Конспект урока по математике на тему: Разностное сравнение чисел


Тема: «Разностное сравнение чисел».
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цель: сообщить основные сведения по теме: «Разностное сравнение чисел».
Задачи:
образовательные:
1. дать основные сведения по теме: «Разностное сравнение чисел».
2. учить детей пользоваться правилом разностного сравнения чисел;
3. совершенствовать навыки решения задач.
коррекционно-развивающие:
1. развитие логического мышления посредством решения задач;
2. коррекция и развитие произвольного внимания через выполнение инструкций учителя;
3. развитие мелкой моторики во время выполнения пальчиковой гимнастики;
4. развитие слухового восприятия, во время объяснения учителем нового материала;
5. развитие и коррекция устной речи посредством ответов на поставленные вопросы;
6. коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом, а также при выполнении гимнастики для глаз.
воспитательные:
1. воспитывать ответственность при выполнении работы;
2. воспитывать положительное отношение к предмету;
3. воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу;
Оборудование:учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, авторы: Перова М.Н., Капустина Г.М., 2006 г.; наборы из 10 кружочков на каждого ученика; картинка, на которой изображены два ряда стульев; доска.
Ход урока.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент. (≈ 2 мин.)
Сдача раппорта (дежурный выходит к доске, называет число, день недели, кто отсутствует, и проверяет готовность класса к уроку).
- Садитесь.
II. Основная часть.
1. Постановка цели урока. ( 1 мин.)
- Сегодня мы приступаем к изучению новой темы: «Разностное сравнение чисел». Научимся узнавать,на сколько одно число больше или меньше другого. А также познакомимся с новым правилом. Будьте внимательны в течение всего урока.
2. Подготовительная работа к объяснению нового материала. ( 5 мин.)
- Обратите внимание на доску, на ней уже выполненное задание:
356> 366 720 < 516 + 204 10 см > 1 дм
709 < 711 480 > 630 – 200 1 дм< 13 см
450 > 540 2 см = 2 дм
- Проверьте, все ли знаки поставлены верно?
3. Объяснение нового материала. ( 18 мин.)
- Итак, мы приступаем к изучению новой темы. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Разностное сравнение чисел» (дата и тема урока написана на доске).
- Возьмите с края парты кружки, которые вам раздали. Сколько у вас кружков? Разложите 10 кружков в два ряда, поровну в каждый. Сколько кружков в первом ряду? Сколько кружков во втором ряду?
- Хорошо, уберите кружочки на край парты. Обратите внимание на доску (на доске прикреплена картинка, на которой расположены стулья в два ряда, в первом ряду – 6 стульев, во втором – 4 стула).
- Ребята, сколько стульев в первом ряду? Сколько стульев во втором ряду?
- Сколько лишних стульев в первом ряду? Сколько стульев недостаёт во втором ряду?
- На сколько больше стульев в первом ряду, чем во втором? Как это можно узнать?
- Чтобы узнать, на сколько больше стульев в первом ряду, чем во втором, нужно из 6 (число стульев в первом ряду) вычесть 4 (число стульев во втором ряду): 6 ст. – 4 ст. = 2 ст.
На 2 стула больше в первом ряду, чем во втором ряду.
В каком ряду стульев меньше?
На сколько меньше стульев во втором ряду, чем в первом?
Как это можно узнать? 6 ст. – 4 ст. = 2 ст.
На 2 стула меньше во втором ряду, чем в первом.
- А теперь откройте учебник на стр.86 и прочитайте про себя правило в рамочке.
Затем прошу одного, двух учеников прочитать правило вслух для всего класса.
- А сейчас мы с вами попробуем выполнить задание на разностное сравнение. Найдите в учебнике № 272 на стр.85 (страницу и номер учебника записываю на доске). Приготовьте линейки и найдите рисунок 56 (на рисунке изображены два отрезка разной длины).
- Найдите длину первого отрезка. Найдите длину второго отрезка. Какой отрезок длиннее? Какой отрезок короче? На сколько первый отрезок длиннее? На сколько второй отрезок короче? Каким действием это можно узнать? (если возникают трудности, возвращаю детей к правилу)
а) Зрительная гимнастика. (≈ 2 мин.)
С помощью тренажера В.Ф. Базарного.
б) Пальчиковая гимнастика. (≈ 2 мин.)
- Сейчас наши пальчики немного отдохнут, поставьте руки на локти и повторяйте за мной.
Танюша Наташе секрет рассказала, (соединяем большой и указательный пальцы)
Наташа Марине его прошептала, (соединяем указательный и средний пальцы)
Марина доверила тайну Светлане, (соединяем средний и безымянный пальцы)
Светлана открыла секрет Марианне, (соединяем безымянный палец с мизинцем)
А Марианна историю эту подружке поведала по секрету, (соединяем мизинец с большим пальцем)
Вы догадались, как звали подружку? (сжимаем руки в кулачок и разжимаем несколько раз)
Тайна обратно вернулась к Танюшке (снова соединяем мизинец с большим пальцем).
4. Закрепление.
а) Решение задачи. ( 10 мин.)
- Продолжаем работать по новой теме, открываем учебники на стр.85, смотрим задачу № 273 (номер страницы и задачи записываю на доске).
- Читаем задачу самостоятельно, про себя.
Затем прошу одного из учеников прочитать вслух задачу: « На ёлку повесили 17 игрушек и 9 лампочек. На сколько больше повесили игрушек, чем лампочек? Каким действием будем решать задачу?».
Затем один из учеников пересказывает задачу.
- Повторим ещё раз, что необходимо найти?
Один ученик решает у доски (запись условия задачи, решенияи ответа, с пояснением), остальные пишут в тетрадях.
III. Заключительная часть. (≈ 5 мин.)
1. Подведение итогов урока.
- Какая сегодня была тема урока?
- Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
- Есть ли какие–то вопросы по новой теме?
2. Домашнее задание.
Стр.86, № 277 (1) (записываю задание на доске, проверяю, все ли ребята записали задание в дневник).
Разбор и объяснение домашнего задания.
3. Выставление оценок за работу на уроке.