Классный час Как быть прилежным и старательным 1 класс






Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5
Маляревская Инна Алексеевна


Цели: на примерах из литературных произведений, доступных для детского восприятия, сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать положительную оценку данным качествам.
Форма: беседа
Методы: рассказ с элементами беседы и игры.
Подготовительная работа: презентация к занятию.
Материалы к классному часу: русские народные пословицы, рассказ В.Осеевой «Сыновья», «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.
Ход классного часа
I. Знакомство с новыми понятиями.
На доске (слайде) написаны русские народные пословицы:
Знания не кошель: за плечами не носить.
Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
Корень учения горек, да плод его сладок.
- О чем эти пословицы?
- Нужно ли учиться? Зачем? Чему?
- Какое значение имеет учеба в жизни человека?
- Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда легко все дается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, выводить каллиграфически письмо вам потребуется определенное время. Или, к примеру, ну, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримете?
«Терпение и труд все перетрут», - гласит народная мудрость. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. Великий полководец А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым. Валентина Терешкова путем изнуряющих тренировок, учебы стала известной всему миру первой женщиной - космонавтом.
- А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный»?
Если заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова, то найдем пояснение: старательный – делающий что-нибудь хорошо, и добросовестно; прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.
- Каким вы представляете себе прилежного, старательного человека? Опишите.
- Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. Что это значит?
(Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставлял всем радость.)
II. Чтение рассказа В. Осеевой.

СЫНОВЬЯ
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
В.Осеева
- Почему старичок так ответил женщинам?
III. Чтение и анализ стихотворения.
О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ЧАСАХ
1ученик:
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.
2 ученик:
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.
3 ученик:
И он не станет говорить
Что лень ему вставать
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
4 ученик:
Успеет он одеться в срок
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
5 ученик:
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай.
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
6 ученик:
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок
Ты мог уверенно сказать:
Хороший был денек!
С.Баруздин- Поделитесь с одноклассниками, если у вас удачно получается распределять время.
- Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Таких людей, как правило, удача не посещает. Почему это происходит?
IV. Обобщение.
- Чтобы любое начинаемое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем правила, которые будем соблюдать:
Придерживаться распорядка дня.
Доводить начатое до конца.
7 раз отмерь, один отрежь.
Отдыхать с удовольствием.
Использованная литература:
Классные часы в 1 – 4 классах / авт.–сост. И.В.Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2007
http://www.r-rech.ru/rasskazi/sinov-ya - рассказ В.Осеевой «Сыновья», иллюстрация к рассказу