Презентация по литературе на тему Пейзажная лирика Ф.Тютчева


Ф.И.Тютчев«Листья»Урок литературы в 6 классе * Определите тему стихотворения.* Каким настроением оно пронизано?* Какое слово является ключевым? Центральные образы - сосны и ели. О чем идет речь в 1-й строфе?Как их описывает поэт?Какие использует глаголы? Эпитеты? Можно ли ими любоваться?Вызывают ли они восхищение?


Какой образ появляется во второй строфе?Меняется ли настроение?Как живет это «легкое племя»?Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная пора, похожая на детские годы человека. И ведут себя листья, как дети: играются с лучами, купаются в утренней росе. Они живут “краткое время”, но оно наполнено у них радостью, весельем, ощущением счастья. Поэтому лето для них “красное”.

{93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}Сосны и елиЛистьяАнтитеза – противопоставление явлений, признаков, понятий. Какой художественный прием использует автор в двух первых строфах?
{93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}Сосны и елиЛистьяТощая зеленьЛегкое племяТорчат, спят, не желтеетЦветем, блестим, играли, купалисьКак иглы ежаМы были в красеВсю зимуВсе красное лето Как меняется картина в третьей строфе?Меняется ли настроение?Наступает осень…Антитеза: лето – осень.Работа над лексикой: назовите глаголы. Какое слово «выбивается» из общего ряда?Улететь – вот глагол, отражающий вечное стремление листьев к действию. Для листьев отвратительна сама мысль о бездействии. Лучше смерть, чем унылое существование.

Четвертая строфа начинается с обращения…Найдите глаголы. Какое действие они обозначают?Обратите внимание на знаки в конце предложений.Почему здесь так много восклицательных предложений? Это не мольба, а призыв. У листьев нет страха перед смертью, есть чувство радостного волнения от предстоящего полета, пусть он и последний.

Листья - символ краткой, но яркой жизни.Поэзия особенное состояние человеческой души, когда в несколько строк стихотворения укладывается “бездна смысла”, для передачи которой в прозе понадобились бы десятки страниц. Домашнее задание:Выучить стихотворение наизусть.Нарисовать иллюстрацию к стихотворению. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ «Перспектива» г. НовосибирскаБахирева Светлана Витальевна