Искусство быть здоровым. 9 класс.

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНО-ОРИЕТИРОВАННОГО КУРСА
«ИСКУССТВО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
для учащихся 9 класса

Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 9 классов, желающих углубить свои знания по курсу биологии.
Занятия по данной теме курса направлены на расширение кругозора учащихся, пополнение их знаний о здоровом образе жизни и способах сохранения здоровья.
Целью данного курса является развитие познавательного интереса учащихся к проблеме профилактики болезней, сохранение, приумножение здоровья.
В содержание курса включен ряд вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в СМИ, например, проблемы клонирования, генной инженерии, трансплантации органов.
Программа курса рассчитана на 12 часов и включает 10 зянятий, каждое из которых посвящено обсуждению следующих вопросов:
Из глубины веков.
Галерея славы.
Составляющая здоровья.
Кладовая жизни.
Конституция и болезни.
Кодекс здоровья.
Гомеопатия – одно из направлений целительской практики.
«Совы» и «жаворонки».
Рацион питания различных категорий граждан.
ХХ век – эпоха величайших открытий в медицине.
Наряду с лекционной формой подачи материала используются занятия в форме конференции, практические работы, творческие задания.

Учебно-методический план (12 часов)

Тема курса
Кол-во часов
Форма обучения

1
2
3
4


Из глубины веков
1
Лекция, индивидуальная самостоятельная работа


Галерея славы
1
Лекция, индивидуальная самостоятельная работа


Составляющая здоровья
1
Лекция, самостоятельная работа в группах, дискуссия


Кладовая жизни
1
Лекция, самостоятельная работа в группах, дискуссия

1
2
3
4


Конституция и болезни
1
Лекция


Кодекс здоровья
2
Лекция, самостоятельная работа в группах, дискуссия


Гомеопатия – одно из направлений целительской практики
1
Лекция, дискуссия


«Совы» и «жаворонки»
1
Практическая работа


Рацион питания различных категорий граждан
1
Практическая работа


ХХ век – эпоха величайших открытий в медицине
2
Конференция, круглый стол


Содержание тем учебного курса
Занятие 1. Из глубины веков (1 час).
Представления древних цивилизаций о природе болезни и учения Демокрита, Гиппократа, Авицены, Морганьи, Вирхова.
Занятие 2. Галерея славы (1 час).
Изучение основных этапов познания причин возникновения заболеваний, развития медицинских знаний (Гален, Парацельс, Везалий, Гарвей, Фракасторо, Пирогов, Боткин).
Занятие 3. Составляющая здоровья (1 час).
Знакомство с физическим, психологическим и социальным благополучием как составляющими здоровья.
Занятие 4. Кладовая жизни (1 час).
Основы здоровья – благополучное внутриутробное развитие, рациональное питание, физическая активность, гармоничное чередование работы и отдыха.
Занятие 5. Конституция и болезни (1 час).
Знакомство с фактическим материалом, доказывающим связь между типом строений тела и разными болезнями.
Занятие 6. Кодекс здоровья (2 часа).
Анализ нетрадиционных систем оздоровления, формулировка на основе этого обобщения кодекса здоровья (Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель).
Занятие 7. Гомеопатия – одно из направлений целительской практики (1 час).
Знакомство с этапами становления гомеопатии как направления целительской практики. Гомеопатические лекарства: что это такое, как они изготовливаются, как влияют на организм.
Занятие 8. «Совы» и «жаворонки» (1 час).
Практическая работа по изучению биоритмов человека.
Занятие 9. Рацион питания различных категорий граждан (1 час).
Практическая работа по составлению суточного (недельного) рациона питания для разных категорий граждан: школьников, работников умственного и физического труда.
Занятие 10. ХХ век – эпоха величайших открытий в медицине (2 часа).
Знакомство с проблемами трансплантации органов, клонирования, биотехнологии, клеточной инженерии, достижениями в области профилактики и лечения наследственных болезней.

Учебно-методическое обеспечение курса
Основная и дополнительная литература для учащихся
1. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. – М.: Просвещение, 1997.
2. Батуев А.С. и др. Человек, основы физиологии и психологии. – М.: Дрофа, 1998.
3. Биология. Большой энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. – М., 2001.
4. Большой справочник по биологии. – М.: «Издательство ACT», 2600.
5. Общая биология. Учебник для 10-11 кл. школ с углубленным изучением биологии / А.О. Рувинский и др. – М.: Просвещение, 2002.
6. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1 / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002.

Основная и дополнительная литература для учителя
1. Биологические часы у человека // Вокруг света. – 2001. – № 11.
2. Дебабов В.Г. Биотехнология: Вклад в решение глобальных проблем // Биология в школе. –1997. – № 1. – С. 9-15.
3. Дж. Алекс Тарквиньо. Прорыв в медицине: Чудо становится реальностью // ЗАО «Изд. Дом Ридерз Дайджест», 2003.
4. Касаткина И.Н. Биоритмы и здоровье // Серия «Здоровый образ жизни», 2002.
5. Нейфах А.А. Клеточные, и генетические основы биотехнологии. – М.: Знание, 1987.
6. Стволинская Н.С. Истоки и перспективы международной программы «Геном человека» // Биология в школе. – 2002. – № 2.
7. Янковский Н.К. Гены и здоровье // Биология в школе.– 2001. – №5.
8. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1 / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002.
































ПРОГРАММА КРУЖКА ПО БИОЛОГИИ
«ИСКУССТВО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
для учащихся 8-9 классов

Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов, желающих углубить свои знания по курсу биологии.
Занятия по данной теме курса направлены на расширение кругозора учащихся, пополнение их знаний о здоровом образе жизни и способах сохранения здоровья.
Целью данного курса является развитие познавательного интереса учащихся к проблеме профилактики болезней, сохранение, приумножение здоровья.
В содержание курса включен ряд вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в СМИ, например, проблемы клонирования, генной инженерии, трансплантации ор
·ганов.
Программа курса рассчитана на 35 часов и включает 35 занятий, каждое из которых посвящено обсуждению следующих вопросов:
Из глубины веков.
Галерея славы.
Составляющая здоровья.
Кладовая жизни.
Конституция и болезни.
Кодекс здоровья.
Гомеопатия – одно из направлений целительской практики.
«Совы» и «жаворонки».
Рацион питания различных категорий граждан.
ХХ век – эпоха величайших открытий в медицине.
12. Изучение экологического состояния школьных помещений и микрорайона школы.

Содержание деятельности
Программа реализует различные виды учебно-воспитательной деятельности. При этом предусмотрено широкое использование активных форм обучения. В учебном процессе используются лекционные, практические занятия, учебные экскурсии, различные виды творческих работ.
Наряду с лекционной формой подачи материала используются занятия в форме конференции, практические работы, творческие задания.








Учебно-методический план (35 часов)

Тема курса
Кол-во часов
Форма обучения

1
2
3
4


Из глубины веков
2
Лекция, индивидуальная самостоятельная работа


Галерея славы
2
Лекция, индивидуальная самостоятельная работа


Составляющая здоровья
2
Лекция, самостоятельная работа в группах, дискуссия


Кладовая жизни
2
Лекция, самостоятельная работа в группах, дискуссия


Конституция и болезни
1
Лекция


Кодекс здоровья
2
Лекция, самостоятельная работа в группах, дискуссия


Гомеопатия – одно из направлений целительской практики
2
Лекция, дискуссия


«Совы» и «жаворонки»
1
Практическая работа


Рацион питания различных категорий граждан
2
Практическая работа


ХХ век – эпоха величайших открытий в медицине
4
Конференция, круглый стол

.
. Изучение экологического состояния школьных помещений и микрорайона школы.
Определение соответствия школьных помещений санитарным нормам.
Определение санитарных условий в учебных помещениях.
Определение санитарных условий на территории школы.
Определение санитарной роли древесных растений.


8




Практические работы


Резервное время
7
Участие в конференциях, экскурсии


Итого
35 часов



Содержание тем учебного курса
Занятия 1 и 2. Из глубины веков (2 час).
Представления древних цивилизаций о природе болезни и учения Демокрита, Гиппократа, Авицены, Морганьи, Вирхова.
Занятия 3 и 4. Галерея славы (2 час).
Изучение основных этапов познания причин возникновения заболеваний, развития медицинских знаний (Гален, Парацельс, Везалий, Гарвей, Фракасторо, Пирогов, Боткин).
Занятия 5 и 6. Составляющая здоровья (2 час).
Знакомство с физическим, психологическим и социальным благополучием как составляющими здоровья.
Занятия 7 и 8. Кладовая жизни (2 час).
Основы здоровья – благополучное внутриутробное развитие, рациональное питание, физическая активность, гармоничное чередование работы и отдыха.
Занятие 9. Конституция и болезни (1 час).
Знакомство с фактическим материалом, доказывающим связь между типом строений тела и разными болезнями.
Занятия 10 и 11. Кодекс здоровья (2 часа).
Анализ нетрадиционных систем оздоровления, формулировка на основе этого обобщения кодекса здоровья (Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель).
Занятия 12 и 13. Гомеопатия – одно из направлений целительской практики (1 час).
Знакомство с этапами становления гомеопатии как направления целительской практики. Гомеопатические лекарства: что это такое, как они производятся, как влияют на организм.
Занятие 14. «Совы» и «жаворонки» (1 час).
Практическая работа по изучению биоритмов человека.
Занятие 15 и 16. Рацион питания различных категорий граждан (2 час).
Практическая работа по составлению суточного (недельного) рациона питания для разных категорий граждан: школьников, работников умственного и физического труда.
Занятия 17 - 20. ХХ век – эпоха величайших открытий в медицине (4 часа).
Знакомство с проблемами трансплантации органов, клонирования, биотехнологии, клеточной инженерии, достижениями в области профилактики и лечения наследственных болезней.
Занятия 21 - 28. . Изучение экологического состояния школьных помещений и микрорайона школы (8 часов).

Практические работы:
1.Определение соответствия школьных помещений санитарным нормам.
2.Определение санитарных условий в учебных помещениях.
3.Определение санитарных условий на территории школы.
4.Определение санитарной роли древесных растений.


Учебно-методическое обеспечение курса
Основная и дополнительная литература для учащихся
1. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. – М.: Просвещение, 1997.
2. Батуев А.С. и др. Человек, основы физиологии и психологии. – М.: Дрофа, 1998.
3. Биология. Большой энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. – М., 2001.
4. Большой справочник по биологии. – М.: «Издательство ACT», 2600.
5. Общая биология. Учебник для 10-11 кл. школ с углубленным изучением биологии / А.О. Рувинский и др. – М.: Просвещение, 2002.
6. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1 / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002.

Основная и дополнительная литература для учителя
1. Биологические часы у человека // Вокруг света. – 2001. – № 11.
2. Дебабов В.Г. Биотехнология: Вклад в решение глобальных проблем // Биология в школе. –1997. – № 1. – С. 9-15.
3. Дж. Алекс Тарквиньо. Прорыв в медицине: Чудо становится реальностью // ЗАО «Изд. Дом Ридерз Дайджест», 2003.
4. Касаткина И.Н. Биоритмы и здоровье // Серия «Здоровый образ жизни», 2002.
5. Нейфах А.А. Клеточные, и генетические основы биотехнологии. – М.: Знание, 1987.
6. Стволинская Н.С. Истоки и перспективы международной программы «Геном человека» // Биология в школе. – 2002. – № 2.
7. Янковский Н.К. Гены и здоровье // Биология в школе.– 2001. – №5.
8. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1 / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002.

13PAGE 15


13PAGE 14715




Заголовок 1 Заголовок 215