, на бурные события истории и мирной будничной жизни. На уроках литературы, где предполагается тесная связь с историей, мы используем различные приемы: работа со справочниками, с историческими документами (отрывки из них), выступления учащихся, портреты великих исторических деятелей.
Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись. При этом учащиеся должны понять, что не существует тематической замкнутости на каком – либо виде искусства, будь то литература, музыка или живопись, что вечные вопросы, поднимаемые писателями в произведениях, пронизывают и живописные полотна, и музыкальные шедевры.
Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами. Так пейзаж можно сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет нетрудно соотнести с описанием портрета героя в литературном произведении. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении. Полотна, относящиеся к анималистическому жанру, предоставляют возможность сопоставить изображение животных мастером пластического искусства с их описанием в художественных произведениях. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе.
Наиболее популярные и воспринимаемые для большинства современных школьников виды искусства – кино и музыка. Открытость подростков и юношества к восприятию музыки давно используется педагогами как тропа введения их в искусство и культуру.
Музыка при изучении литературных произведений помогает сформировать у детей многогранное представление о разных явлениях мира, позволяет ставить в широком контексте вечные вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о смерти и бессмертии.
Музыку можно использовать при изучении как поэтических, так и прозаических произведений. До того, как зазвучит музыка, стараюсь не упоминать ни автора литературного произведения, ни автора музыки, а просто предлагаю послушать музыку, постараться уловить ее характер, изменения и попытаться передать свои ощущения, чувства, ассоциации. Дети (даже не обучавшиеся музыке) всегда точно улавливают печаль и радость, темы любви и смерти; отмечают изменения в характере музыки.
Обращение на уроках литературы к киноискусству, театру, анимации тоже не новый вид работы. Однако сегодня, благодаря бурному развитию кинематографа и информационных технологий, кино вытесняет литературу из сферы детских интересов. Но вполне реально превратить кинематограф из соперника литературы в ее союзника. Сопоставить не иллюстрации, а целые эпизоды, не статичные образы героев, а оживленные актерами. Мало того, кино, как и литература, искусство синтетическое: в нем работают и художники, и композиторы. Мы можем научить детей смотреть фильмы, особенно экранизации, оценивать их с эстетической позиции, сравнивать трактовки режиссеров с авторским замыслом; видеть возможности кинодеталей, осмыслять роль цвета, света, планов, музыки. Сопоставление кинофрагмента с фрагментом текста проводится аналогично работе с иллюстрацией. Бывает так, что не все произведения и герои интересны ребятам, школьники не всегда дочитывают произведения до конца, а учителю так хочется, чтобы в памяти остались эти произведения. На помощь приходит киноискусство.
Заключение.
Взаимосвязь школьных предметов и различных видов искусств, я считаю, сегодня прочно вошла в «ткань» современного урока. Такие уроки интересны мне и моим ученикам. Результаты работы видны уже сегодня.
На таких уроках даже пассивные ребята, ученики с низким уровнем мотивации пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное – удалось заставить говорить, вызвать на откровенный разговор.
Да, уроки, на которых встречаются разные школьные дисциплины и разные виды искусства требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием. Думаем, что содержание этих уроков существенно расширит кругозор учащихся, воспитает интерес к искусству, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения.

15