Статья «Новые образовательные технологии, необходимые для модернизации содержания программ дополнительного образования детей»


«Новые образовательные технологии, необходимые для модернизации содержания программ дополнительного образования детей»
на примере организации работы
муниципального казённого учреждения дополнительно образования
«Городской центр детского и юношеского творчества» г.о. Нальчик
базовой площадки УМЦ ГБОУ ДПО «КБЦНПР»
«Чтобы преуспеть в учении,
надо догонять тех,
кто впереди, и не ждать, тех, кто сзади»
Аристотель
На современном этапе развития Российского общества происходят глобальные изменения, затронувшие практически все сферы жизни человечества, в том числе и образование. Уже закончился этап модернизации образования: дошкольного, начального, среднего и общего, выстроены непрерывные уровни образования, разработаны и внедрены ФГОС.
И вот настало время задуматься о модернизации дополнительного образования детей, новых образовательных технологиях и формах деятельности.
Сегодня, наконец задумались о важности детства, и от звучавшей много лет формулы «дети – наше будущее» перешли к тому, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития, за который несет ответственность государство и личностное развитие поставлено на первое место.
Законодательные документы и распоряжения РФ относительно модернизации дополнительного образования детей, позволяют образовательным учреждениям самостоятельно выбирать вариативные формы и инновационные технологии.
Изучив нормативно-методическую документацию, социальные запросы родителей и возможности ДОО города, администрация и педагогический коллектив МКУ ДО «ГЦДиЮТ» пришли к выводу, что на базе Центра можно организовать и открыть – группы кратковременного пребывания детей (далее ГКПД).
Несмотря на высокий потенциал системы дошкольного образования, не используется в полном объеме, так как часть детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье, частично из-за дефицита мест в дошкольных учреждениях или по другим причинам.
Актуальной проблемой в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.
Одним из направлений решения этих проблем и изменения существующей ситуации для детей и их родителей может стать развитие вариативных форм дошкольного образования на основе неполного пребывания детей в дополнительном образовательном учреждении. Кратковременный, но систематический режим пребывания в образовательном учреждении позволяет содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника и дальнейшей успешной адаптации ребёнка к условиям школьной системы образования.
Общепризнанным является тот факт, что становление личности человека начинается в дошкольном возрасте. В то же время закладываются основы будущего здоровья. Независимо от того, где воспитывается ребёнок – важно создать все необходимые условия для его развития.
С сентября 2010 года была открыта студия раннего развития детей «Малышок», а к сентябрю 2011 года создан экспериментальный проект ГКПД для детей, не посещающих ДОУ, чтобы они научились дружить, играть, интересно и полезно проводить время, 2016 года в ГКПД принимаются и дети посещающие ДОО.
Специфика работы в ГКПД:
более полный охват детей педагогическими услугами, постоянный мониторинг и диагностика обучающихся, особенности выполнения гибкого режима дня, необходимость отбора приоритетных задач по реализации образовательного процесса;
малая наполняемость групп (10 – 15 человек);
партнёрские отношения педагогов с родителями, дают возможность совместно планировать образовательную деятельность, используя развивающие технологии;
развивать игровую деятельность и мотивировать ребёнка к учебной деятельности.
В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы на территории Кабардино-Балкарской Республики, приказом Министерства Образования и науки КБР от «24» мая 2012 года, МКОУ ДОД «ГЦДиЮТ» стал базовой площадкой федеральной стажировочной базовой площадки по теме:
«Особенности организации и управления деятельностью групп для детей дошкольного возраста при ОУ» (директор – Бицуева С. Ш., «Отличник народного образования»; заместитель директора, методист – высшей категории, координатор проекта – Жиздюк М. Б.).
С 15 марта 2015 года МКОУ ДОД «ГЦДиЮТ» стал базовой площадкой УМЦ ГБОУ ДПО «КБЦНПР» по направлению:
«Внедрение инновационных технологий и программ в дополнительном образовании детей, по осуществлению консультационной и методической поддержки пилотного внедрения модели повышения руководителей и педагогов организаций, реализующих программы дополнительного образования».
Для ребенка посещение ГКПД предоставляет возможность полноценного общения с детским коллективом, возможность получения знаний и навыков, необходимых для каждого ребенка в соответствии с возрастом. Это, несомненно, способствует более успешной их социализации в дальнейшем.
Для родителей не менее важным является возможность выйти на работу на не полный график.
В студии раннего развития «Малышок» – ГКПД от 3 до 7 лет каждый воспитанник в игровой форме имеет возможность получить бесплатные образовательные услуги, которые интересны и полезны для интеллектуального, творческого, физического, социального развития малышей.
Наш девиз: играя, развиваюсь и приобретаю навыки учебной деятельности.
В ГКПД выстроена преемственность между уровнями деятельности образовательного процесса:
I уровень:
группы адаптационные: возрастная категория 3 – 4 года: 1 год обучения;
группы развивающие: возрастная категория 5 – 6 лет: 1 год обучения;
II уровень:
группы формирования учебных навыков: возрастная категория 6 – 7лет:1 год обучения.
Специфика работы:
небольшая продолжительность занятий: 15 – 30 минут;
небольшая продолжительность пребывания детей в течение дня (3 – 4 часа);
невысокая кратность занятий в течение недели (не более 3 раз), в соответствии с СанПином 2.4.1.3049-13г.
Важна не длительность и частота, важна система работы. Форма занятий, в основном, игровая (дидактические, развивающие игры, самооценка ребенка должна быть завышена).
По окончании срока реализации дополнительных образовательных программ, обучающиеся (по желанию) продолжают посещать объединения и студии в МКУ ДО «ГЦДиЮТ» по интересам и потребностям.
В соответствии с ФГОС непосредственно образовательная деятельность в объединениях проводится по возрастным категориям, с использованием игровых технологий, вариативно, с чередованием развивающей и внеучебной деятельности, что обусловлено спецификой учреждения дополнительного образования детей:
группы формирования учебных навыков: 6 – 7 лет два раза в неделю с 09.00 часов до 12.00 часов;
адаптированные группы – развивающая (игровая) деятельность: 3 – 4 года и 5 – 6 лет три дня в неделю с 09.00 часов до 12.30 часов.
В ГКПД в течение года проводится мониторинг посещаемости (начальный, промежуточный, итоговый) и диагностика знаний, умений и навыков детей, которая позволяет определить промежуточное и итоговое развитие воспитанников и координировать дальнейшие действия.
Педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы, совместно с педагогом-психологом (с большим педагогическим опытом работы, имеющие высшую и первую квалификационную категории) проводят непосредственно образовательную деятельность и досуговые мероприятия с воспитанниками. Обучение в студии ГКПД является прекрасной возможностью обеспечить ребенку разнообразие видов деятельности, расширить круг общения со сверстниками и взрослыми, и одновременно решить проблемы дошкольного образования.
Преемственность между родителями малыша и педагогами ГКПД осуществляется во взаимодействии, сотрудничестве и доверительности при создании единого пространства развития и воспитания ребенка.
В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» 29. 12. 2012 год говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте…». Поэтому воспитательные отношения семьи и строятся на признании приоритета семейного воспитания. При тесном взаимодействии с родителями достигается основная цель – вовлечение семьи в образовательный процесс.
Благодаря партнёрским отношениям педагоги ГКПД успешнее строят сотрудничество с родителями, учитывают индивидуальные особенности семьи.
Совместно с педагогом-психологом влияют на формирование грамотной родительской позиции (уважительное отношение к своему ребенку, умение поддержать его; осознать и реализовать свои возможности в образовательной и развивающей работе с детьми).
Комплексно-тематическое планирование в ГКПД соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и определяется дополнительными образовательными программами, которые включают гибкое содержание, инновационные педагогические технологии (методика Марии Монтессори – саморазвитие, системно-деятельностный подход Л. Г. Петерсон, игровые технологии и т. д.) и реализуется через непосредственно-образовательную деятельность, которая обеспечивает всестороннее индивидуальное развитие детей.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику дошкольного и дополнительного образований.
По социальному заказу родителей в ГКПД обучение ведётся в игровой форме (английский и немецкий языки), внедряется региональный компонент – изучение родных языков (кабардинский и балкарский).
Приоритетным направлением в содержании образовательного процесса в студии раннего развития «Малышок» ГКПД являются:
социализация детей в общество;
ориентировка на личностное развитие;
развитие умений, навыков в ведущих видах игровой деятельности с учетом возможностей и интересов детей, потребностей родителей.
Формы организации детской деятельности в студии различные, но средства для достижения воспитательных задач остаются игровыми, так как в игровой форме ребёнок охотно и сравнительно легко преодолевает значительные трудности при овладении знаниями, поскольку именно в игре у детей особенно повышается умственная активность и работоспособность, следовательно, и обучаемость. При этом педагоги придерживаются развития речевой активности каждого ребёнка в процессе разнообразной деятельности, уделяют особое внимание созданию условий и выбору предметно – развивающей среды.
Такая форма работы с неорганизованными детьми, как обучение в студии «Малышок» ГКПД пользуется спросом у родителей. Наблюдается стабильная, положительная динамика в развитии и количестве обучающихся студии (2010 год – 25 детей, 2015 год – 91 ребёнок).
Улучшились показатели речевого, познавательного, математического развития, а также коммуникативных навыков, что является предпосылками легкой адаптации дошкольников к переходу в школу и успешному обучению.
Основное отличие ГКПД от детского сада, где ребенок переживает в течение дня разлуку с мамой, состоит в том, что в ГКПД ребенок несколько часов дня занимается привлекательными для него делами, поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников.
Формы работы с родителями в ГКПД:
совместные праздники и развлечения:
«Посвящение в воспитанники», «Осенние приключения», «Новый год стучится в двери», «Семейные реликвии», «Мама, мамочка, мамуля», «Папы разные нужны, папы разные важны», «Вместе весело шагать!», «Неделя психолог», «Неделя безопасности», «Неделя памяти»;наглядные методы работы: стенды, творческие выставки детских работ;
индивидуальная и совместная проектная деятельность;
музейная педагогика;
Дни открытых дверей (экскурсия – знакомство с учреждением);
совместные игровые и обучающие мероприятия для родителей и детей, экскурсии;
консультации, семинары: «Работа УДОД с детьми дошкольного возраста», «Комплексно – интегрированная деятельность в ГКПД (познавательно – речевое направление)» и т.д., тренинги.
В ГКПД студии раннего развития детей «Малышок» работает педагог-психолог. Внедрение новых стандартов позволило психологу по-другому посмотреть на собственную деятельность, выстроить ее в системном ключе, с упором на приоритетные направления, такие как проектирование, мониторинг. Деятельность психолога в данной ситуации четко вписана в общую систему работы (ГКПД), тем самым она становится актуальной, востребованной и видимой.
Работает школа для родителей и консультационный пункт: «Учимся понимать друг друга», которые предоставляют следующие услуги:
оказывают всестороннюю помощь родителям и детям от 3 до 7 лет, не посещающих ДОУ, в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
оказывают консультативную помощь родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
оказывают содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
проводят диагностику и своевременную коррекцию различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
обеспечивают взаимодействие между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.
Наши первые выпускники ГКПД продолжают и дальше заниматься в объединениях МКУ ДО «ГЦДиЮТ» по интересам, принимают активное участие в проектной деятельности:
«Земля – наш общий дом», «Жизнь на Земле» – Абазов Мурат;
«Семейные реликвии» – Агамирова Гиляна, Каширгов Ислам, Каширокова Галя, Кашироков Амин, Кумышев Данимир, Хавпачева Элина и др.
Педагоги дополнительного образования проводят комплексно-интегрированные занятия, проектную деятельность по образовательным областям ФГОС, осуществляют консультирование и другие виды взаимодействия с родителями, периодически организуют презентации и выставки детской творческой деятельности.
В соответствии с планом работы ГКПД педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии, которые:
формируют устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
развивают способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
формируют толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного  и индивидуального обучения и как один из вариантов технологии индивидуального обучения используется метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Обеспечение занятости воспитанников в период летних каникул является одним из направлений деятельности МКУ ДО «ГЦДиЮТ».
По заказу родителей и законных представителей в летний период в течение двух смен проводятся отдых и оздоровление детей, по программам дополнительного образования, разработанными нашими специалистами.
В соответствии с направлением УМЦ базовая площадка МКУ ДО «ГЦДиЮТ» в 2015 году апробировала и реализовала программы дополнительного образования по профильным сменам «Лето – 2015» для детей и подростков, по направлениям деятельности:
спортивно-оздоровительное;
социально-педагогическое;
эколого-биологическое;
краеведческое.
Проект «Лето – 2015» по организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей вызван повышением спроса родителей и детей на организационный летний отдых. Лето – счастливая пора для всех. Лето для детей - это восстановление здоровья, совершенствование личностных возможностей, время открытий, игр.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для оздоровления детей и подростков, развития их творческого потенциала, удовлетворения познавательных потребностей детей.
Тематика профильных смен:
1. «Семейный очаг» – профильная программа (региональный компонент) на базе клуба «Нарат», которая призвана содействовать совершенствованию организации содержательного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период, и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 18 лет.
Специфика данной программы предусматривает ненавязчивое и свободное усвоение национальной культуры и истории в форме игр, бесед, экскурсий, танцев и др. В современном мире формирование национальной идентичности стало проблематичным в связи со сложной политической обстановкой. Тем не менее, толерантность не возможна без адекватного представления о культуре и истории родного края. Современный человек должен уметь воспринимать чужую культуру и принимать ее без предрассудков, что невозможно без уважения к своей малой родине и своему народу.
Смена начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 21 дня. Участие детей и подростков в профильной смене – хороший способ изучить и закрепить знания по истории и культуре Кабардино-Балкарии, научить детей исследовательской и проектной деятельности.
Формы мероприятий: игры, викторины, конкурсы, экскурсии, проведение праздников и обрядов, танцы, исследовательская и проектная деятельность детей.
Все мероприятия объединены общей тематикой «История и культура Кабардино-Балкарии». Исследовательские работы включают в себя творческую деятельность детей, направленную на изучение национальной культуры и истории.
2. Во время летнего периода далеко не каждый родитель может предоставить своему ребенку дошкольного возраста полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить свое здоровье, развить творческие способности, раскрыть познавательный потенциал детей.
С этой целью был разработан проект летней экологической компании  для обучающихся ГКПД «Малышок» (возрастной категории от 3 до 7 лет) – «Я и природа».
Этот проект направлен на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, на воспитание чувства человеческого достоинства.
Дети могут и должны активно участвовать в природоохранительной деятельности, так как формирование экологического сознания – одна из самых актуальных задач современного воспитания.
Задача педагогов: сделать это время для ребят дошкольного возраста интересным и незабываемым.
Проект реализуется в течение 15 дней.
«Я и природа» программа лагеря, профильной кратковременной
смены дневного пребывания для дошкольников, на базе клуба «Эдельвейс».
Содержание данной смены строится по следующим направлениям деятельности: экологическое воспитание, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое воспитание, культурно-досуговая деятельность.
Реализуется через систему учебно-развивающих блоков:
«Человек – природа» - формирование и развитие целостного взгляда на природу, и место человека в ней, воспитание понимания ценности человеческой жизни, пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья участников проекта через проведения игр, праздников, бесед, проведение спортивных соревнований, экскурсий и экологических акций.
«Волшебная мастерская» – развитие способностей в области декоративно-прикладного творчества при работе с природным материалом через проведение конкурсов и участия в работе творческих мастерских («Карапуз», «Помоги мне сделать это самому», «Мир в ладошках»).
«Как прекрасен это мир» – создание условий для развития познавательной, коммуникативной, интеллектуальной, эмоциональной
сферы ребенка через проведение праздников, конкурсов, подвижных игр.
Так как направление смены – экологическое, то результатом реализации проекта сформированная готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей средой.
Эта готовность включает в себя следующее:
эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы чувства удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам;
интеллектуальную готовность – определенный уровень информированность детей о природе, осознания себя как носителя экологической культуры;
деловую готовность – возможность реализовывать свои знания в разнообразных ситуациях, желание и потребность участвовать в природоохранной деятельности, заботиться о чистоте своего дома, города.
«Здоровье – это здорово!» – профильная программа оздоровления и развития творческих способностей детей в летний период.
Данная программа предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе МКУ ДО «ГЦДиЮТ» клуб «Нарат» и рассчитана на детей в возрасте от 6 до 18 лет.
Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей с девиантным и делинквентным поведением.
Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.
Ожидаемые образовательные результаты и методики их диагностики:
развитие лидерских качеств обучающихся;
развитие творческих способностей;
укрепление их здоровья по средствам профилактических мер;
развитие коммуникативных способностей и толерантности воспитанников;
повышение общей культуры, расширение кругозора.
Проект реализуется в течение 21 дня.
Отзывы родителей, общение с ними на родительских собраниях, результаты анкетирования и индивидуальных бесед позволяют учитывать их мнения при организации работы, выборе форм и направлений деятельности, интегрируя дополнительное, дошкольное образования и социализацию детей и подростков в условиях отдыха и оздоровления.
Особое внимание уделяется вопросу развития материально-технической базы учреждения, здоровьесберегающим и профилактическим факторам при работе с детьми, как в течение учебного года, так и в каникулярное время, что позволяет говорить об успешной деятельности в МКУ ДО «ГЦДиЮТ» г. о. Нальчик с использованием инновационных педагогических технологий.