Открытый урок математики в 1-м классе по теме «Задачи на разностное сравнение чисел»

Открытый урок математики в 1-м классе
по теме «Задачи на разностное сравнение чисел»
Цель урока:
Формировать умение решать задачи с альтернативным условием. Совершенствовать умения складывать и вычитать числа в пределах 10.
Формировать:
– Личностные результаты: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
– Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
– Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
– Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
- Ребята, прочитайте на доске, какое сегодня число и какой месяц? (19 декабря)
-Сегодня 19 декабря у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь, улыбнитесь и Всем, всем доброго утра и удачного дня!
-Сегодня, придя в школу, я нашла у себя на столе письмо. Хотите узнать, кто его написал? Тогда слушайте:
В шубе серебристой, Красный-красный нос его, Борода пушистая, Он волшебник детворы, Отгадайте – раз, два, три (Дед Мороз)
-Молодцы!
(Открываешь письмо и зачитываешь)
- Скоро 31 декабря. Вы, наверное, догадались, что именно в этот день все люди на земле ждут необыкновенного чуда. Но его, может и не быть. Злая ведьма спрятала мою внучку. Помогите мне её найти и освободить. Времени до 31 декабря осталось мало. Ваш Дед Мороз.
-
Нас ждет непростой путь. Я предлагаю взять в дорогу помощника – сыщика по имени Большой Мыш (вывешиваю картинку Мыша). Он всегда сможет подсказать правильный путь. (звучат слова Мыша)
(Слова Мыша) - Здравствуйте, ребята. Я рад, что вы оказались такими смелыми и решили помочь нашему другу. А я в свою очередь готов помочь вам. Давайте вместе прочитаем тему нашего урока (эта запись на доске и сама вместе с детьми проговариваешь тему урока)
«Задачи на разностное сравнение чисел».
-Ребята, какие задачи поставим к уроку и будем их реализовывать (вывешиваешь плакат):
1. Научиться решать задачи на разностное сравнение чисел.
2. Развивать умение решать примеры и задачи в пределах десяти.
3. Воспитывать трудолюбие на уроке математики.

Большой Мыш предлагает план работы на уроке:
1.Устный счёт.
2.Физминутка (для глаз)
3. Решение новых задач.
4.Физминутка (на движения)
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа.
7. Подведение итога урока. Рефлексия собственной деятельности.

– Вспомним правила поведения на уроке. (ЭТО ДОЛЖНО ВИСЕТЬ ВСЕГДА, НЕ СНИМАЯ)
На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.

- Для чего нужно соблюдать эти правила? ( Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали).
-Итак, первый этап нашего урока устный счёт













а) назовите числа от 5 до 10, от 3 до 7, от 9 до 2, от 6 до 1;
б) какое число идет за числом 3, 7, 9; (НАБОРНОЕ ПОЛОТНО)
в) какое число идет перед числом 2, 4, 6, 8; (НАБОРНОЕ ПОЛОТНО)
г) назовите соседей чисел 5, 8, 4; (НАБОРНОЕ ПОЛОТНО)
д) назовите числа через одно от 0 до 10; от 1 до 7; от 9 до 1.

2). Работа над составом числа: (ДАЮ 3 ДЕТЯМ)

3). Сравнение чисел: (на доске)
-Сравните числа. С помощью знаков сравните числа. (ТЫ УКАЗКОЙ МОЛЧА ПОКАЗЫВАЕШЬ, А ДЕТИ - КАРТОЧКАМИ )
0 1
4 5
8 7
2 4
10 7
8 10

4). Решение примеров.
(На доске записаны примеры)
6 + 2
8 + 2
7 – 2
10 – 2
5 + 2
3 - 2

- На какие группы можно разделить примеры? (На сложение и вычитание).
-Как называется знак, обозначающий сложение? (Знак плюс.)
(Вывешиваю на доску знак)
- Как называется знак, обозначающий знак вычитания? (Знак минус).
(Вывешиваю на доску знак).
-Какие примеры мы отнесём к первой группе? (Все примеры на сложение)
-Какие примеры мы отнесём к 2 группе? (Все примеры на вычитание)
(ДЕТИ ВЫХОДЯТ ПО ОДНОМУ И К КАЖДОЙ ГРУППЕ ПОДСТАВЛЯЮТ ПРИМЕРЫ)
-Прочитайте примеры разными способами по вариантам:
1 вариант – на сложение
2 вариант – на вычитание
1 вариант: (ответы по цепочке)
2 да 8
к 2 прибавить 3
4 плюс 3
7 увеличь на 1
6 - 1 слагаемое, 3 – 2 слагаемое.
2 вариант:(ответы по цепочке)
Из 8 вычесть 8
6 уменьшить на 5
от 9 отнять 7
5 минус 2
Уменьшаемое- 8, вычитаемое- 4
9 без 3
- Используя данные числовые выражения, составьте задачу на сложение 1 вариант
- Используя данные числовые выражения, составьте задачу на вычитание 2 вариант
-Работаете в парах, даю 2 минутки
- Итак, какая пара готова. (ПРОСЛУШИВАЕШЬ 2-3 пары) (Если один вид задачи, то спрашиваешь детей, какое условие можно ещё составить к этому выражению?)
-Давайте ответим на вопрос, СКОЛЬКО. Стало.
Вывод:
-Что мы закрепили на этом этапе урока? (Формировали умение решать примеры в пределах 10. Формировали умение решать задачи разных видов, а именно, на нахождение суммы, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, на нахождение остатка)
-Молодцы! Большой Мыш предлагает Вам оценить свои успехи. Возьмите листы, которые лежат у вас на столе. На против записи Устный счёт раскрасьте кружочки:
-Если вы довольны своей работой, зажгите огонёк зелёного цвета.
- Если вы могли бы лучше, зажгите огонёк жёлтого цвета.
- Если вам ваша работа не понравилась, и вы могли бы лучше работать, зажгите красный сигнал светофора.
-Встаньте те, кто зажёг зелёный цвет
-Встаньте те, кто зажёг жёлтый цвет
-Я уверена, что на следующем этапе урока у вас всё получится
-Встаньте те, кто зажёг красный цвет
-Не унывайте, в процессе работы, если будут затруднения, поднимайте руки и я вам окажу помощь.
(ФОНАРИК «УСТНЫЙ СЧЁТ» ВЕШАЕШЬ на ёлку)
ФИЗМИНУТКА (для глаз)
-Продолжаем искать нашу пленницу.
-Переходим к следующему этапу нашего урока «Решение новых задач»
(На слайде картинки с новогодними игрушками)
Б ь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

-Расскажите, что вы видите? (Новогодние игрушки разного цвета и размера)
-Скажите, можно ли это назвать задачей? (НЕТ)
-Почему? (Нет условия и вопроса) СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ РАЗРЫВА
-Составьте условие задачи
(На первой полке 6 серебристых шаров, а на второй полке – 2 синих шара)
(У Васи 6 серебристых шаров, а у Тани – 2 синих шара)
- Поставьте вопрос к задаче
(СКОЛЬКО ВСЕГО ШАРОВ НА ДВУХ ПОЛКАХ?)
(СКОЛЬКО ВСЕГО ШАРОВ У ДЕТЕЙ?)
(На сколько больше жёлтых шаров, чем синих?)
(На сколько меньше синих шаров, чем жёлтых?)

- А теперь проговорите условие и вопрос задачи ещё раз
1.У Маши 6 жёлтых шаров, а у Васи 2 синих шара. Сколько всего шаров у детей? На сколько больше шаров у Маши, чем у Васи? На сколько меньше шаров у Васи, чем у маши?
2.В коробке было 6 жёлтых шаров и 2 синих. Сколько всего шаров было в коробке? На сколько больше было жёлтых шаров, чем синих? На сколько меньше синих шаров, чем жёлтых?

-Ребята, а вы ничего не заметили? (Условие одно, а вопросы к задаче можно составить разные)

-Что известно в задаче?
-Что нужно узнать?
-Для решения задачи к доске идёт (желающие). РЕБЁНОК ВЫХОДИТ К ДОСКЕ.
-Что мы сейчас будем делать? (На первой строке рисуем 6 жёлтых шаров, на второй строке – 2 синих шара)
- Ты рисуешь на доске, остальные на листочках.
-Какой вопрос мы поставили к задаче? (На сколько больше (меньше) шаров?)
-Какое действие выбираете? (Вычитание. Из большего вычитаем меньшее)
-Записываем решение и ответ. (6-2=4(ш.) Ответ: на 4 жёлтых шара больше, чем синих.)
-Итак, чему мы учились на этом этапе урока? (Учились решать задачи с вопросами «На сколько больше?» «На сколько меньше?»)
-Молодцы! Большой Мыш предлагает Вам оценить свои успехи. Напротив записи «Решение новых задач» раскрасьте кружочки:
-Если вы довольны своей работой, зажгите огонёк зелёного цвета.
- Если вы могли бы лучше, зажгите огонёк жёлтого цвета.
- Если вам ваша работа не понравилась, и вы могли бы лучше работать, зажгите красный сигнал светофора.
-Поднимите руку те, кто зажёг зелёный цвет
-Молодцы!
- Поднимите руку те, кто зажёг жёлтый цвет
- Поднимите руку те, кто зажёг красный цвет
(ФОНАРИК «РЕШЕНИЕ НОВЫХ ЗАДАЧ» ВЕШАЕШЬ на ёлку)

. Вы хорошо поработали на этом этапе урока и Большой Мыш предлагает нам передохнуть.
-Все встаём из-за парт и проводим физминутку.
ФИЗМИНУТКА (на движения)

3. Следующий этап урока «Первичное закрепление» (3мин)
Практическая работа (работа в парах)
- Сейчас вы должны договориться друг с другом, кто с какими фигурами будет работать, не забывайте о правилах работы в парах.
Задание: Возьмите 5 квадратов и 3 круга.
В первый ряд положите 3 круга, во второй ряд столько же квадратов.
Что нужно сделать, чтобы квадратов стало больше, чем кругов? (Добавить ещё 2 квадрата.)
Сравните, каких фигур стало больше? (Квадратов)
На сколько квадратов больше? (на 2)
Сколько квадратов стало? (5)
Сколько кругов? (3)
Мальчики отвечает на вопрос «На сколько кругов меньше, чем квадратов?»
Девочки отвечают на вопрос «На сколько квадратов больше, чем кругов?»
-Мальчики, какое действие вы выбрали для решения задачи? (Вычитание) (ТЫ ПИШЕШЬ НА ДОСКЕ ЗНАК «-« )
-Девочки, какое действие вы выбрали для решения задачи? (Вычитание) (ТЫ ПИШЕШЬ НА ДОСКЕ ЗНАК «-« )
-Какой вывод можно сделать? (Задача с вопросами «На сколько больше?» «На сколько меньше?» всегда решается вычитанием.
(ВЫВЕШИВАЕШЬ ПЛАКАТ «На сколько больше?»
«На сколько меньше?»
(ОТКРЫВАЕШЬ ЗНАК «-«)
-Проговорите это правило про себя (Задача с вопросами «На сколько больше?» «На сколько меньше?» всегда решается вычитанием.)
-Сначала это правило проговаривают вслух девочки
-А теперь послушаем мальчиков
-Молодцы! Большой Мыш предлагает Вам оценить свои успехи. Напротив записи «Первичное закрепление» раскрасьте кружочки:
-Если вы довольны своей работой, зажгите огонёк зелёного цвета.
- Если вы могли бы лучше, зажгите огонёк жёлтого цвета.
- Если вам ваша работа не понравилась, и вы могли бы лучше работать, зажгите красный сигнал светофора.

(ФОНАРИК «Первичное закрепление» ВЕШАЕШЬ на ёлку)
-Следующий этап «Самостоятельная работа» самый важный. Успешно выполнив его, мы с вами освободим нашу красавицу Снегурочку.
- На ваших партах лежат карточки. Переверните их. Эта работа в виде теста. Вам нужно внимательно прочитать каждое условие задачи и соединить стрелками с её решением.

1вариант

1.У Кати 5 ирисок и 3 карамельки. Сколько всего конфет у Кати?
2.У Кати 5 ирисок, а карамелек на 3 меньше. Сколько карамелек у Кати?
3.У Кати 5 ирисок и 3 карамельки. На сколько ирисок больше, чем карамелек?
4.У Кати 5 ирисок, а карамелек на 3 больше. Сколько карамелек у Кати?

5 + 3

5 - 3



2 вариант
1.В вазе 4 мандарина и 5 яблок. На сколько мандаринов меньше, чем яблок?
2.В вазе 4 мандарина и 5 яблок. Сколько всего фруктов в вазе?
3.В вазе 4 мандарина, а яблок на 5 больше. Сколько яблок в вазе?
4.В вазе 5 яблок, а мандаринов на 4 меньше. Сколько мандаринов в вазе?

4 + 5

5 - 4


-Проверяем.
-Поменяйтесь вариантами. Проверьте с доской.
- Поставьте знак плюс, если задачи решены, верно.
- Поставьте знак минус, если допущены ошибки.
-Поменяйтесь снова.
-Просигнализируйте зелёным цветом те, кто выполнил работу верно.
-Просигнализируйте красным цветом те, кто допустил ошибки.
-Молодцы! Большой Мыш предлагает Вам оценить свои успехи. Напротив записи «Самостоятельная работа» раскрасьте кружочки:
-Если вы довольны своей работой, зажгите огонёк зелёного цвета.
- Если вы могли бы лучше, зажгите огонёк жёлтого цвета.
- Если вам ваша работа не понравилась, и вы могли бы лучше работать, зажгите красный сигнал светофора.
(ФОНАРИК «Самостоятельная работа» ВЕШАЕШЬ на ёлку)

Подведение итогов.
- Реализовали ли мы наши задачи? Давайте вернёмся к опорной схеме.
Научиться
Развивать
Воспитывать
Сегодня на уроке мы
1.научились решать задачи на разностное сравнение чисел
2. Развивали умение решать примеры и задачи в пределах десяти.
3. Воспитывали трудолюбие на уроке математики

7. Рефлексия
- Какое задание на уроке вам понравилось, и вы его хотели бы повторить снова, в квадрате поставьте знак восклицания.
- Задание, которое вызвало у вас затруднение, поставьте напротив знак вопроса.
- Ребята, посмотрите, какой необычный наряд у ёлки. Это вы постарались, чтобы она так выглядела. Благодаря вашим умениям и навыкам все задания колдуньи выполнены и Снегурочка освобождена. А это значит, что 31 декабря во все дома придёт всеми любимый НОВЫЙ ГОД!!!
- А вот и наша Снегурочка. Она и Дед Мороз говорят спасибо и желают
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Урок окончен! Всем спасибо!




Рисунок 19