Кл.час. «Чтобы радость дарить, надо добрым и вежливым быть.»








«Чтобы радость дарить,
надо добрым и вежливым быть.»

Цель: показать роль доброжелательного, вежливого отношения в общении людей; воспитание доброты, милосердия, любви и уважения к ближним.













Учитель 1кв.категории :
Гатауллина Р.Р.




Учащиеся заранее получили следующие задания:
Собрать пословицы и высказывания о добре, вежливости, милосердии.
Вспомнить примеры из жизни, из художественных произведений по смыслу одной из пословиц.
Подобрать песни по теме.
Читать стихи, рассказы, инсценировать их, нарисовать иллюстрации.
Оформить классную комнату.

Ход мероприятия.
В: Добрый день, дорогие ребята! Мы хотим с вами поговорить о доброте, милосердии, вежливости.
Мы живем в бурное время. Куда-то спешим, кого-то обижаем, да и сами обижаемся. Часто забываем, как себя вести, забываем о своих друзьях, грубо обращаемся с окружающими, забываем о больных, о тех, кто так нуждается в помощи.
А как приятно, когда тебе говорят вежливые слова, поднимают твое настроение, делают добро. За добро надо платить добром. Добры ли мы? Что такое доброта? (Ответы учащихся.)
Доброта – стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Понять и исполнить
Желание другого –
Одно удовольствие,
Честное слово.

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?

Этой мерой измеряются
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.

В: Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны расти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому надо учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. А как вы понимаете слово вежливость? (Ответы учащихся.)
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

У нас в гостях Буратино и Мальвина.
М: Здравствуй, Буратино!
Б: Здравствуй, Мальвина!
М: Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Б: Плохо я справился с заданием.
М: Почему?
Б: (Злобно выкрикивает.) Потому что не умею себя сдерживать!
М: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Б: Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает. Плакать не буду!
М: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Б: Что значит – каким тоном? Обыкновенным!
М: Подожди, Буратино. Пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обычный тон. (Ребята высказывают свое мнение.) Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.
Б: Не было этого, не было!
М: Ну вот, опять ты свое. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое!» или «Хочу в школу, хочу в школу!» - разве это не было сказано капризным, недовольным тоном?
Б: Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро подскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся почему-то и ушел. А что плохого я ему сказал? Или вот учительница двойку ему поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса – вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Выслушиваются ответы ребят.)
М: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь.
Б: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут! А, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи ругаются, дразнятся, не уступают друг другу, а иногда смеются над неудачами товарищей. Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
М: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это!
Исполняется песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.

Припев:
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес проститься с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.

Припев.
От улыбки станет всем теплей –
И слону и даже маленькой улитке
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки включаются улыбки!

Припев.

Ученик читает наизусть стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы»:
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели
Вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы –
То есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы
Вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.



В: Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными словами», от которых становиться теплее, радостнее. А какие волшебные слова вы знаете? (Ответы учащихся.)

Разыгрываются сценки.
Мальчик кричит прохожему:
Скажи, который час?
Какие ошибки допустил мальчик? Какое слово он забыл сказать? (Ответы учащихся.)
– Мама, во дворе один мальчик зовет меня Галькой.
А как ты его зовешь?
Я ему просто кричу: «Эй, ты?»
Ребята, какую пословицу можно подобрать к этой ситуации?
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Сценка «Разные внучата».
На сцене появляется Старушка. Она останавливается, смотрит то направо, то налево. Что-то ищет в карманах.
С. Где же мои очки? Светофора не вижу, а кругом автобусы, машины.
Появляется мальчик.
С. Мальчик, переведи меня на другую сторону улицы. Пожалуйста. Очки дома забыла.
М. У меня тоже очков нет
С. Проведи меня, милый, на ту сторону за ручку, только не бегом.
М. Я, бабушка, в школу могу опоздать.
С. Так что же мне, внучок, делать?
М. А вы, бабушка, подождите меня здесь. Из школы пойду, времени свободного будет много, тогда я вас переведу.
С. Так мне надо побыстрее хлеба и молока купить. Дома ждет внучок, который еще в школу не ходит.
М. Ты, бабушка, за ним сбегай. Он на ту сторону и проводит!
С. Так мне много лет, чтобы бегать, а он совсем маленький!
М. Много лет Маленький а мне из-за вас в школу опаздывать?!
С. Ну тогда беги, милый. Кто-нибудь еще поможет.
М. Эх, была не была! Старшим надо помогать Ладно, бабушка, я вас на ту сторону переведу
С. Спасибо, мальчик.
М. А вы мне в школу благодарность прямо директору напишете?
С. Что я куда напишу?
М. Благодарность мне в школу на имя директора, чтобы в классе не говорили: Редькин – лентяй, никому никогда не помогает А директор им всем прочитает, какой я есть!
С. Так я же ни тебя, ни директора не знаю.
М. Узнаете1 Я, Редькин Коля, ученик школы номер Забыл, сейчас посмотрю (достает дневник) Школы номер пятнадцать! (Убирает дневник.)
С. Пятнадцать?!
М. Да, пятнадцать, а что?
С. Так там мой внучок директором работает!
М. Шутница вы, бабуля!
С. Почему шутница?
М. Ваш внучок дома сидит, в школу еще не ходит, молочка с булочкой ждет! Ха-ха!
С. так это мой правнук дома молочка с хлебушком ждет. А его папа – мой внук, директором пятнадцатой школы работает.
М. Так сколько же вам лет?
С. Всего семьдесят пять, милок.
М. А внуку – директору сколько?
С. Тридцать, а правнуку – пять Все они для меня внучата!
М. Как, бабуля, вашего внука зовут?
С. Виктор Иванович.
М. А нашего нашего сейчас в дневнике посмотрю. Где же он у меня?
(В это время на сцену выбегает Девочка с портфелем. Она замечает Старушку, подходит к ней.)
Д. Давайте, бабушка, я помогу перейти вам дорогу!
С. Спасибо, милая. Какие все внучата разные.
Д. Пойдемте, зеленый свет.
(Девочка ведет Старушку через дорогу. В это время Мальчик отыскал в дневнике имя директора школы.)
М. Точно. (Читает.) Виктор Иванович – директор школы. Бабуля, где вы? Сорокина! Стой! И здесь успела. Выскочка! Поставь на место директорскую бабушку. Не ты ее нашла!!
В: ребята, почему мальчик не хочет помочь бабушке, ссылаясь на отсутствие времени? А почему он решил помочь ей только тогда, когда узнал, что она – бабушка директора школы? (ответы учащихся.)
Доброта должна быть бескорыстной, помощь ваша не должна быть хвастливой. Выставлять свою доброту на показ – это никуда не годится.

Исполняется песня «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского):

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Ученица читает следующие стихотворные строки:

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.


И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

В: Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и ласковое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным.
И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. Чем больше твоя любовь к маме, тем радостнее и светлее становится жизнь.

Разыгрывается сценка.
С: Мама, можно мне идти гулять?
М: Иди, сынок, только не надолго, пожалуйста, не задерживайся. Я буду волноваться.
М: Мама, я вернусь в семь часов.
Уже девять часов, а Вити все нет. Мама волнуется.
В: Да, сколько неприятностей мы приносим своим родителям потому, что бываем невнимательны к ним. Никогда не забывай о том, что ты пообещал.

Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтоб детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны,
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

В: Ребята, наш вечер подходит к концу. Мы хотим, чтобы вы росли вежливыми, добрыми, чтобы всю свою жизнь дарили людям счастье.
У нас для вас есть подарок – «Правила вежливости». (Раздают детям.) Читайте, выполняйте их, будьте самыми вежливыми, добрыми, умными людьми нашей страны.