Выступление на семинаре по теме Специфика работы начальной школы в Земской гимназии


ВЫСТУПЛЕНИЕ
по теме «Специфика работы начальной школы в Земской гимназии»
Наша начальная школа начала свое существование в 1991 году. С первых шагов мы решили строить школу, в которой все приходящие сюда чувствовали бы себя комфортно, уютно, спокойно, сделать её школой радости. Здесь у нас работает два педагогических коллектива:
дошкольное звено
начальная школа
В своей работе мы пытаемся сочетать опыт современной школы с историческим опытом Земских школ России.
Наша концепция: русские традиции в образовании, достоинство и самоуважение, развитие творческих способностей детей, здоровье. По каждому направлению работают временные творческие группы, которые готовят материалы для МО, разработки уроков, подготовку к внеклассным мероприятиям.
В младшей гимназии работает единый творческий коллектив – методическое объединение учителей начальных классов.
В работу школы активно вовлекаются родители. Мы постоянно подчеркиваем какое значение мы придаем семье. Ведь это школа-семья, школа-община. С каждой семьёй мы заключаем контракт на один год и в конце года подводим итоги. Проводим миниконсилиум по каждому ребенку. Мы работаем как открытая система и широко вовлекаем родителей в нашу работу, включая посещение уроков, подготовку праздников, разработку сценариев, подбор и поиск кадров, ремонты классов. При этом существуют целая система документальной работы. Это и протоколы собеседований с родителями, рецензии уроков родителями, анкеты, письма «Мой ребенок», сценарии собраний, родительские университеты.
Каждый классный руководитель ведет тетрадь на протяжении всего периода обучения ребенка. Классный руководитель находится с детьми весь учебный день. Мы видим огромное преимущество, когда родители – наши единомышленники, наши союзники. В работе с родителями мы стараемся выстроить четкие, понятные взаимоотношения. За эти годы в гимназии сложились свои традиции. Наверное, главными результатами нашей работы является созданная атмосфера доверия к школе и желание учиться и учить. Одиннадцать лет, проведенные в школе – это целый этап жизни: это время встреч, время завязывания взаимоотношений, формирования самоуважения. Мы стараемся сделать так, чтобы гимназия, как для ребенка, так и для учителя стала явлением ценным и позитивным.
Переработав опыт известных психологов, мы разрабатываем программу «Достоинство». Достоинство, самоуважение – это огромная сила в нашей жизни, это то, как мы себя чувствуем. Самоуважение – это то, как личность оценивает себя изнутри. Эта программа выделяет пять компонентов:
знание самого себя
принадлежность
цели
призвания
компетентность
Четвертый и пятый компоненты по возрасту подходят для старшей гимназии. У нас в младшей мы работаем по первым трем.
Так как безопасность является предпосылкой к другим компонентам, мы начинаем с неё. Это игровые, тематические перемены, постановки пьес и т.д. В традиции гимназии – проводить первые уроки у первоклассников вместе с родителями, праздники при их непосредственном участии, открытые уроки.
Дети должны постоянно чувствовать любовь и тепло, не должны бояться получить нежелательную реакцию, если у них что-то не получается. Существует много способов научиться преодолевать собственную замкнутость и раскрыть основные человеческие черты.
Стенд «Наши звёздочки», который мы видели в холле, аплодисменты, комплименты, рукопожатия, которыми отмечаются успехи детей – всё это формирует чувство уверенности в себе. Мы стараемся, чтобы дети пробовали свои силы в разных областях (учебе, поделки, рисунки, участие в конкурсах, постановках).
Самое главное – обращать внимание ученика на его маленькие поэтапные достижения и искать, и отмечать то, что он делает хорошо.
Чтобы ощутить чувство собственного достоинства ученик должен верить, что его работа, его мысли ценные, творческие, полезные, и что его усилия будут оценены окружающими. Поэтому все творческие работы оформляются в виде выставок.
Учитель должен хорошо знать своих учеников, чувствовать их настроение. Этому помогают письма родителей «Наш ребенок», где родители пишут о своих детях; «Календари настроений», где дети цветом отмечают свое настроение.
Для установления теплых доверительных отношений в классе на первом этапе дети обмениваются визитными карточками, телефонами, учатся сострадать тем, кто болеет, заботится о них. Пишут ободряющие письма, поздравления, готовят сувениры, рисунки.
На втором этапе своими руками (при помощи родителей) создаются «Домики добрых пожеланий» каждого члена класса. Здесь дети пишут друг другу не только комплименты, но и удавшиеся поступки, ответы на уроках.
В каждом классе есть правила класса, которые разрабатываются вместе с детьми, вместе обсуждаются и последовательно проводятся. Ведь правила – это часть нашей безопасности и в них есть смысл, если они переосмыслены, а не навязаны.
На уроках человековедения дети оформляют альбомы о себе, изучают свои интересы, черты характера, которые они считают своим достоинством.