Развивающие занятие Будь всегда вежливым


Занятие «Будь всегда вежливым».
Цель: формирование нравственных качеств личности, уважительного отношения друг к другу и потребности в вежливом общении.
Задачи:
Образовательная: обобщать и расширять знания детей о значении вежливых слов.
Развивающая: развивать коммуникативные способности, память, внимание, умение отвечать на вопросы.
Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; способствовать формированию положительных эмоций; воспитывать непосредственно культуру общения.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в «Мир Вежливости».
Скажите, пожалуйста, что же это за слово такое Вежливость?
Ответы детей. Вежливость – это соблюдение правил приличия.Воспитатель: Кто из вас знает, как проявляется вежливость?
Дети: Она проявляется прежде всего в словах, а также в тоне, которым они сказаны.
Воспитатель: Как вы думаете, вежливыми рождаются или становятся?
Ответы детей: Становятся.
Воспитатель: Правильно, становятся. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Сегодня проверим, как вы знаете волшебные слова. Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить ее вежливым словом:
Растает ледяная даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).
Воспитатель: Кто из вас может сказать, что означает слово «Здравствуйте»? Для чего мы произносим его при встрече с друзьями и знакомыми?
Дети: «здравствуй» - значит «будь здоров».
Воспитатель: продолжаем заканчивать фразу вежливым словом.
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим, извините… (пожалуйста).
И во Франции и в Дании
На прощание говорят…(до свидания).
Дидактическая игра: «Знакомство»
Воспитатель: Ребята, а сейчас с вами познакомимся поближе. Мы все знаем как зовут друг друга, но мы не знаем как нас ласково зовут дома. Посмотрите, у меня в руках коробочка. Давайте в нее положим листочки, которые лежат у вас на парте, но прежде,на них мы напишем свои ласковые имена. Интересно, что там с ними происходит? Давайте приподнимем крышку и посмотрим.
Ой, ребята, все наши имена перепутались. Что же нам теперь делать?
Ребята, а давайте брать по одной бумажке и читать. И отдавать ее тому, кому она принадлежит. И при этом говорить: «очень приятно с тобой познакомиться», а в ответ будем говорить «спасибо».
Какие вы молодцы, ребята, вы замечательные – дружные, приветливые и вежливые, почему я назвала вас вежливыми? Потому, что вежливый человек прежде всего ласковый!
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочту интересную историю, которая однажды произошла с двумя мальчиками. Ехали в автобусе два мальчика Петя и Коля. Оба – первоклассники. Смирно сидели на своих местах, на кожаном диванчике, над которым написано: «Места для детей». Вдруг автобус остановился. И с передней площадки вошел старик. Чей – то дедушка. Трудно ему подниматься по ступенькам, да спасибо, люди помогли – под руки поддержали. Машина тронулась, дедушка покачнулся, ищет глазами, где свободное местечко. Да плохо видит, шагнул к мальчикам. А Петя как крикнет испуганно: «Куда вы, дедушка! Прочтите, что здесь написано – это же места для детей! Вы что, неграмотный?»
Стыдно стало Коле за своего друга. Вскочил он с диванчика, усадил дедушку и говорит: «Простите, пожалуйста, Петю он у нас еще не совсем грамотный!» Старик сел и говорит: «Ничего, ничего, у вас вся жизнь впереди – еще научитесь».
Выбежали мальчики на остановке, оба сердитые, красные и давай спорить. Петя говорит: «Ты не умеешь прочесть написанное? Тебя плохо в школе учили!» а Коля говорит: «Нет, это тебя плохо учили, не знаешь, что есть такое неписанное правило: младшие должны уважать старших!»
Ребята, как вы думаете, кто из мальчиков был грамотнее?
Ответы детей.
Воспитатель: Теперь давайте все вместе решим задачи:
Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов? Какие три ошибки он допустил? (Скажите, пожалуйста, который сейчас час, спасибо).
Одна девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый, зовет меня Галькой. – А как ты его зовешь? – спросила мама. – А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй ты». Скажите права ли Галя? А мальчик?
А вот еще один случай в транспорте. На сиденье, в автобусе, сидели мальчик и девочка: он у окна, она со стороны прохода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен уступить ей место?
Слушайте следующую ситуацию. Пока отец брал билеты, Никита захватил удобное место, устроился и крикнул: «Папа, иди сюда скорей, я тебе место занял. Отец наклонился к уху сына и тихо сказал!». Ответьте, ребята, что отец мог сказать сыну?
Ответы детей.
Воспитатель: Нет секрета в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся по – доброму. Только вежливого человека все любят и уважают.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Берем – не берем». Я вам буду называть слова, те которые принадлежат воспитанному человеку будем хлопать в ладоши, не воспитанному – топать ногами.
безразличие
благородство
вежливость
ворчливость
грубость
жадность
злость
скромность
отзывчивость
тактичность
ябедничество
доброта
Воспитатель: Теперь послушайте стихотворение «Урок вежливости». Подумайте о чем это стихотворение, о каких правилах поведения здесь идет речь.
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести.
В гостях, медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу.
И не ловить зубами блох.
И не ходить на четырех,
Не надо чавкать и зевать,
А кто захочет спать,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь и вежлив будь.
И уступай прохожим путь,
И старших уважай,
И бабушку медведицу
В туман и гололедецу до дома провожай.
Так мишку лет пяти – шести
Учили как себя вести.
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливымОн кланялся соседям
Знакомым и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу,
Совсем куда не надо совал он нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На бабушку в метро,
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести,
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили.
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? Да, о вежливости. Кто главный герой и сколько ему лет? А чему его учили? Научили ли его вежливости?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем составить правила вежливости на уроках в стихах. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.
На уроке будь старательным, будь спокойным и … (внимательным)
Все пиши, не отставая, слушай,… (не перебивая)
Говорите четко, внятно, чтобы было все… (понятно)
Если хочешь отвечать, надо руку… (поднимать)
На математике считают, на перемене… (отдыхают)
Будь прилежен на уроке, не болтай, ты не… (сорока)
Если друг стал отвечать, не спеши… (перебивать)
А помочь захочешь другу – подними спокойно… (руку)
Знай: закончился урок, коль услышал ты… (звонок)
Когда звонок раздался снова, к уроку будь всегда… (готова)
Чтоб не тревожились врачи, на переменах не… (кричи)
Дети передают по кругу мяч и называют вежливые слова.
Воспитатель: Не только детям, но и всем окружающим людям хочется, чтобы все их друзья, соседи, даже незнакомые прохожие, всегда бы уважали их, и чтобы никто – никто не делал им замечаний. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по – доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
Ребята, так будьте же всегда вежливыми и всегда соблюдайте правила поведения, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.