Воспитательский час на тему: Мир моих чувств и эмоций

Кикимова А.А., воспитатель высшего уровня квалификации 1 категории
Тема: «Мир моих чувств и эмоций»
Цель: Создание условий для формирования у воспитанниц положительной «Я – концепции», компетенций в бытовой сфере и культурно – досуговой деятельности.
Задачи:
Образовательные - Уточнять понятия детей о чувствах и эмоциях, помочь разобраться в многообразии чувств, учить правильно владеть своими жестами, мимикой.
Коррекционные – Коррекция агрессивности и фобий, негативного восприятия событий, развитие эмоционально- волевой сферы, развитие эмпатии и коммуникативности.
Воспитательные – Воспитывать умение сопереживать, сочувствовать друг другу, развивать положительные эмоции, закреплять навыки игровой деятельности.
Оформление и оборудование: Плакаты с темой занятия и эпиграфом, цитатами; карточки; пиктограммы эмоций.
Ход занятия
Вводная часть
1.1 Психолого – педагогический настрой
Приветствие. Воспитатель: Здравствуйте, гости! Здравствуйте, девочки!
Пожелания
Воспитатель: Давайте начнем наше занятие с того, что выскажем пожелание друг другу на день, и сделаем это так. Кто - нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет пожелание на сегодня. Тот, к кому подошли, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый не получит пожелание на день. Молодцы, всем спасибо. Я хочу, чтобы ваши добрые, теплые пожелания друг другу сбылись.
Основная часть
2.1 Анализ рассказа В.А.Сухомлинского «Сергей и Матвей»
Воспитатель: Сегодняшнее занятие я хочу начать с рассказа В.А.Сухомлинского «Сергей и Матвей». Послушайте внимательно.
Пришли два юноши на цветущий луг. Какая красота! – прошептал Сергей. Смотри: на зеленом ковре, будто кто-то выткал розовые, красные, голубые цветы!
-Действительно – буйная трава! – сказал Матвей. Сюда корову бы пустить - к вечеру будет два ведра молока.
- И пчелы звенят, будто арфа, - прошептал Сергей, захваченный волшебной музыкой. И ульи сюда бы вывезти. Меда, мёда сколько бы наносили! – взволнованно проговорил Матвей.
- И есть же такие люди, что не видят этой красоты, - подумал Сергей.
- Пойду корову пригоню, да ульи привезу, - сказал Матвей и отправился в село.
Воспитатель:1. Как воспринимали мир Сергей и Матвей? Для кого из мальчиков жизнь представлялась ярче, насыщеннее? 2. Кого из героев рассказа вы бы выбрали в друзья? Почему? Мы видим, что у Сергея богатый внутренний мир. Он видит и чувствует красоту окружающего мира. У него развито чувство любви к природе. Он ценит красоту, и я думаю, что у такого мальчика благородная и добрая душа.
2.2 Ввод в тему
Воспитатель: Сегодня на нашем занятии мы попробуем заглянуть в свой мир чувств, разобраться в его многообразии, определить наше эмоциональное состояние, то есть то, как мы выражаем наши чувства. «Чувства это мысли. Без них наши мысли – сухие, безжизненные контуры, а не картины». (Н.Щелгунов)
2.3 Анализ чувств
Воспитатель: Скажите мне, девочки - какое сейчас время года? Чем оно вам нравится? А какое у нас весной настроение? Как сказал поэт,
Весна разлилась по лужицам. Воробей по- весеннему кружится.
Сосулька слезливо сосулится. Гудит по – весеннему улица.
Эй, сердце, стучи по- весеннему. Стучи же, стучи, строптивое!
Долой всё тускло осеннее. Да здравствует всё красивое! (П.Кочан)
А вы не скажите мне – идут ли весной дожди? Да, это легкие, очищающие дожди. И я бы хотела, чтобы сейчас такой дождик прошел у нас в группе. Я даю вам каждой по такой вот капельке, и вы должны написать на этой капельке своё чувство сейчас и прикрепить тут на доске под тучкой.
(Дети пишут). Воспитатель зачитывает чувства.
Воспитатель: Видите сколько разных слов, мы записали и какие у нас разные чувства!
Коль не украсило твоей души «участливость» понятия,
Что толку в том, что всех людей затмил ты красотою платья,
Украшен разум скромностью обычно и добротой украшено величье.
У каждого человека, присутствуют какие- либо чувства, которые показывают, что мы сопереживаем или ненавидим, любим или злимся. И это хорошо. Римский поэт Публий Сир сказал: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть».
2.4 Игра «Угадай эмоцию»
Воспитатель: А какие эмоции мы испытываем в душе? Давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Угадай эмоцию». Я вам показываю пиктограммы с изображением эмоций, без указаний состояния человека. Вы должны, угадать, какие эмоции изображены.
Вы видите, сколько разных эмоций мы выражаем, когда у нас всё хорошо, всё получается, мы добры друг другу, взаимно вежливы.
2.5 Упражнение «Назови эмоцию»
Воспитатель: А сейчас выполним следующее упражнение. Вы будете передав
·ать этот мяч по кругу, сперва вы называете положительные эмоции, помогающие общению, затем мяч передаётся в другую сторону – называете эмоции, которые мешают общению т.е. – отрицательные.
Вы видите, сколько эмоций мы выражаем.
2.6 Тренинг
Воспитатель: Подумайте, как тяжело общаться с таким человеком, у которого в душе злость, гнев, агрессия, обидчивость. Будут ли тянутся к нему люди? Хотели бы вы, избавится от таких чувств? Почему?
Возьмите маленький листочек, что лежит на столе, и ручку. Подумайте, что вас расстраивает или злит, может, вы недовольны отношениями с друзьями, или своим положением в группе, возможно, вам кажется, что к вам несправедливо относятся, или вы сами кого- то обидели. И это мучает вас, а может, вы обеспокоены тем, что у вас не очень хорошие отметки в школе, или вы злитесь на свих родных. Подумали? А теперь запишите одно самое – самое плохое чувство и порвите его на мелкие, мелкие кусочки, чем меньше, тем лучше. И пока вы их рвете, подумайте о том, что эта злость навсегда уходит из вашей жизни. И вы стали лучше, добрее.
2.7 Релаксация
Воспитатель: Проведём минутку релаксации «Шум моря». Представьте себя на берегу моря. Вы лежите на тёплом песке. Он греет вас снизу. Сверху вас греет солнце. Вам тепло и приятно. Шум моря успокаивает вас. Вы дремлете.
А сейчас я хочу, чтобы вы вернулись в состояние активности, бодрости.
2.8 Динамическая пауза
Воспитатель: Попрошу всех встать в круг и изобразить пантомиму – передать по кругу
1.Пушинку. 2. Печеную картошку. 3. Живую мышку.
Назовите мне эмоцию, которая является для вас основной сейчас?
2.9 Пантомима «Изобрази пословицу»
Воспитатель: А скажите мне, как мы выражаем наши чувства и эмоции? (голосом, мимикой, жестами, пантомимой). Я бы хотела узнать, как хорошо вы разбираетесь в умении выражать свои чувства мимикой, жестами?
Задание - изобрази пословицу:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
«Сделал дело – гуляй смело».
Молодцы, с импровизацией вы справились.Данное задание показывает, что эмоции и чувства мы можем выражать с помощью жестов, мимики, позы. Это мы говорим о невербальном общении.
2.10 Разыгрывание ситуаций
Воспитатель: Беседуя между собой о делах, о проблемах, о приятном или наоборот о том, что нас волнует, мы выражаем свои чувства и эмоции словами, мимикой. Это – вербальное общение. Задание – проиграйте ситуации:
У тебя и подруги завтра экзамены. Подруга Оля просит конспект, так как она их не писала. Но тебе надо суметь вежливо отказать.
Твоя дочь принесла с улицы красивого, но очень грязного котёнка. Она просит оставить его дома. Задача мамы суметь привести такие доводы, чтобы дочь унесла котёнка обратно.
Что вы чувствовали? Трудно ли вам было отказать? Расскажите о своих переживаниях, ощущениях?
2.11 Игра «Море волнуется раз, море волнуется два»
Воспитатель: А сейчас давайте немного повеселимся. Ведь хорошее настроение стимулирует деятельность человека, вызывает положительные эмоции, благотворно влияет на окружающих. Игра называется «Море волнуется раз, море волнуется два»
Попрошу выйти 4 человека и разбиться на две пары. Один из вас скульптор. Он предлагает своему напарнику замереть в определенной позе: радости, грусти, страха и так далее. Скульптор говорит: «Море волнуется морская фигура, замри». Мы должны угадать, что это за фигура.
Заключительная часть
3.1 Работа с кластером «Чувства»
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, и я предлагаю на этом кластере отметить какие чувства и эмоции мы знаем, а какие эмоции и чувства у нас сейчас.
Запись будем делать соответствующим цветом маркера.
Воспитатель: И в завершении нашего занятия я раздаю вам пальчики мордашки, которые вы рисовали в понедельник. Каждый из детей обвел свою кисть руки. Получилось неделя, начиная с мизинца: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Было дано задание, подумать какой характер, какое настроение будет у каждого дня и нарисовать соответствующие мордашки каждому пальчику, закрасить. А сейчас на ладошке нарисуйте «лицо недели» - ваше эмоциональное состояние за всю неделю.
Подумайте. Меня очень порадовало, что у большинства детей в течение недели было спокойное, радостное состояние. Я хочу, чтобы вы смогли хорошее настроение сохранить как можно дольше, и тогда вы будете более активными, бодрыми, энергичными.
Вы сегодня хорошо поработали.
3.2 Рефлексия
Воспитатель: Скажите, вам понравилось наше занятие? Что нового вы для себя вынесли? Чем запомнилось, чем не понравилось? Спасибо.



15