Урок самопознания Традиции семьи


Класс: 4 «Г» Предмет СамопознаниеТема: «Традиции семьи» Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких Задачи: -раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха -развивать навыки ответственного поведения в семье -показать необходимость уважительного отношения к родным и близким. Оборудование урока: слайды программы Microsoft Office Power Point; распечатки текстов; листы формата А3 для составления коллажа; рисунки, вырезки по теме урока, ножницы, клей, реквизит для инсценирования - небольшая кукла, маленькие солнышки на каждого участника, музыкальное сопровождение урока: песня «Дорога добра», красивая инструментальная музыка для минутки тишины.
Информационные ресурсы: 20 слайдов программы Microsoft Office Power Point. Слайд 1 необходим для организации Круга радости и позитивного настроя на урок. Слайды с 2 по 5 подводят учащихся к раскрытию ценности семьи и будут способствовать выработке значимых жизненных ориентиров. Слайды с 5 по 14 для Минутки тишины (с прикрепленным к ним музыкальным фрагментом) создадут особую эмоциональную атмосферу и помогут учащимся сосредоточить внимание на своем внутреннем состоянии. Слайд 15 несет смысловую нагрузку урока и позволяет органично вплести в «живую ткань» мероприятия различные виды деятельности: инсценирование, чтение текста, беседа по содержанию текста. Данный слайд можно рассматривать как основу для обобщающих выводов. Слайд 16 настроит учащихся на творческую деятельность- составление коллажа Слайд 17 и исполнение детьми песни «Дорога добра» создает особую эмоциональную атмосферу и является хорошим выходом из основной темы урока.
Ход урока Психологический настрой. Приветствие необычным образом. Ладошками, мимикой, жестами и т.д.
Деление на группы. Игра «Соберите слово» Счастье. Доброта. Ребенок. Семья. Рассаживаются по словам и приклеивают его на листик.
Побеседуем Сегодня мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья. - Что для вас семья? - Почему семья нужна человеку? - Вы гордитесь своей семьей? Почему?
Выбрать каждой группе по одной пословице, обсудить и объяснить смысл и привести пример из семейной жизни.
Любовь да совет — так и горя нет.Вся семья вместе, так и душа на месте.В родной семье и каша гуще.За общим семейным столом еда вкуснее.
Задание. Собрать команде объяснение пословицы, переставив строчки и собрав стихотворение. На задание дается 5 минутДоброе семя – добрый всход Семя добрый всход дает, Если на добре растет. Если добрая семья, Если ты живешь, любя, Скоро из тебя взойдет Добрый и чудесный всход!
В родной семье и каша гуще Побывал в домах я многих: Много разного видал, Кашу всякую едал. Но в семье родимой нашей Самая густая каша. Дома близкие мои Варят кашу из любви.
В своей семье и сам большой В своей семье любой велик, И каждый к этому привык. Здесь почитают не за знанья, Здесь окружают пониманием. Пусть даже ты не преуспел, В глазах родных – ты все сумел, Ты сделал все, что только мог, Здесь не услышишь ты упрек. 
Минутки тишины
Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него… (включается красивая инструментальная музыка, и меняются слайды скрасивыми цветочными мотивами на протяжении 90 секунд) А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах
Поразмышляем вместе (слайд 15) В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них. (раздаются тексты каждой группе, дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они прочитали, проинсценировать традицию, чтобы другие участники угадали традицию)
Текст для 1 группы Приехал долгожданный гость, Давно он не был в нашем доме. Его встречать нам довелось С радушьем, в вежливом поклоне.
И угощенье принесли С гостеприимством достархана. В казане бишпармак кипит Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед, Мы гостя дружно привечали, Он был заботою согрет И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде бишпармак, Баранья голова дымится… Традиций знанье – не пустяк, Мне это в жизни пригодится! (М. Курманалин)
Текст для 2группы Отрывок из детского сочинения Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?
Текст для 3 группы Отрывок из детского сочинения Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
Текст для 4 группы Отрывок из детского сочинения Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.
- А какую традицию проинсценируют девочки? Посмотрите внимательно. Инсценирование Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла И дочку спросила: Дочка: - Как, дочка, дела? Опять ты залезла под стол, непоседа? Опять просидела весь день без обеда? С этими дочками прямо беда! Скоро ты будешь, как спичка худа. Иди-ка обедать, вертушка! Автор: Танюшина мама с работы пришла И дочку спросила: Мама: -Как, дочка, дела? Опять заигралась, наверно, в саду? Опять ухитрилась забыть про еду? «Обедать!» - кричала бабуля 100 раз, А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!». С этими дочками прямо беда, Скоро ты будешь, как спичка, худа, Иди-ка обедать, вертушка! Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла И маму спросила: Бабушка:- Как, дочка, дела? Наверно, в больнице за целые сутки Опять для еды не нашлось ни минутки, А вечером съела сухой бутерброд? Нельзя же сидеть целый день без обеда! Уж доктором стала, а все – непоседа. С этими дочками просто беда! Скоро ты будешь, как спичка, худа, Иди-ка обедать, вертушка! Автор: 3 мамы в столовой сидят 3 мамы на дочек глядят Что делать с дочками упрямыми? Все: Ох, и не просто быть мамами!
- Какую семейную традицию показали нам девочки? - А какие традиции есть в ваших семьях?
Разминочка Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте. - Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши - У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой - Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши - У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх - Хлопните те, кто очень любит свою семью
Творческая деятельность (слайд 16) Сейчас я предлагаю вам составить коллаж об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл в нем вырезки, рисунки о той традиции, о которой вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии.
(защита работ)
Споемте (слайд 17) Из ваших работ мне видно, что вы очень любите свои семьи. Ваши родители очень хотят, чтобы вы выросли добрыми и хорошими людьми и поэтому они советуют вам идти за солнцем следом по Дороге добра. Давайте споем об этом песню. ( 1куплет учащиеся поют сидя, 2 куплет – стоя, 3 куплет – берутся за руки, образуя маленькие круги) (исполняется песня «Дорога добра»)
Круг «От сердца к сердцу» Вы сегодня нашли на уроке пусть маленькое, но солнце своей семьи. Напишите на желтых лучиках теплое пожелание своей семье. (Учащиеся встают в круг в круг и зачитывают пожелания)