Презентация Технология УДЕ академика П.М. Эрдниева


Технология укрупнения дидактическихединиц (УДЕ) П. М. Эрдниев Манджарикова Т.Н., учитель математикиМКОУ «Алцынхутинская СОШ имени Г.О. Рокчинского» Эрдниев Пюрвя Мучкаевич 15.10.1921, педагог, математик-методист, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. На педагогической работе с 1939 г.Участник ВОВ. Окончил Барнаульский пед. институт, работал учителем в Алтайском крае. Преподавал в Ставропольском пед. ин-те. С 1964 по настоящее время работает в КГУ . Разработал систему укрупнения дидактических единиц (УДЕ) « Укрупнение дидактических единиц, -пишет академик РАО П. М. Эрдниев- это путь повышения сознательности усвоения знаний посредством разумного сочетания логической (словесной) и образной(рисуночной) подачи одного и того же содержания» Сущность УДЕ сводится к объединению знаний во времени (урок, лекция) или в пространстве (разворот учебника и тетради). Элементы знания, распределённые ранее по разным разделам и годам обучения, объединяются и образуют тем самым целостный сплав структурно – новых знаний. Правило УДЕ : не повторение, а преобразование… Укрупнение дидактических единиц достигается особымструктурованием учебного материала, а также структурой уроков. Увеличение объема изучаемого матери- ала, объединение его в крупные блоки создают резерв времени для закрепления, повторения,доведения навыков до автоматизма.Одним из средств укрепления знаний учащихся служитматричная система фиксации учебной информации.Хорошей таблицей , позволяющей наглядно показать подаваемый материал , является матрица. Матрица-это таблица с двумя входами .На этом принципе устроена таблица Пифагора, периодическая системаМенделеева. Особенности методики математики по УДЕ:В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова как элементарная целостность двуединого процесса «учения — обучения». Ключевой элемент технологии УДЕ — это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии:а) исходная задача;б) ее обращение;в) обобщение. Ключевое упражнение на уроке математики по УДЕ – это составление и решение обратных задач. Прямая задача лучше постигается в паре с обратной, ибо при этом она схватывается учеником не изолированно, а как элемент системы мыслей. Например, при изучении темы «Процент» в 5 классе можно ввести тему «Пропорция» из 6 класса, т.к. решение любого вида задач на проценты сводится к единообразному алгоритму составления пропорции. Этот метод показала на уроке в табличном виде, совместного изучения всех видов задач на проценты.Все три вида задач на проценты (процент от числа, число по проценту, процентное отношение) решаются единым алгоритмом.Напиши условие задачи в матрице 2х2.В левом верхнем углу напиши 100%.Напиши проценты под процентами.Заполни таблицу числами; искомую величину обозначь буквой.Составь пропорцию т реши его (применяя основное свойство пропорции). Нахождение процентов от числаПрямая задача.docx Нахождение числа по его процентам1-я обр.задача.docx Нахождение процентного отношения (отношение двух чисел, выраженное в процентах)2-я обр.задача.docx 100% - 50 км56% - х км. 100% - у км.56% - 28 км 100% - 50 кмс% - 28 км. После работы над прямой задачей, когда на глазах у детей рождаются две новые обратные задачи, им показывают таблицу первого цикла обратных задач на нахождение числа по его процентам и нахождение процентного отношения. Ещё раз отрабатывается выполнимость трёх условий обратных задач. Введение обратных задач не изолировано от введения ранее прямой, а есть как бы её продолжение. Учителя-практики, работающие по этой технологии, дают ей свои проверенные опытом и наблюдениями определения – проще и эмоциональнее:– УДЕ – это философия цельного воззрения на мир, на любое явление.– УДЕ – это сотворчество учителя и ученика.– УДЕ – это самостоятельное составление чисел, формул, теорем, функций.Что дает применение этой технологии? Знаменитая писательница Мариэтта Шагинян еще в 70-е годы разглядела в новой методике открытие: “Эрдниев предложил одновременно... постигать сложение и вычитание как действия одного порядка, ...как две стороны одного целого. Обучение по его методу сократило время обучения арифметике в школе чуть ли не вдвое. Но эффект его новой методики не только в этом: она, эта методика, сделала шаг вперед и в работе детского мозга, научила его первому дыханию проблемности – чувству контраста”.Учителя в своих оценках единодушны: при применении УДЕ заметно повышается качество знаний, при том что учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 20%. УДЕ развивает логическое мышление ребят, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах: (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1977.Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах: (Опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). М.: Педагогика, 1979.Эрдниев П.М. Обучение математике по УДЕ: Серия статей // Начальная школа. 1993, 1996.Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. М., 1992.Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2-м классах. М.: Просвещение, 1992.Эрдниев П.М. Экспериментальное учебное пособие для 1-го, 2-го класса. М.: Педагогика, 1977.Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. М.: Педагогика, 1988.Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М., 1986.Виленкин Н.Я. Математика 5. Математика 6. М.: Мнемозина 2013 г.