Интерактивный плаката по математике на тему Эрдниев П.М.


Технология укрупнения дидактическихединиц (УДЕ) П. М. Эрдниев Эрдниев Пюрвя Мучкаевич 15.10.1921, педагог, математик-методист, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. На педагогической работе с 1939 г.Участник ВОВ. Окончил Барнаульский педагогический институт, работал учителем в Алтайском крае. Преподавал в Ставропольском педагогическом институте. С 1964 заведующий кафедрой в Калмыцком педагогическом институте в Элисте. В 50-70-х гг. на материале школьной математики разработал систему укрупнения дидактических единиц (УДЕ) « Укрупнение дидактических единиц, -пишет П. М. Эрдниев- это путь повышения сознательности усвоения знаний посредством разумного сочетания логической (словесной) и образной(рисуночной) подачи одного и того же содержания» Сущность УДЕ сводится к объединению знаний во времени (урок, лекция) или в пространстве (разворот учебника и тетради). Элементы знания, распределённые ранее по разным разделам и годам обучения, объединяются и образуют тем самым целостный сплав структурно – новых знаний. Правило УДЕ : не повторение, а преобразование… Укрупнение дидактических единиц достигается особымструктурованием учебного материала, а также структурой уроков. Увеличение объема изучаемого матери- ала, объединение его в крупные блоки создают резерв времени для закрепления, повторения,доведения навыков до автоматизма.Одним из средств укрепления знаний учащихся служитматричная система фиксации учебной информации.Хорошей таблицей, позволяющей наглядно показать подаваемый материал, является матрица. Матрица-это таблица с двумя входами .На этом принципе устроена таблица Пифагора, периодическая системаМенделеева. Особенности методики математики по УДЕ:В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова как элементарная целостность двуединого процесса «учения — обучения». Ключевой элемент технологии УДЕ — это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии:а) исходная задача;б) ее обращение;в) обобщение. Ключевое упражнение на уроке математики по УДЕ – это составление и решение обратных задач.Прямая задача лучше постигается в паре с обратной, ибо при этом она схватывается учеником не изолированно, а как элемент системы мыслей. В 1 классе дети знакомятся с таблицей: Обратные задачи 1. Слова в условии одинаковы. 2. Вопросы меняются местами. 3. Числа в условии одинаковы. Нахождение суммы Нахождение неизвестного слагаемого Нахождение неизвестного слагаемого Яблок - 5шт. Груш - 3шт. ?5+3=8(шт.) Яблок -?Груш – 3 шт. 8 шт + 3 = 88 – 3 = 5 (шт.) Яблок – 5 шт. Груш - ? 8 шт.5+ = 8 8 – 5 = 3 (шт.) После работы над прямой задачей, когда на глазах у детей рождаются две новые обратные задачи, им показывают таблицу первого цикла обратных задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого. Ещё раз отрабатывается выполнимость трёх условий обратных задач. Введение обратных задач не изолировано от введения ранее прямой, а есть как бы её продолжение. Нахождение разности. Нахождение уменьшаемого. Нахождение вычитаемого. Было – 10 к. Съели – 4 к. Осталось - ?10 – 4 = 6 (к.) Было -?Съели – 4 к. Осталось – 6к. – 4 = 6 (к.)6 + 4 = 10 (к.) Было – 10 к. Съели - ?Осталось – 6 к. 10 - =6 (к.)10 – 6 = 4 (к.) Уменьшение числа. Увеличение числа. Сравнение чисел. Яблок – 5 шт. Груш – ? ,на 2 М.5 – 2 = 3 (шт. ) Яблок – ?, на 2 Б. Груш – 3 шт. 3 + 2 = 5 (шт.) Яблок – 5 шт. на ? Б. -Груш – 3 шт. на ? М. -5 – 3 = 2(шт.) Используя систему, можно изучая сложение одновременно знакомить детей с действием вычитания. Например: 6 + 2 = 8 3 + 1 = 4 8 - 2 = 6 4 - 3 = 1 8 - 6 = 2 4 - 1 = 3 Учителя-практики, работающие по этой технологии, дают ей свои проверенные опытом и наблюдениями определения – проще и эмоциональнее:– УДЕ – это философия цельного воззрения на мир, на любое явление.– УДЕ – это сотворчество учителя и ученика.– УДЕ – это самостоятельное составление чисел, формул, теорем, функций.Что дает применение этой технологии? Знаменитая писательница Мариэтта Шагинян еще в 70-е годы разглядела в новой методике открытие: “Эрдниев предложил одновременно... постигать сложение и вычитание как действия одного порядка, ...как две стороны одного целого. Обучение по его методу сократило время обучения арифметике в школе чуть ли не вдвое. Но эффект его новой методики не только в этом: она, эта методика, сделала шаг вперед и в работе детского мозга, научила его первому дыханию проблемности – чувству контраста”.Учителя в своих оценках единодушны: при применении УДЕ заметно повышается качество знаний, при том что учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 20%. УДЕ развивает логическое мышление ребят, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах: (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1977.Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах: (Опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). М.: Педагогика, 1979.Эрдниев П.М. Обучение математике по УДЕ: Серия статей // Начальная школа. 1993, 1996.Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. М., 1992.Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2-м классах. М.: Просвещение, 1992.Эрдниев П.М. Экспериментальное учебное пособие для 1-го, 2-го класса. М.: Педагогика, 1977.Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. М.: Педагогика, 1988.Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М., 1986.