Программа Воспитание и социализация воспитанников в условиях перехода в ФГОС

ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия- интернат им. Н. Ф. Катанова»








Программа «Воспитание и социализация личности в условиях перехода на ФГОС»










Авторы: Идимешева М. М., воспитатель
Ахпашева М.М. , воспитатель
Миндибекова Е.И. воспитатель






Абакан-2014
Паспорт программы воспитания и социализации обучающихся
ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова»
Наименование программы
Программа воспитания и социализации обучающихся ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова».

Назначение программы
Программа является организационно-правовой основой функционирования, развития и стабилизации воспитательной работы школы.

Основание для разработки Программы
Программа разработана в соответствии:
· Законом Российской Федерации «Об образовании»;
· Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования;
· Образовательной программы общего образования ФГОС.

Разработчик программы
Кафедра воспитания гимназии


Исполнители программы
Педагоги ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова».

Цель программы
Создание новых условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации подрастающих поколений гимназии.

Задачи программы
формирование гармонически развитой личности, готовой и способной уважать закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
формирование личности, способной строить свою жизнь на основе истины и добра, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи , общества.
воспитание личности любящего свой край, свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру, духовные традиции.
воспитание активного инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, способного к постоянному самосовершенствованию.
создание оптимальных условий для социально-профессионального самоопределения учащихся;
формирование культуры здорового образа жизни;
создание условий для развития творческого потенциала школьников;

Приоритетные направления программы
духовно-нравственное воспитание
гражданско-патриотическое воспитание
интеллектуальное воспитание
здоровьесберегающее воспитание
правовое воспитание
экологическое воспитание
культуротворческое и эстетическое воспитание
трудовое воспитание

Сроки и этапы реализации программы
1 этап: проектно-мобилизационный
(апрель 2013 – август 2013 года) .
2 этап: поисково-преобразовательный (2013-2016)
3 этап: рефлекторно - обобщающий (декабрь 2017 май)

Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий Программы в течение 2013-2017 годов позволит обеспечить:
· развитие профессиональной адаптации с учетом социально-экономических ориентиров;
· обновление содержания воспитания, обеспечивающее достижение компетентности обучающихся и обучающих;
· создание эффективной системы мониторинга и информационного обеспечения;
· внедрение общественных форм управления;

Финансирование Программы
Экономический механизм реализации Программы предусматривает помимо бюджетного финансирования, привлечение внебюджетных и спонсорских средств, грантов.

Управление Программой
Управление реализацией программы возлагается на администрацию гимназии.

Контроль за исполнением Программы
Контроль за реализацией программы и управление осуществляет администрация гимназии.














Пояснительная записка
Воспитание подростков в образовательных учреждениях должно быть основано на приоритете прав и свобод человека и гражданина, социального и межнационального мира и согласия, профилактики экстремических проявлений в детской и молодежной среде, формирования законопослушного поведения: возрождение, сохранения и неуклонного развития духовных, культурных и интернациональных традиций; уважение к ратным и трудовым подвигам и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений жителей Республики Хакасия. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях хакасского народа. В ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия – интернат им. Н.Ф.Катанова» поступают учащиеся 5-х, 7-х классов коренной национальности. Особенностью воспитательного процесса является то, что дети находятся в отрыве от своих семей большую часть года. Дети сталкиваются со следующими трудностями: сложность освоения нового жизненного пространства, неумение предвидеть последствия своих поступков, неподготовленность к самостоятельной жизни, нет навыков общения и проживания в коллективе в условиях интерната, нет привычной опеки родителей. Существует необходимость того, что бы коллектив гимназии на время учебного года заменил учащимся семью и создал все условия для успешного развития, воспитания и социализации детей. Каждому воспитателю приходится учитывать влияние на ребёнка социальных факторов, приобретаемого им практического жизненного опыта и в соответствии с этим осуществлять его воспитание.
Учитывая особенности обучения и проживания детей в школе-интернате, особое внимание уделяется воспитанию детей, дополнительному образованию, развитию творческих способностей каждого ребенка, формированию чувства ответственности и самостоятельности. От того, как в гимназии - интернате организована ежедневная жизнь воспитанников, зависит успех учебно-воспитательной работы и социализации личности в обществе.
Большое значение в нашей школе воспитатели придают успешной социализации детей. В связи с этим особенно велика роль воспитательной работы в гимназии, которая помогает достичь желаемых результатов. Таким образом, в ходе воспитания, расширяется, дополняется трудовое, нравственное, здоровьесберегающее, эстетическое воздействие на ребенка. Исходя из того, что все звенья, работы должны быть взаимосвязаны, следует в процессе повседневной практической жизни детей повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебного процесса. Автоматизировать имеющиеся умения и организовать приобретение новых. Формировать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям. Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности. Обращение к ценностям национального образования, этнокультуре позволит решить проблему формирования индивидуального своеобразия личности, реализовать идею воспитания языковой личности и гражданина.
Целью данной программы является создание новых условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации подрастающих поколений гимназии.
Достижению данной цели будет способствовать решение следующих задач:
формирование гармонически развитой личности, готовой и способной уважать закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
формирование личности, способной строить свою жизнь на основе истины и добра, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи , общества.
воспитание личности любящего свой край, свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру, духовные традиции.
воспитание активного инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, способного к постоянному самосовершенствованию.
создание оптимальных условий для социально-профессионального самоопределения учащихся;
формирование культуры здорового образа жизни;
создание условий для развития творческого потенциала школьников;
Программа воспитания и социализации обучающихся отвечает требованиям следующих документов: Закону РФ «Об образовании», нормотивно-правовые акты российской Федерации и Республики Хакасия, «ФГОС. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования», «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (11–15 лет), стремящихся самореализоваться и воспитание общей культуры личности обучающегося во всех её проявлениях будет способствовать развитию социализации личности; формированию социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профессиональной ориентации; развитию у подростка личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни; ответственности за свои поступки, за настоящее и будущее своей страны. 
II. Воспитательная программа «Воспитание и социализация личности в условиях перехода в ФГОС».
Принципы особенности содержания воспитания и социализации:
Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании. Воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту, индивидуальным особенностям ребенка.
Принцип социального партнерства. Ориентирует на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.
Принцип культуроособразности воспитания. Предполагает максимальное использование в решении воспитательных задач богатейшего культурного потенциала Республики Хакасия, построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни республики.
Принцип программно-организованного воспитания. Осуществление принципа предполагает стратегическое планирование, системных изменений, затрагивающих все участки воспитательного процесса гимназии в целом.
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка
Принцип природосообразности. Реализация данного принципа предполагает максимальный учет этнопсихологических особенностей личности обучаемых, построение образовательного процесса на основе природных возможностей и воспитанников.
Принцип компетентностно-деятельностного подхода. Реализация данного принципа предполагает формирование у воспитанников ключевых компетенций в вопросах проживания в интернате, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о имуществе интерната.

Программа обеспечивает:
– формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающего, включающего систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанных на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику Республики Хакасия, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);
– усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию; приобщение обучающихся к культурным ценностям хакасского народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
- социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности; формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством; приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
– приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям гимназии, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, всероссийских, международных);
– участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве класса, гимназии.
– формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
– развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;
– формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
Содержание программы
Воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в период перехода на образовательные стандарты второго поколения предполагает особый подход к построению воспитательной работы в среднем звене гимназии. В основу направления программы воспитания для средней школы положена идея создания открытой социально-ориентированной воспитательной системы школы: усилиями школы и всех социальных институтов, оказывающих влияние на ребёнка, создание творческой, активно воспитывающей среды, обучающей и защищающей каждого ребёнка.
Этапы реализации программы
Этапы построения воспитательной системы
Основные направления деятельности
Сроки проведения
ответственные

1 этап:
Проектный (подготовительный)
(апрель 2013 – август 2013 года)
Разработка проектного замысла образовательной системы воспитания и социализации личности, ознакомление с основными идеями педагогов, обучающихся, родителей, социальных партнёров лицея.
·Создание координационного совета для управления системой.
·Определения критериев, показателей методов и приёмов изучения эффективности функционирования программы.
·Изучение современных технологий новаторов по данной теме в рамках ФГОС
Апрель- август
Администрация гимназии

2 этап:
поисково-преобразовательный (основной)
(2013-2016)
1. Обсуждение на педагогических советах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания.
2. Организация семинаров по теории и практики воспитания, психолого-педагогических практикумов, консультаций.
3. Разработка и реализация программы:
Образа выпускника основной школы.
4. Педагогическая деятельность по моделированию и построению воспитательных систем класса.
5. Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на саморазвитие, социализацию, становления личности, на презентацию их личных достижений.
6. Освоение использование педагогами в образовательной практике форм и методов, приемов и способствующих саморазвитию и социализации личности.
7. Организация мониторинга для изучения потребностей и интересов учеников и исследование эффективности системы.
8. Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов.
9. Обновление нормативно-правовой базы функционирование образовательного учреждения
Апрель,
в течение периода
август, 2013 г
май-август2013 г.
2013-2016 г.г.
Ежегодно
2013-2016г.
Заместитель директора по воспитательной работе,
Классные руководители, педагог-организатор
Заместитель директора по воспитательной работе Психолог, социальный педагог, классные руководители

3 этап:
Обобщающий (завершающий)
(декабрь 2016- май 2016)
1. Обобщение и презентация опыта работы по итогам работы по программе
2. Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.
3. Определение перспектив дальнейшего развития.
Декабрь 2015 г
по графику
май 2015 г.
Администрация. Классные руководители, психолог, соц. Педагог.

Основные направления и задачи воспитания и социализации личности обучающихся на ступени основного общего образования:
1) духовно-нравственное воспитание
2) гражданско-патриотическое воспитание
3) интеллектуальное воспитание
4) здоровьесберегающее воспитание
5) правовое воспитание
6) экологическое воспитание
7) культуротворческое и эстетическое воспитание
8) трудовое воспитание.
План реализации программы
Основные направления
Задачи воспитания и социализации личности.
Формы и методы реализации программы

Духовно-нравственное воспитание
Способствовать усвоению подростком нравственных ценностей (на основе общечеловеческих, российских, национальных представлений о «добре») – через отделение «доброго» от «дурного» в культуре, общественном и личном опыте; через участие в нравственной, общественно значимой деятельности, опыт конструктивного социального поведения.
Содействовать развитию внутренней потребности подростка
поступать согласно своей совести и осуществлять нравственный самоконтроль;
Воспитывать нравственное сознание – целенаправленно учить
(через создание ситуаций и их осмысление) самостоятельно
делать моральный выбор, решать моральные проблемы, выбирая позитивные поступки и действия (в т.ч. речевые) в неоднозначно оцениваемых ситуациях (при столкновении между собой разных правил поведения).
Посещение спектаклей в драмтеатре им. М.Ю. Лермонтова, концертов в РДК им. С.П. Кадышева.
Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи:  «Минiн родым», «Летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»,  «Минiн тостерiм», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью»,  «Пiстiн иреннер», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью» Семейная гостиная «Семь Я». Выставки творческих работ детского и семейного творчества
«Чыл пазы» –хакасский Новый год.
Конференция родителей «Минiz с—бiрем»
Фестиваль интернациональной дружбы «Дороги дружбы» «Ынархас чоллары»

Гражданско- патриотическое воспитание
Создавать условия, помогающие школьникам проявлять себя гражданами России в добрых словах и поступках.
Способствовать пробуждению в школьниках внутреннего чувства патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и в бедах.
Создавать условия, способствующие осуществлению школьниками по своему выбору и желанию разных добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе требующих ради этого добровольно ограничить часть своих интересов.
Классный час  «Символика России и Республики Хакасия», изготовление герба класса
Конкурсы рассказов «Расскажу о хорошем человеке»,  «Добрые руки человеческой помощи»
Акции помощи ветеранам, пожилым людям.
Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, плакатов на темы: «Моя Россия», «Моя малая Родина», «Моя Хакасия», «Адрес детства – мой Абакан».
Тематические классные часы, посвященные Родине: "Навстречу юбилею Победы", "Мир без войны", "Война в истории моей семьи", "И помнит мир спасенный", "К победе шли четыре года", "Мир глазами детей", "Мир дому твоему", "Моя семья в истории республики Хакасия", "Мои дедушка и бабушка",
Операция «Помоги ветерану».
Акция «Посылка солдату»

Культуротворческое и эстетическае воспитание

Способствовать усвоению ребенком-подростком эстетических ценностей (на основе общечеловеческих, российских, национальных представлений о «красоте») – через отделение «красивого» от «безобразного» в культуре, общественном и личном опыте;
Развивать у школьников чувство прекрасного и эстетический вкус.
Создавать условия для развития творческих способностей школьников в области художественной, духовной, физической культуры, их стремления к художественному творчеств
Совместные праздники "Мама года", "Папа года", "Супер-бабушка", "Семья года" 
Выставки творческих работ детского и семейного творчества «Умелые ручки»
Праздники семьи "Истории любви моего дома" ,"Мамины руки, нет их теплее", "Дорогое слово – отец", "Долгая и близкая дорога к дому"
Конкурс «Битва хоров», Самый классный класс», «Минута славы».


Трудовое воспитание
Способствовать развитию у обучающихся стремления к познанию, трудолюбию, целеустремлённости, добросовестности, креативности, ответственности за результат своего труда.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Способствовать развитию у обучающихся стремления к познанию, трудолюбию, целеустремлённости, добросовестности, креативности, ответственности за результат своего труда.
Операция «Снежный ком», «Чистый лист».
Конкурс «Образцовая комната», «Уют».
Проект "Школьный дворик"
Конкурс "Снежный город"
Акция «Интернат – мой второй дом», «Оазис чистоты».
Благоустройство и озеленение этажей интерната




Экологическое воспитание.

Способствовать пониманию школьниками роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности, в необходимости жить в гармонии с природой (экологическое сознание).
Учить вырабатывать стратегию собственного поведения, совершения поступков, нацеленных на сохранение природы, бережное отношение к ней.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы, последствий своих поступков по отношению к природе и ответственности за них.
Формировать готовность обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения
3. НПК, Система классных часов (беседы, лекции, игры-упражнения, тренинги, круглые столы, дискуссии, праздники)
Классные часы о природе и экологии
Конкурс рисунков: «Голубая планета Земля» и др.
Час общения «О братьях наших меньших» и др.
Выставка поделок из бросового материала «Эко-планета» и др.
Акции помощи птицам («Кормушка»).
Весенняя Неделя Добра – акция добрых дел. Акция чистоты и др.
Проектная и исследовательская деятельность.
Экскурсии, викторины по природе и экологии «Родная Хакасия» и т.д.
Конкурсы рисунков и фотографий «Природа родного края» 
Акция «Чистая школа « и др.

Интеллектуальное воспитание

Вырабатывать у обучающихся мотивацию к учебному труду, развивать познавательную активность.
Помогать школьникам осознавать свои познавательно-деловые интересы, способности и использовать их для приобретения практического опыта, достижения важных для себя результатов.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
НПК, система классных часов (беседы, лекции, игры-упражнения, тренинги, круглые столы, дискуссии, праздники)
Олимпиады
Конкурс «Гимназист года».
«Интеллектуальный марафон» (5-9 кл.).
Классные часы (встречи, экскурсии, диспуты, «Ярмарки профессий», тренинги, анкеты).

Здоровьесберегающее воспитание

Знакомить учащихся с нормами здорового и безопасного образа жизни в целях сохранения и укрепления их физического, психологического и социального здоровья.
Учить оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Создавать условия для осознанного самостоятельного выбора подростками стиля поведения, привычек, обеспечивающих безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих
Учить подростков самостоятельно противостоять ситуациям,
провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Систему кружков, клубов, секций.
Внеклассные дела: акция «Мы – против наркотиков», экологический и туристический слеты, игры «Зарница», «Экстрим», экскурсии, операции.
Гимназические олимпийские игры «Чарыс».
Спортивные праздники:
«Обекелерiбiстiн ойыннары»;
«Хазых кянi»;
«Мама, папа, я – спортивная семья»;
«Делай как я, делай как мы, делай лучше нас»;
Акции: «Территория здоровья»; «Территория здорового питания».
Встречи с инспекторами ГИБДД «Школа светофорных наук» (конкурсная программа)
Классные часы: «Эти дорожные знаки»; «Дети. Дорога. Жизнь»  «Безопасный маршрут «Дом-школа-дом»
Конкурс «Безопасное колесо»
Конкурс творческих работ по ПДД.

Правовое воспитание
способствовать процессу самостоятельного постепенного выстраивания целостного мировоззрения школьника: знакомить с современным многообразием типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, их различий при объяснении происходящего в мире;
учить подростка корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения собственного жизненного опыта.
способствовать социальной самоидентификации школьников, освоению основных социальных ролей и форм общения, их норм и правил поведения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация).
Лектории «Молодежь и закон», встреча с представителями ГИБДД ГАИ, юристами, правоохранительными органами.
Работа отряда ЮИД
Конкурсная программа  «Твои права»
Классные часы "Права человека глазами школьников", «Мои права и обязанности».
Практикум «Как правильно сказать «нет», «Мое отношение к дракам на улицах города».
НОУ «Iзенiс» «Надежда».




Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется через систему нормативно-правового, кадрового, финансового, информационного и материально-технического обеспечения.
Кадровое обеспечение программы:
Педагогический коллектив, психолог, социальный педагог, медицинский работник, работники сферы общественного питания, руководители и специалисты учреждений сотрудничающих в рамках социального партнерства.
Группа
Функции
Состав

Административно-координационная
Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор гимназии

Консультативная
Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций.
Заместитель директора по ВР,
социальный педагог,
психолог, руководители кафедр.

Педагоги учреждения дополнительного образования
Реализация программы в системе воспитательной работы.
Использование современных воспитательных технологий.
Педагоги гимназии, дополнительного образования

Специалисты и родители, сотрудничающие с учреждением
Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятиях учреждения
Методисты,
педагоги дополнительного образования, специалисты,
родители обучающихся.

Материально-технические ресурсы гимназии:
Для реализации программы в рамках ФГОС нового поколения в гимназии имеются необходимые условия: занятия в гимназии  проводятся в одну смену , все кабинеты располагаются на 1и2 -м этажах, имеется столовая, в которой будет организовано питание, имеется медицинский кабинет, информационно-библиотечный центр, оснащённый мультимедийной техникой, компьютером, выходом в Интернет, компьютерный кабинет, спортивный зал, спортивная площадка, баскетбольная площадка, игровая площадка, хоккейная коробка. Гимназия  располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой с соответствующим программным обеспечением, подключенными к локальной сети Интернет, теле- и видеоаппаратурой. В кабинете информатики имеются компьютеры, проектор, экран, аудиоаппаратура.
Результаты реализации Программы:
Результат согласования потребностей между семьёй, обществом, государством – основными субъектами образования:
-создание оптимальных условий для развития и самореализации личности ученика, физически здоровой, социально мобильной, востребованной в современном обществе;
-подготовка ученика к социальной адаптации в жизни;
-развитие созидания собственной жизни;
-адекватное самоопределение и самореализация;
-духовно-нравственное и общекультурное совершенствование;
-расширение мер по обеспечению здоровья детей и повышение экологической грамотности участников образовательного процесса, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Результат программы ориентирован на «Портрет выпускника основной школы»:
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Критерии, показатели и способы изучения эффективности  программы
Критерии
Методики изучения

1.Сформированность индивидуальности ученика.
Диагностика уровня воспитанности обучающихся. (Методика Шиловой М.И.)
Диагностика уровня социализированности обучающихся. (Методика Рожкова М.И.)
Мониторинг уровня сплоченности ученического коллектива (методика Савиной Е.А.)
Методика неоконченных предложений.
 Изучение мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородовой).
Карта учёта достижений. Портфолио ученика.
 Метод социометрических измерений .

2. Удовлетворенность учеников, педагогов и родителей жизнедеятельностью гимназии и результатами воспитания
Изучение удовлетворённости ученика школьной жизнью. (Методика А.А. Андреева)
Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (методика Е.Н. Степанова)
Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степановой)

Список литературы:
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт.
Коников И.А. Эстетическая культура: Сб. ст. / Рос. акад. наук, Ин-т философии. / Отв. ред. И.А.Коников. – М.: ИФРАН, 1996.
Л.Р. Кызласов. История Хакасии. Москва, «Наука»,1993.
Л.Р. Кызласов. Древнейшая Хакасия. Москва, 1986.
П.А. Трояков. Хакас чонынын кип-чоохтары. Абакан, 1990.
В.Я. Бутанаев. Этническая история хакасов XVII-XIX в.в.
Б.В. Гнедовский. Вверх по Енисею. Э.Д. Добровольская, Москва «Искусство», 1980.
Е.П. Жирков. Национальная школа: концепция и технология развития. (Доклады и материалы Международной конференции. Якутск, 16-21 марта 1993 года). Москва, Просвещение, 1993.
А.А. Остапец. Педагогика туристическо - краеведческой работы в школе.
О.С. Газман. Каникулы: игра, воспитание. Москва, Просвещение, 1988.
Н.В. Цыганов. Краеведческая работа в школе. Москва, Просвещение, 1959.
Н. Изосимов. Краеведение в школах Сибири. Омск, 1970.
Ю.С. Тюнников, Г.Ф. Хасанова, Э.Ф. Харисов. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань, 1994.

5



6




7














Дополнительная информация
Мониторинг уровня воспитанности ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия –интернат им. Н.Ф. Катанова» за 2010-2014 учебный год

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

8



Мониторинг уровня социализированности воспитанников ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия –интернат им. Н.Ф. Катанова» за 2010-2014 учебный год


Мониторинг уровня удовлетворенности школьной жизнью воспитанников ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия –интернат им. Н.Ф. Катанова» за 2010-2014 учебный год

















Приложение 1
Классный час на тему: Хакасские народные игры.
Цель:
1.Знакомство с культурой хакасов (игра).
2.Воспитание любви и бережного отношения к наследию предков.
3.Обучение правилам национальных (настольных) игр и сравнение их с другими национальными играми.
В игре принимают участие: педагоги, ученики и гости фестиваля.
Ход работы:
Игры, игрища по определению В.А.Даля- это народные сборища, сходбища для забавы, увеселения; скачки, ратоборства; представления разного рода.
Игрец-это актер, лицедей, шут, потешник, скоморох.
Однокоренные слова игрун, игрунья, игрунчик.
В хакасском языке игра(ойын) по словарю под редакцией О. В. Субраковой толкуется так:
1. забава; пала ойыны детская игра; футбол ойыны игра в футбол;
2.представление; выступление(художественное); концерт, спектакль; ойында аралазарга участвовать в концерте, спектакле; ойын тимнирге готовить концерт, репитировать.
3.разг. вечеринка ойынга сыгарга организовать вечеринку;
4. игра, шутка; ол сага ойын нимес это тебе не шутка; ойынга айландырарга обратить в шутку, несерьезно; ойын пазы идерге делать что-либо играючи; оол ойыны хоровод, устраиваемый в доме жениха накануне свадьбы; хыс ойыны девичий хоровод перед свадьбой.
Первым исследователем народных игр в стране еще в прошлом столетии был Евгений Петровский. В опубликованной им книге «Детские игры, преимущественно русские» он описал большое количество игр, дал им классификацию: считалочки, дразнилки, игры подвижные, сидячие У нас также в настоящее время стремятся возродить детские игры, в которые играли наши предки. В книге А.Г. Кильчичакова «Хакасские народные игры и состязания» инициативные и творческие учителя попытались описать и классифицировать хакасские игры:
1. настольные игры;
2. единоборства;
3. упражнения с тяжестями;
4. состязания, имеющие прикладное значение;
5. конные соревнования;
6. игры на местности;
7. игры во внеурочное время;
8. игры с костями;
9. игры-хороводы.
Показ слайдов с пояснениями об этих играх
Настольные игры- это игры, ориентированные на спокойное общение и не требующие специального оборудования и приспособлений.
Например, игра «Тобит»- хакасский вариант шашек. Очень простая и доступная игра. Она развивает память, логическое мышление. Также существуют игры «Пестрая кость» ( «Чохыр соок» ), «Пестрая палочка» («Чохыр агас»), «Пестрая юла» («Чохыр пырлаас»).
Единоборства, упражнения с тяжестями, состязания, имеющие прикладное значение, конные соревнования, игры на местности, игры во внеурочное время, игры с костями можно охарактеризовать как игры для для физического укрепления здоровья на свежем воздухе зимой и летом, вырабатывающие сноровку, выносливость.
Отдельно следует выделить игры-хороводы, которые воспитывают эстетическую красоту души, дает возможность выразить свое отношение к кому-либо художественными средствами, позволяет оценить качества человека, остроту ума, способность быстро находить нужные слова для ответа.
Практическая работа №1
Раздать карточки с описаниями настольных игр и поставить задачу об описании своих национальных настольных игр, которые они знают и смогут нас научить.
В это время идет показ слайдов с описаниями настольных игр хакасов «Тобит», «Пестрая кость» ( «Чохыр соок» ), «Пестрая палочка» («Чохыр агас»), «Пестрая юла» («Чохыр пырлаас»).
Игра «Тобит».
№1 Доска и фигуры
1.На доске нанесена сетка, которая состоит и девяти линий-чолов, пять из которых, параллельны друг другу и равные по длине, пересекаются под прямым углом четырьмя параллельными друг другу и равными по длине чолами, причем концы их переходят за пересекаемые им линии.
2. Пространство между чолами, назыаваемое «кол» (озеро), имеет форму квадрата. Чолы, направленные от одного партнера к другому, считаются продольными, пересекающие их- поперечными.
3.Фигуры для игры (12 черных и 12 белых)- «хулы» (рабы), расставляются на противоположных концах продольных чолов, а также на перекрестках продольных и крайних поперечных чолов.
№2 Ходы фигур
4. Хулы ходят по чолам прямо вперед ,вправо, влево, на расстояние до соседнего свободного перекрестка. Если в процессе игры хул достигает противоположного конца любого продольного чола, он превращается в тобит, получая новые права. У каждой стороны одновременно может быть несколько тобитов.
5. Тобит, в отличии от простого хула, имеет право ходить на любой из свободных перекрестков по чолам, по прямой в любом из четырех направлений. Становиться может только на свободные перекрестки или концы чалов. Перескакивать через свои хулы тобит не может.
№3 Взятие фигур
6. Хул при своем ходе обязан взять фигуру (хул, тобит) соперника, если последняя находится на соседнем по чолу перекрестке и перекресток за чолом свободен. Фигура, совершившая ход, становится на этот переуресток , перескакивая через фигуру соперника. Последняя сниматс с доски. Брать фигуры разрешается со всех четырех сторон.
7.Тобит в своем ходе обязан взять фигуру соперника независимо от количества свободных перекрестков до него по чолу, если за этой фигурой есть свободный перекресток (конец чола). Если за снимаемой фигурой несколько свободных перекрестков подряд, берущий тобит может остановиться на любом из них.
8. В один ход хул (тобит) должен взять все фигуры соперника, стоящие на его пути. При возможности взятия по двум или трем направлениям право выбора предоставляется берущему.Также он сам выбирает в случае возможности взятие хулом или тобитом.
№4 Ход
9.Ходом считается передвижение хула от одного перекрестка к другому. Взятие, независимо от числа фигур, есть один ход.
10. Право первого хода за белыми фигурами.
№5 Нотация
11. Нотацией игры в тобит называется система условных обозначений. Так все концы чолов и перекрестки нумеруются от1 до38.
12.В начале игры партии белые хулы занимают номера от1 до 12, черные- от 27 до 38.
13. Ход записывается через тире(7-14, 29-22) и т.д.При взятии запись такая же, только вместо тире ставится двоеточие (8:22). Ели взято несколько фигур, записывают все перекрестки, на которых совершалось изменение направления взятия.(7:21:23:36)
№6 Определение результатов
14.Результатом встречи может быть утыс- победа, чарым утыс- частичная и хайым- ничья.
15. Партия считается проигранной одним из участников , если:
-он признал поражение;
-все его фигуры взяты;
-все фигуры лишены возможности сделать очередной ход, т.к. перекрыты фигурами соперника на концах чолов. Победитель за утыс получает 2 очка, проигравший- 0.
16.Хайым заключается:
-по обоюдному согласию игравших;
- при невозможности (закрытия) последней фигуры соперника при преимуществе в одну фигуру;
-при трехкратном повторении позиций.
Обоим игрокам присуждается по 1 очку.
17. Чарым утыс объявляется при преимуществе у одного из игроков в 2 и более тобитов. Имеющий преимущество получает 1,5 очка, другой-0,5 очка.
№7 Проведение соревнований
В зависимости от числа участников соревнования могут проводиться по круговой, олимпийской и т.д. системам. Возможны варианты с делением на группы и последующим финалом. Характер соревнований (личные, командные) указывается в положении о проведении.
Вариант. Наиболее распространенным является вариант, в котором сетка состоит из 4 продольных и 4 поперечных чолов. Остальные правила такие же.
Игра: Пестрая кость (Чохыр соок)
Справка. Игра проводилась на поверхности стола, игральная косточка изготовлялась из отшлифованного овечьего хазыха, которому придавали шестигранную форму и наносили отметины.
Место, инвентарь. Ровная поверхность и косточка кубической или несколько вытянутой форы, на гранях которой нанесены от 1 до 6 меток.
Описание. Игроки , их число может быть до 6, по жребию бросают чохыр соок, стараясь набрать 18 очков. Каждый бросает 1 раз , затем очередь переходит к следующему и т.д.
Правила.
Победителем считается игрок, первым набравший необходимую сумму очков-18.
Очки определяются по показаниям верхней грани упавшей чохыр соок.
Жеребьевка проходит подбрасыванием косточки, набравший больше всех очков получает первый номер и т.д.
Игра: Пестрая палочка (Чохыр агас)
Место: Ровная поверхность, стол или пол помещения.
Инвентарь: Чохыр агас- 12-тигранный параллелепипед, на каждой грани которой, кроме оснований, наносятся метки от 1 до 12.
Описание. Участвует в игре до 12 человек. Определив очередность, каждый начинает бросать чохыр агас, предварительно назвав число, которое он бы хотел получить. В случае точного угадывания он объявляется победителем, в случае неудачи- вновь ждет своей очереди.
Правила.
1.Победителем считается игрок, наиболее удачливый после 4 туров.
2.Показателем числа служат метки на верхней грани чохыр агас.
Вариант. Игроки соревнуются на получение наибольшего количества очков. Для победы необходимо несколькими вбрасываниями набрать 48 очков. Игрок делает одно вбрасывание, затем очередь переходит к следующему. Игроки, набравшие необходимую сумму в одном туре, проводят дополнительную игру.
Игра: Пестрая юла (Чохыр пырлаас)
Место, инвентарь: Ровная поверхность, на которой запускается чохыр пырлаас- пестрая юла, которая вырезается из дерева и имеет 8 граней. На каждой грани сделаны насечки:1-6 (римскими цифрами).На остальных гранях еще знак 0-пусто и знак №- штраф.
Описание. Игроки поочередно запускают чохыр пырлаас и стараются получить очки в сумме 24. Если на верхней грани выпал 0, то игрок очко не получает, №- штрафуется. Наказание оговаривается в начале игры: спеть, сплясать, станцевать. При невыполнении этого снимаются набранные очки.
Правила. Победителем считается игрок, первый набравший 24 очка.
Праздничная и игровая атмосфера необходима человеку для «разгрузки» психики, снятия напряжения. Она переносит пас из реального мира в мир иллюзий, фантазий, доброты. В этом мире нет начальников и подчиненных, в игре все на равных. Такие разрядки необходимы для психического здоровья. Чем чаще они появляются, тем меньше подвержен человек стрессам. Заметьте, как правило, не играют бюрократы. Если человек стоит в стороне, можно заподозрить, не относится ли он к этой категории. Так что играйте на здоровье! И подключайте к игре всех!
Конкурс игр на личное первенство.
Ведущему тут приходится быть активным. Не стесняйтесь импровизировать.
Карточки с правилами игры раздают всем желающим.
1. Предлагаем присутствующим игру «тобит», выбираем 3 пары, судит один из жюри (судья).
2. В это же время играют игру «хазых», выбираем 3 пары и также судят 3 судьи.
3. Такие же правила при проведении игры «Чохыр агас»
Конкурс игр на командный зачет
Для проведения командных игр нужно ведущему быть внимательным.
Предлагаем игру Чохыр соок. Присутствующих разделить на 2 команды и предложить, чья команда быстрее наберет нужное количество очков.(18)
Игра «чохыр пырлаас» проводится по этому же принципу.
Не исключено, что обе команды наберут одинаковое количество очков. В этом случае можно капитанам команд еще раз сыграть игру и кто получит большее количество очков, тот и будет считаться победителем.
Рефлексия. Какие игры вам показались знакомыми и какие этапы игр перекликаются с вашими национальными играми? Предлагаю высказать свое мнение.
Награждение участников игр. Подведение итогов судьями или жюри.





Приложение№2
Тема: «Мы - это я»
Цель:
- повышение самооценки
- развитие коммуникативных умений: умение вести себя, умение слушать, говорить другому человеку приятное, навыки самопрезентации, выслушивать добрые слова в свой адрес и благодарить за них.
Задачи:
- Способность осознанию сущности «я» в едином пространстве «мы»;
- предоставить возможность воспитаннику вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества;
- развитие коммуникативных, рефлексивных умений детей. Создание возможностей для формирования коллектива.
Предварительная подготовка: на одном из предыдущих занятий дети отыскали лучшие качества одноклассников и заносили их в специальную анкету (желательно, чтобы каждый ученик сказал о каждом своем однокласснике хорошие слова).
Необходимый материал: плакат – коллаж «Ты супер! Мы тебя любим! Нам без тебя не обойтись!»
Ход занятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Очень приятно всех видеть у нас здесь. Мы все пришли в новый класс. Начало новой жизни, жизни в гимназии. Давайте, эту жизнь назовем путешествием, с препятствиями, трудностями, интересными открытиями. Осталось лишь закрепить парус и определить путешественников. Корабль с алым парусом стал поистине нашим кораблем, его паруса поддерживают сильные качества. У каждого есть тайное место на
корабле, спасающее от опасностей.
- Кто будет первым путешественником?
Есть такой обычай: отправлять по морю письма в бутылках. Быть может, мы найдем ответ в этой бутылке, которая прибилась к нашему кораблю.
Письмо из бутылки:
- Догадались? Кто это?
Имя нам стало известно. Это
Герой нашей сегодняшней встречи, первый смелый доброволец.
Презентация героя: (Рассказ о себе, демонстрация фотографий, пение песни, танец и т.д.)
Игра «Пресс-конференция»
проводит пресс-конференцию. А все остальные представители средств массовой информации. Они будут задавать тебе вопросы, которые позволят больше узнать о тебе. А представители СМИ прежде чем задать вопрос, должны представиться (назвать свою газету, имя, фамилию).
Игра «Ты молодец, потому что »
- сегодня состоялся твой звездный час. Мы тебя увидели поющим, танцующим. Нам с тобой интересно и весело. В течение всей встречи ты нам по-новому открылся. Вот это твое большое сердце, нам бы хотелось, чтобы в твоем большом сердце каждому было место. И сейчас каждый подарит тебе кусочек своего сердца.
Итог: Нам было сегодня с тобой хорошо, интересно. Что тебе понравилось? Что не понравилось? Что порадовало, а что нет? Что было приятно, а что нет? Выбери самое сильное и лучшее качество, на твой взгляд, которое ребята отметили сегодня в тебе.
Какими словами тебе хотелось бы обратиться к ребятам?
Вручение листка-солнышки: Этот листок является свидетельством, что герой нашей встречи – просто замечательный человек.
До новых встреч! Спасибо за путешествие!

Приложение 2
Игра «Я -личность»
Цель: выявить лидеров, создать более дружный коллектив.
Ход игры:
1вед:
Нас солнца луч смешит и радует,
Нам нынче весело с утра.
И осень дарит звонкий праздник,
И главный гость на нём Игра.
2 вед:
Она наш друг большой и умный.
Не даст скучать и унывать.
Зажжёт спор веселый, шумный.
Поможет новое узнать.
1 вед:
Расскажет про героев книжек,
На юг, на север поведёт.
С ней даже космос как-то ближе,
Она на всё ответ найдет.
2 вед:
Она всегда по-озорному
Зовёт вперёд, вперёд вперёд.
Она мечте научит даже
И в жизнь большую позовёт.
1 вед:
Добрый день. Друзья! Мы сегодня собрались в этом зале для того, чтобы увидеть интересную, яркую личность в каждом классе.
2 вед:
Представляю вам самых активных ребят из разных классов.
1 вед:
За основу сегодняшней игры мы взяли слова М. Горького: «Мы должны понять, что самое чудесное, самое великое создание в мире это человек. А каждый человек это личность».
2 вед:
У нас образовалось 3 команды. Вам предстоит определить, кто из них состоялся как творческая интеллектуальная самостоятельная личность.
1 вед:
Итак, объявляю суть этой игры. Вы видите игровое поле, под каждой буквой здесь зашифровано задание, которое I каждая команда должна выполнить. Все, наверное, заметили, что, прочитав буквы поочерёдно, получится утверждение: «Я личность».
Команды сейчас будут бороться за каждую букву таблицы, чтобы собрать их как можно больше:
Я Л ИЧ Н ОС Т Ь
2 вед:
А для того чтобы выбрать лучшую команду и самую яркую личность в сегодняшней игре, мы пригласим людей, которые делают нашу жизнь интересней. (жюри).
1 вед:
Первую букву открывают: «Я». Команды в течение 1 мин. должны будут придумать ответ на задание или выполнить его.
2 вед:
Жюри же предстоит решить, какой команде достанется каждая буква из данной таблицы. Итак, открывают букву «Я». Я это утверждение собственной личности: ваше собственное «Я». На это задание каждому игроку даётся 1 мин. Сейчас на листе бумаги вы должны охарактеризовать себя. Но, пожалуйста, будьте искренними, принципиальными, критичными, но тем не менее сумейте открыть в себе самые добрые качества. Например: я честная, я внимательная и т.д. (Жюри оценивает и обосновывает свои оценки: какой игрок лучше справился с заданием и принес первую букву своей команде. Эта команда имеет возможность открыть любую следующую букву.)
«Л» ловкость задания на ловкость и быстроту. Сейчас напротив каждой команды будет стоять судья. В одной руке которого игла, а в другой нить. Каждый по очереди должен подбежать к нему, продеть нить через иглу. Передать эстафету дольше. Чья команда быстрее справится, та и получит букву.
«И» интеллект. Сейчас я буду читать вам вопросы. А вы должны добавить правильные ответы, поднимая вверх сигнальные карточки. Кто быстрее поднимет карточку, тот и получает право давать ответы, но если ответ будет неверным, то она данный вопрос уже повторно отвечать не может. Обращаю внимание жюри: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
«Ч» человечность. Предлагаем решить ситуацию. Представьте, что ваш старый друг, надёжный пёс полностью понимает вашу речь. И вдруг родители дарят вам щенка. Пёс очень обиделся, почувствовал себя ненужным, ведь у вас появился новый, молодой, резвый щенок. За 1 мин команды должны составить текст, с помощью которого вы должны успокоить своего друга пса. Чья команда лучше справится с заданием это решит жюри.
«Н» находчивость. Поочерёдно участники команды называют предметы, окружающие нас. Какая команда больше назовёт, та и выиграла букву.
«О» остроумие. Командам дается 1 мин. Именно за это время вы должны составить остроумный фантастический рассказ о том, что с вами произойдёт по окончании игры.
«С» сила. Представляется возможность проверить силу: кто дольше пронесет карандаш на пальце, кто дольше продержит на носу воздушный шар, кто дольше устоит на цыпочках, кто быстрее сдует листья со стола.
«Т» терпение. По одному игроку от команды. Задача игроков перетянуть за нить банку с водой на другую сторону сцены.
1 вед: Вот и закончилась каша игра. Жюри решает, кто же оказался самой яркой личностью.
Слово жюри.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




Root Entry