Консультация для воспитателей по теме Уголок экспериментирования в детском саду


Консультация для воспитателей
«Уголок экспериментирования в детском саду»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.(область познание)  
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Задачи уголка экспериментирования
развитие первичных естественнонаучных представлений,
наблюдательности,
любознательности,
активности,
мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
формирование умений комплексно обследовать предмет
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения
 В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
 2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, "бросового")
 4) место для проведения опытов
 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
   
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты
Компонент дидактический  
Компонент оборудования       
Компонент стимулирующий
Дидактический компонент
Познавательные книги
Атласы
Тематические альбомы
Серии картин с изображением природных сообществ
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
Алгоритмы выполнения опытов
карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Правила поведения в уголке экспериментирования
Компонент оборудования
приборы-помощники:
микроскоп, лупы, увеличительные стекла
весы, безмен
песочные, механические часы,
компас,
магниты;
портновский метр, линейки, треугольник т.д.
Компонент стимулирующий
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
сита, воронки разного размера и материала;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
шишки, перья, мох, листья и др.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.
Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. 
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть
книги познавательного характера для младшего возраста;
тематические альбомы;
коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани",  "Бумага", "Пуговицы"
мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
песок, глина;
набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
семена бобов, фасоли, гороха
некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
 Простейшие приборы и приспособления:
лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
семена бобов, фасоли, гороха        
на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.
персонажи, наделанные определенными чертами-  ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
 Средний дошкольный возраст
книги познавательного характера для среднего возраста
тематические альбомы
коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)        
песок, глина
набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
материалы для игр с мыльной пеной
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
семена бобов, фасоли, гороха
некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
 
Простейшие приборы и приспособления:
лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.
персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
серии картин с изображением природных сообществ;
книги познавательного характера, атласы;
тематические альбомы;
коллекции
мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:",  "Изделия из камня" 
материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина"
природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
сито, воронки
половинки мыльниц, формы для льда
проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки   
Ведение фиксации детского экспериментирования
Дневник
Картотека опытов
Схема
Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
Мини-стенд- « О чем хочу узнать завтра»
Карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.  
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!